Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:23, реферат
Одним из факторов экономического и инновационного развития государства является высокая инвестиционная активность, способствующая обеспечению экономического роста и, как следствие, повышению благосостояния общества. Она находит свое выражение в инвестиционной деятельности предприятий.
Наращивание объемов инвестиций и повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью предприятий, является основополагающим условием структурной перестройки хозяйства, создающим предпосылки экономическому росту. От оптимального использования инвестиций как на микро, так и на макро уровне зависит производственный потенциал страны, его эффективность, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства.
Введение……………………………………………………………………….4
Понятие инвестиционной политики……………………………………..6
Комплексная государственная инвестиционная политика в машиностроительной отрасли…………………………………………...10
Состояние отрасли машиностроения в 207-2012гг…………………….14
Инвестиции в машиностроении…………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………………………………31
Инвестиционная политика на микроуровне – это оценка качеств отдельных программ, проектов и инновационной деятельности предприятий в условиях конкуренции.
Целями инвестиционной политики на микроуровне являются:
- оценка эффективности
инвестиционного проекта с
- качественная реализация выбранного проекта.
Инвестиционная политика на предприятии должна реализовываться в следующих направлениях:
- выход из кризисной ситуации;
- обновление и модернизация
основных производственных
- развитие инновационной деятельности;
- совершенствование системы управления;
- развитие социальной инфраструктуры.
Таким образом, можно констатировать, что развитие машиностроительной отрасли зависит от прямого государственного регулирования инвестиционных процессов. В первую очередь, это вмешательство выражается в нормализации инвестиционного климата путём оптимизации некоторых макроэкономических параметров. Это будет дополнительным импульсом для активизации капиталовложений в реальный сектор, что будет стимулировать рост экономики в целом. Кроме того, государству необходимо направить «большие инвестиции» в машиностроительную отрасль для комплексной реструктуризации всей отрасли и развития качественного (инновационного) машиностроения.
Доля машиностроения в объеме промышленного производства составляет в России 19,5%. Для сравнения: этот показатель в Германии, Японии, США и др. развитых странах составляет от 39 до 45% (доля станкостроения в объеме отрасли машиностроения). Еще в 1990 году СССР занимал третье место в мире по производству и второе — по потреблению механообрабатывающего оборудования. Сегодня Россия находится по этим показателям соответственно на 22-м и 17-м местах. Начиная с 2002 года импорт механообрабатывающего оборудования превышает его внутреннее производство. Зависимость России от поставок станков из-за рубежа составила в 2006 году 87 %. В 2007 году произведено около 7 тысяч единиц металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования – в 14,5 раза меньше, чем в РСФСР за 1990 год. В структуре мирового рынка станков Россия имеет долю 0,3% [7, с. 34].
По данным Ассоциации "Станкоинструмент" парк механообрабатывающего оборудования, состоящий преимущественно из отечественных станков за последние 15 лет практически не обновлялся, сократился на 1 миллион единиц и составляет сегодня около полутора миллиона единиц. Более 70% станочного парка эксплуатируется свыше 15-20 лет и находится на грани полного физического износа.
Развитие
Большая часть из 300 предприятий нуждается в реструктуризации и диверсификации. Конкурентоспособную продукцию станкостроители выпускают только в небольших объемах, это узкая линейка оборудования и достаточно дорогой продукт. Основной доход предприятиям обеспечивают ремонт и модернизация старого оборудования (в среднем 80%), доля собственных новинок несоизмеримо мала.
Тем не менее, при
этом годовая потребность
Состояние отрасли машиностроения изучим на основе данных Росстата.
Таблица 1 – Производство транспортных средств и оборудования в Российской федерации в 2007-2012 гг. [13]
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||||||
Нат. ед. |
Нат. ед. |
Темп роста, % |
Нат. ед. |
Темп роста, % |
Нат. ед. |
Темп роста, % |
Нат. ед. |
Темп роста, % |
Нат. ед. |
Темп роста, % | |
Легковые автомобили, тыс. шт. |
1294 |
1471,4 |
113,71 |
600,0 |
46,37 |
1210,0 |
93,51 |
1740,5 |
134,51 |
1778,0 |
137,41 |
Троллейбусы, шт. |
651,1 |
778,0 |
119,49 |
773,0 |
118,72 |
397,0 |
60,97 |
236,0 |
36,25 |
221,0 |
33,94 |
Автобусы, тыс. шт. |
88,9 |
67,0 |
75,37 |
36,0 |
40,49 |
40,9 |
46,06 |
44,2 |
49,77 |
46,4 |
52,19 |
Грузовые автомиобили, тыс. шт. |
285 |
256,0 |
89,83 |
92,0 |
32,28 |
155,5 |
54,58 |
206,8 |
72,57 |
303,9 |
106,63 |
Тепловозы магистральные, секций |
59 |
49,0 |
83,03 |
35,0 |
59,32 |
33,0 |
55,93 |
31,0 |
52,54 |
19,0 |
32,20 |
Электровозы магистральные, шт. |
166 |
259,0 |
156,02 |
232,0 |
139,73 |
233,0 |
140,35 |
266,0 |
160,24 |
288,0 |
173,49 |
Вагоны пассажирские магистральные, шт. |
1823 |
2143,0 |
117,55 |
1399,0 |
76,74 |
1234,0 |
67,69 |
1180,0 |
64,73 |
1134,0 |
62,21 |
Вагоны грузовые магистральные, шт. |
38,6 |
42,7 |
110,61 |
23,0 |
59,59 |
51,0 |
132,12 |
63,0 |
163,21 |
71,0 |
183,94 |
Самолеты гражданские (без легких), шт. |
6 |
1,0 |
16,67 |
13,0 |
216,67 |
16,0 |
266,72 |
22,0 |
366,71 |
30,0 |
500,00 |
Вертолеты гражданские, шт. |
84 |
117,0 |
139,28 |
124,0 |
147,61 |
109,0 |
129,75 |
64,0 |
76,18 |
46,0 |
54,76 |
Мотоциклы и мотороллеры, тыс. шт. |
3,8 |
1,9 |
49,52 |
0,4 |
10,47 |
10,6 |
278,02 |
11,7 |
308,42 |
14,9 |
392,57 |
Велосипеды, тыс. шт. |
2026,2 |
1861,0 |
91,85 |
500,1 |
24,68 |
1168,5 |
57,67 |
1132,9 |
55,91 |
1090,8 |
53,84 |
По итогам 2012 года наблюдается внушительный рост производства легковых автомобилей производства относительно 2007 года. Также неплохо обстоят дела с производством электровозов (рост в 2012 году по сравнению с 2007 годом составил 173,49%. Производство гражданских самолетов также выросло с 6 самолетов в год до 30, конечно рост имеет место но количество самолетов закупленных гражданской авиацией в 2012 году составило 120 единиц. Но тут есть одно большое "но" - в данной статистике кроется большой процент так называемой "отверточной" сборки, т.е. это скрытый импорт и уход от пошлин. Его вычленить очень просто - достаточно взглянуть на число произведенных в России двигателей и сравнить это с общим числом собранных авто. В 2012 году произвели 244 тыс. двигателей, что составляет 12,2% от числа всех автомобилей и автобусов. То есть масштабы отверточной сборки очень велики.
Отрицательным является сокращение объемов производства троллейбусов и автобусов (на 64,06% и 47,81% соответственно, по сравнению с 2007 годом). Производство вагонов пассажирских в 2012 году совталяло лишь 62,21% от показателя 2007 года, а производство гражданских вертолетов – 54,76%. Производство велосипедов так же имеет тенденцию к сокращению на 46, 16% по сравнению с 2007 годом
Еще интересный момент - заметное падение производства 2009 года. Это дает о себе знать наша зависимость от внешних факторов, а изучаемый период таким фактором являлся мировой кризис.
4. Комплекс мер по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
Умеренно-оптимистический вариант развития
При умеренно-оптимистическом варианте развития предполагается реализовать следующий комплекс мер, направленных на поддержку отечественного транспортного машиностроения:
1. Рекомендовать ОАО "РЖД" ввести практику долгосрочного планирования деятельности, в том числе для того, чтобы сформировать условия для заключения договоров сроком на 6-9 лет с производителями на разработку и поставку продукции транспортного машиностроения (а именно: локомотивы, пассажирские вагоны, специализированные грузовые вагоны, высокоскоростной подвижной состав).
2. Направить
на финансирование НИОКР в
области транспортного
Мероприятия, направленные на реализацию остальных положений Стратегии и создание благоприятных условий для развития отрасли:
3. Подготовить
предложения по расширению
4. Подготовить
предложения в
5. Подготовить
предложения по корректировке
таможенных пошлин на ввозимую
бывшую в эксплуатации
6. Подготовить предложения по установлению льготных таможенных пошлин на ввоз деталей и комплектующих для совместных отраслевых предприятий на срок вплоть до полной локализации их производства;
7. Разработка
технических регламентов в
- - "О безопасности железнодорожного транспорта";
- - "О безопасности
перевозки железнодорожным
- - "О безопасности метрополитенов";
- - "О безопасности трамваев и троллейбусов".
8. Подготовить
предложения по созданию
9. Разработать программу развития кадрового потенциала предприятий транспортного машиностроения.
Сравнительные
результаты реализации
Анализ экономических последствий реализации вариантов развития отрасли основан на следующих данных:
- прогноз объемов потребности железнодорожного транспорта в подвижном составе для обеспечения грузооборота;
- объем выпускаемой
продукции и структура
- структура занятости и размер оплаты труда в отрасли;
- структура
налоговых отчислений
- текущий уровень и структура цен на отечественную и импортную продукцию отрасли;
- стоимость
жизненного цикла
На основании прогнозов предприятий отрасли рассчитаны объемы инвестиций в развитие производственных мощностей.
При инерционном варианте произойдет деинвестирование из-за того, что постепенно будут ликвидированы мощности по производству комплектующих.
При умерено-оптимистическом варианте для достижения требуемых объемов производства в период до 2015 года инвестиции в основные средства предприятий отрасли составят около 30 млрд. рублей, в основном, за счет привлечения частного капитала.
Производственные
возможности предприятий
Соотношение между отечественным производством и импортом и изменение структуры производства рассчитаны исходя из прогнозов объемов потребности железнодорожного транспорта в подвижном составе и необходимости ее полного удовлетворения.
При реализации инерционного варианта структура производства в отрасли изменится в сторону преобладания сборочного производства, что приведет к следующим основным последствиям:
- сокращение
количества занятых в
- снижение объемов
производства отечественной
- объемы налоговых
отчислений предприятий
- объемы налоговых отчислений предприятий - производителей комплектующих от деятельности, связанной с производством комплектующих для продукции транспортного машиностроения в бюджеты всех уровней до 2015 года составят 15 млрд. рублей;
Результаты расчетов приведены в Таблице 5.1.
Сравнительные результаты реализации альтернативных вариантов развития транспортного машиностроения
Показатель |
Ед. изм. |
При наличии гос. поддержки |
В отсутствие гос. поддержки |
Среднегодовой объем российского рынка ПС (локомотивы, электропоезда, пассажирские и грузовые вагоны) |
млрд. руб. |
218 | |
Доля российских производителей на внутреннем рынке к 2015 году |
% |
90 |
20 |
Объем экспорта ПС российскими производителями к 2015 году |
млрд. руб. |
33 |
0 |
Доля экспорта в объеме выпуска к 2015 года |
% |
15 |
0 |
Налоговые отчисления производителей подвижного состава к 2015 году накопленным итогом |
млрд. руб. |
~ 34 |
~ 10 |
Налоговые отчисления российских производителей - комплектаторов к 2015 году накопленным итогом |
млрд. руб. |
~ 49 |
~ 15 |
Количество занятых на производстве подвижного состава (без учета занятых на ремонтных работах) |
тыс. чел |
162 |
25 |
Инвестиции в техническое перевооружение и расширение производства до 2015 года накопленным итогом |
млрд. руб. |
~ 30 |
- 4,5 |
Доля отечественных
комплектующих в составе подвиж |
% |
95 |
25 |
Информация о работе Инвестиционная политика в отраслях национальной экономики