Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:16, курсовая работа
Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: «Государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков”, агентом правительства при обслуживании госбюджета».
Содержание.
ГЛАВА 1. Центральный банк Российской Федерации и его роль в регулировании рынка ценных бумаг.
Сущность Центрального банка………………………………………….
Рынок ценных бумаг и его сущность…………………………………….
Регулятивная роль Центрального банка на рынке ценных бумаг……….
ГЛАВА 2. Анализ деятельности Центрального банка на рынке ценных бумаг за 2008-2009 года.
Рынок облигаций федерального займа ……………………………………
Анализ рынка корпоративных ценных бумаг……………………………
ГЛАВА 3. Регулирование рынка ценных бумаг. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг.
3.1. Регулирование рынка ценных бумаг………………………………………
3.2. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг…
Вложения банков в ценные бумаги какого-либо одного эмитента ограничиваются через норматив Н6 - максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, поскольку в совокупную сумму требований банка к заемщику включаются приобретенные долговые обязательства заемщика. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации и составляет 25%. При этом активы, учитываемые при расчете данного норматива, взвешиваются по степени риска, как и при расчете норматива достаточности капитала. Норматив Н6 рассчитывается по каждому эмитенту, в долговые обязательства которого банком произведены вложения, включая государство - эмитента государственных долговых обязательств. При этом он рассчитывается отдельно в отношении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления при наличии у последних обособленного бюджета.
Важнейшей функцией Банка России является обеспечение специальных мер поддержки рынка ценных бумаг в ходе его функционирования:
осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, выступает платежным агентом по обслуживанию внутреннего государственного долга в форме государственных ценных бумаг;
выполняя функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию выпусков Федеральных долговых обязательств:
устанавливает требования к Торговой и Расчетной системам, Депозитарию;
устанавливает требования к дилерам и определяет их качественный состав;
устанавливает
правила проведения торгов и проводит
аукционы по первичному размещению облигаций,
осуществляет их погашение.
ГЛАВА 2. Анализ деятельности Центрального банка на рынке ценных бумаг за 2008-2009 год.
2.1.Рынок облигаций федерального займа
В августе Минфин России в связи с сохранением спроса со стороны участников рынка государственных ценных бумаг не сократил предложение ОФЗ. На первичном рынке были проведены четыре аукциона по размещению 2 новых выпусков ОФЗ-ПД 25067, 25068 (срочностью 3,2 и 5,0 года соответственно) и 2 дополнительных выпусков ОФЗ-ПД 25065 и 25066. В ходе вторичных торгов эмитент доразмещал эти выпуски гособлигаций. Суммарный объем размещения ОФЗ на аукционах и в ходе вторичных торгов в августе составил 51,4 млрд. руб. по номиналу (в июле — 48,1 млрд. руб.).
Таблица 1. Параметры и результаты аукционов по размещению ОФЗ на первичном рынке
|
* Дополнительный выпуск.
В
рассматриваемый период в
На вторичном рынке третий месяц подряд стоимостный объем спроса на ОФЗ (в основном режиме торгов) превышал объем их предложения при повышении спроса и некотором сокращении объема предложения. Объем сделок, заключенных в основном режиме торгов (без технических сделок), увеличился относительно июля на 85% (до 41,4 млрд. руб.), во внесистемном режиме — на 54% (до 15,1 млрд. руб.) по фактической стоимости. В обоих режимах торгов сделки по-прежнему заключались главным образом с гособлигациями срочностью от 1 года до 5 лет.
Рисунок 1. Объём операций на рынке ОФЗ* (млн. руб.)
Средняя
за месяц валовая доходность ОФЗ
снизилась в анализируемый
Рисунок 2.Основные показатели вторичного рынка ОФЗ
Кривая бескупонной доходности ОФЗ сохранила свою форму и на конец рассматриваемого периода была возрастающей на участках до 3 лет и свыше 5 лет, убывающей — на участке от 3 до 5 лет.
Рисунок
3. Кривая бескупонной доходности ОФЗ
(% годовых)
Бескупонная
доходность ОФЗ на базовые сроки колебалась
в августе в горизонтальном коридоре.
По итогам месяца доходность инструментов
на срок 3 года снизилась на 4 базисных пункта,
на срок 5; 10 и 30 лет — повысилась на 4; 4 и 5 базисных
пунктов соответственно.
2.2. Анализ
рынка корпоративных ценных
На рынке
корпоративных облигаций в
По данным информационного агентства "Сбондс.ру", в августе состоялось плановое погашение 8 выпусков корпоративных облигаций суммарным объемом 19,4 млрд. рублей. По итогам месяца объем портфеля обращающихся корпоративных облигаций увеличился на 4,0%, составив на конец августа 2219,6 млрд. руб. по номиналу.
Количество
дефолтов на рынке корпоративных
облигаций в анализируемый
Активность
участников рынка
На вторичных
торгах корпоративными облигациями
на ФБ ММВБ наибольшие объемы операций
приходились на облигации кредитных организаций,
компаний нефтегазового сектора, предприятий
железнодорожного транспорта, компаний
телекоммуникации и связи. Доля корпоративных
облигаций 8 ведущих эмитентов в августе
возросла до 65,5% суммарного торгового
оборота.
В августе
доходность наиболее ликвидных
корпоративных облигаций (
ГЛАВА 3. Регулирование рынка ценных бумаг. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
3.1.Регулирование рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг в большинстве развитых стран находится под воздействием государственного регулирования. Функции такого регулирования выполняют специальные государственные органы. Часто им вменяется в обязанность устанавливать правила поведения на рынке ценных бумаг с помощью подзаконных актов, давать трактовки положениям законов, проводить расследование нарушений, осуществлять выдачу и отзыв лицензий на права совершения операций с ценными бумагами. В нашей стране осуществление государственного регулирования необходимо еще и в связи с задачей быстрого становления РЦБ. Сведение роли государства к минимуму существенно затянуло бы этот процесс, ибо саморегулируемый частный национальный капитал, с одной стороны весьма слаб в нашей стране, для того чтобы самостоятельно создавать необходимые современные средства инфраструктуры РЦБ, а с другой - он не склонен сосредотачиваться на решении глобальных проблем, затрагивающих интересы общества в целом.
Регулирование рынка ценных бумаг - упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников:
эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование- это подчиненность организаций собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность организации в целом и ее работников. Внешнее регулирование -это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, другим организациям, международным соглашениям.
Регулирование рынка ценных бумаг бывает нескольких видов:
государственное регулирование рынка, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования. В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить два основных направления.
Первое направление – это выработка определенных правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг, и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов. Во многих странах созданы специальные административные органы, на которые возлагается функции разработки нормативных актов по ценным бумагам и контроля за соблюдением этих актов. В России распоряжением президента Российской федерации от 9 марта 1993 года было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам, организующая разработку мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг. В дальнейшем, Указом президента РФ от 4 ноября 1994 года эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением ее прежних функций. В тексте Федерального закона "О рынке ценных бумаг" определены права и функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Информация о работе Деятельность Банка России в регулировании рынка ценных бумаг