Деятельность Банка России в регулировании рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: «Государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков”, агентом правительства при обслуживании госбюджета».

Оглавление

Содержание.
ГЛАВА 1. Центральный банк Российской Федерации и его роль в регулировании рынка ценных бумаг.
Сущность Центрального банка………………………………………….
Рынок ценных бумаг и его сущность…………………………………….
Регулятивная роль Центрального банка на рынке ценных бумаг……….
ГЛАВА 2. Анализ деятельности Центрального банка на рынке ценных бумаг за 2008-2009 года.
Рынок облигаций федерального займа ……………………………………
Анализ рынка корпоративных ценных бумаг……………………………
ГЛАВА 3. Регулирование рынка ценных бумаг. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг.
3.1. Регулирование рынка ценных бумаг………………………………………
3.2. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг…

Файлы: 1 файл

Введениещашпфржяшщр.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Вложения  банков в ценные бумаги какого-либо одного эмитента ограничиваются через норматив Н6 - максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, поскольку в совокупную сумму требований банка к заемщику включаются приобретенные долговые обязательства заемщика. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации и составляет 25%. При этом активы, учитываемые при расчете данного норматива, взвешиваются по степени риска, как и при расчете норматива достаточности капитала. Норматив Н6 рассчитывается по каждому эмитенту, в долговые обязательства которого банком произведены вложения, включая государство - эмитента государственных долговых обязательств. При этом он рассчитывается отдельно в отношении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления при наличии у последних обособленного бюджета.

Важнейшей функцией Банка России является обеспечение  специальных мер поддержки рынка ценных бумаг в ходе его функционирования:

осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, выступает платежным агентом  по обслуживанию внутреннего государственного долга в форме государственных  ценных бумаг;

выполняя  функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию выпусков Федеральных долговых обязательств:

устанавливает требования к Торговой и Расчетной  системам, Депозитарию;

устанавливает требования к дилерам и определяет их качественный состав;

устанавливает правила проведения торгов и проводит аукционы по первичному размещению облигаций, осуществляет их погашение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Анализ деятельности Центрального банка на рынке ценных бумаг за 2008-2009 год.

2.1.Рынок облигаций  федерального займа   

 В  августе Минфин России в связи с сохранением спроса со стороны участников рынка государственных ценных бумаг не сократил предложение ОФЗ. На первичном рынке были проведены четыре аукциона по размещению 2 новых выпусков ОФЗ-ПД 25067, 25068 (срочностью 3,2 и 5,0 года соответственно) и 2 дополнительных выпусков ОФЗ-ПД 25065 и 25066. В ходе вторичных торгов эмитент доразмещал эти выпуски гособлигаций. Суммарный объем размещения ОФЗ на аукционах и в ходе вторичных торгов в августе составил 51,4 млрд. руб. по номиналу (в июле — 48,1 млрд. руб.).

Таблица 1. Параметры и  результаты аукционов  по размещению ОФЗ  на первичном рынке

Параметры выпусков
Дата  аукциона 5.08.2009 12.08.2009 19.08.2009 26.08.2009
Номер выпуска 25067 25066* 25065* 25068
Объем предложения, млрд. руб. 15,00 15,00 15,00 5,00
Срок  обращения, дней 1169 693 1316 1820
Дата  погашения 17.10.2012 6.07.2011 27.03.2013 20.08.2014
Результаты  аукционов
Объем спроса (по номиналу), млрд. руб. 18,25 14,76 18,29 11,87
Объем спроса (по фактическим ценам), млрд. руб. 18,14 14,77 18,76 11,84
Объем размещения (по номиналу), млрд. руб. 12,14 3,21 3,05 4,32
Объем размещения (по фактическим ценам), млрд. руб. 12,09 3,22 3,14 4,34
Цена  отсечения, % от номинала 99,56 99,34 101,26 100,21
Средневзвешенная  цена, % от номинала 11,97 11,39 12,08 100,39
Доходность  по цене отсечения, % годовых 12,12 11,43 12,10 12,30
Средневзвешенная  доходность, % годовых 11,97 11,39 12,08 12,25
Премия/дисконт  к доходности выпуска на вторичном  рынке, базисных пунктов 10 0

* Дополнительный выпуск.   

 В  рассматриваемый период в соответствии  с платежным графиком эмитент  выплатил купонный доход по 7 выпускам ОФЗ на сумму 13,2 млрд. рублей. По итогам августа номинальный рыночный портфель гособлигаций увеличился на 4,5% — до 1195,9 млрд. рублей. Дюрация рыночного портфеля ОФЗ уменьшилась на 66 дней и на конец месяца составила 4,7 года.

На вторичном  рынке третий месяц подряд стоимостный  объем спроса на ОФЗ (в основном режиме торгов) превышал объем их предложения при повышении спроса и некотором сокращении объема предложения. Объем сделок, заключенных в основном режиме торгов (без технических сделок), увеличился относительно июля на 85% (до 41,4 млрд. руб.), во внесистемном режиме — на 54% (до 15,1 млрд. руб.) по фактической стоимости. В обоих режимах торгов сделки по-прежнему заключались главным образом с гособлигациями срочностью от 1 года до 5 лет.

Рисунок 1. Объём операций на рынке ОФЗ* (млн. руб.)

Средняя за месяц валовая доходность ОФЗ  снизилась в анализируемый период по сравнению с предыдущим месяцем на 7 базисных пунктов — до 11,67% годовых. Волатильность валовой доходности ОФЗ в августе увеличилась. Размах колебаний доходности ОФЗ составил 66 базисных пунктов (в июле — 37 базисных пунктов).

Рисунок 2.Основные показатели вторичного рынка  ОФЗ

Кривая  бескупонной доходности ОФЗ сохранила  свою форму и на конец рассматриваемого периода была возрастающей на участках до 3 лет и свыше 5 лет, убывающей — на участке от 3 до 5 лет.

Рисунок 3. Кривая бескупонной доходности ОФЗ (% годовых) 

  

 Бескупонная доходность ОФЗ на базовые сроки колебалась в августе в горизонтальном коридоре. По итогам месяца доходность инструментов на срок 3 года снизилась на 4 базисных пункта, на срок 5; 10 и 30 лет — повысилась на 4; 4 и 5 базисных пунктов соответственно. 

 
 
 
 

2.2. Анализ  рынка корпоративных ценных бумаг.

На рынке  корпоративных облигаций в августе  повысилась эмиссионная активность и возросли объемы вторичных торгов. На ФБ ММВБ в рассматриваемый период состоялось размещение 19 новых выпусков корпоративных облигаций (в июле было размещено 17 новых выпусков). Суммарный объем размещения корпоративных облигаций на ФБ ММВБ в августе сократился на 8,4% по сравнению с июлем, составив 93,0 млрд. руб. по номиналу. На внебиржевом рынке было размещено 7 новых выпусков корпоративных облигаций суммарным объемом эмиссии 19,9 млрд. руб. (в июле — 1 выпуск объемом эмиссии 0,3 млрд. руб.).

По данным информационного агентства "Сбондс.ру", в августе состоялось плановое погашение 8 выпусков корпоративных облигаций суммарным объемом 19,4 млрд. рублей. По итогам месяца объем портфеля обращающихся корпоративных облигаций увеличился на 4,0%, составив на конец августа 2219,6 млрд. руб. по номиналу.

Количество  дефолтов на рынке корпоративных  облигаций в анализируемый период сократилось. По данным информационного агентства "Сбондс.ру", в августе по корпоративным облигациям эмитентов второго и третьего эшелонов было зафиксировано 29 дефолтов и 25 технических дефолтов.

  

 Активность  участников рынка корпоративных  облигаций на вторичных торгах в рассматриваемый период продолжала повышаться. Стоимостный объем предложения корпоративных облигаций по-прежнему превосходил стоимостный объем спроса при увеличении обоих показателей на 30%. Суммарный оборот торгов на вторичном рынке корпоративных облигаций на ФБ ММВБ в августе возрос по сравнению с предшествующим месяцем на 9,2% — до 274,3 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов увеличился на 19,6% и составил 13,1 млрд. рублей.

На вторичных  торгах корпоративными облигациями  на ФБ ММВБ наибольшие объемы операций приходились на облигации кредитных организаций, компаний нефтегазового сектора, предприятий железнодорожного транспорта, компаний телекоммуникации и связи. Доля корпоративных облигаций 8 ведущих эмитентов в августе возросла до 65,5% суммарного торгового оборота. 
 

    
 

 В августе  доходность наиболее ликвидных  корпоративных облигаций (рассчитывается  информационным агентством "Сбондс.ру" по группе эмитентов) продолжала  снижаться до середины месяца, затем, незначительно повысившись,  стабилизировалась. Диапазон колебаний доходности корпоративных облигаций сузился и составил от 13,67 до 14,23% годовых (в июле — от 14,34 до 15,46% годовых). Средняя за месяц доходность корпоративных облигаций снизилась по сравнению с предыдущим месяцем на 101 базисный пункт, составив 13,92% годовых. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. Регулирование рынка ценных бумаг. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России

3.1.Регулирование рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг в большинстве развитых стран находится под воздействием государственного регулирования. Функции такого регулирования выполняют специальные государственные органы. Часто им вменяется в обязанность устанавливать правила поведения на рынке ценных бумаг с помощью подзаконных актов, давать трактовки положениям законов, проводить расследование нарушений, осуществлять выдачу и отзыв лицензий на права совершения операций с ценными бумагами. В нашей стране осуществление государственного регулирования необходимо еще и в связи с задачей быстрого становления РЦБ. Сведение роли государства к минимуму существенно затянуло бы этот процесс, ибо саморегулируемый частный национальный капитал, с одной стороны весьма слаб в нашей стране, для того чтобы самостоятельно создавать необходимые современные средства инфраструктуры РЦБ, а с другой - он не склонен сосредотачиваться на решении глобальных проблем, затрагивающих интересы общества в целом.

Регулирование рынка ценных бумаг - упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников:

эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка  может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование- это подчиненность организаций собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность организации в целом и ее работников. Внешнее регулирование -это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, другим организациям, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг бывает нескольких видов:

государственное регулирование рынка, в компетенцию  которых входит выполнение тех или иных функций регулирования. В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить два основных направления.

Первое  направление – это выработка  определенных правил, регулирующих эмиссию  и обращение ценных бумаг, и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов. Во многих странах созданы специальные административные органы, на которые возлагается функции разработки нормативных актов по ценным бумагам и контроля за соблюдением этих актов. В России распоряжением президента Российской федерации от 9 марта 1993 года было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам, организующая разработку мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг. В дальнейшем, Указом президента РФ от 4 ноября 1994 года эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением ее прежних функций. В тексте Федерального закона "О рынке ценных бумаг" определены права и функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Информация о работе Деятельность Банка России в регулировании рынка ценных бумаг