Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:57, реферат
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
Введение
1. Понятие бюджетного процесса
2. Исполнение бюджета как стадии бюджетного процесса
3. Контроль за исполнением бюджета
Заключение
Список использованной литературы
Также существенная роль в исполнении федерального бюджета принадлежит федеральному казначейству. Этот орган был создан по Указу Президента РФ в 1992 году, его деятельность урегулирована Положением о федеральном Казначействе РФ. В соответствии с указанными актами основными задачами органов казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы.
В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (ст.215).
При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство (ст.243 Бюджетного кодекса РФ).
Исполнение федерального
бюджета осуществляется на основе отражения
всех операций и средств федерального
бюджета в системе балансовых
счетов Федерального казначейства. В
процессе исполнения федерального бюджета
запрещается осуществление
Осуществляя эти задачи, Главное управление федерального казначейства Министерства Финансов РФ:
- организует бюджетное
и финансовое исполнение
- доводит до территориальных
органов федерального
- ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета;
- организует распределение
в установленных размерах
- организует и осуществляет
краткосрочное прогнозирование
и кассовое планирование
- представляет высшим
органам государственной
- выполняет иные функции.
В своей деятельности по исполнению федерального бюджета Главное управление федерального казначейства взаимодействует с Центральным банком РФ, Государственной налоговой службой РФ, иными центральными органами государственной власти и управления РФ.
Составной частью исполнения бюджета является кассовое исполнение бюджетов, осуществления которого в соответствии с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» возложено на банковскую систему.
Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы (ст.216 Бюджетного кодекса РФ).
В основе кассового
исполнения бюджетов лежат принцип
единства кассы и конституционные
положения о разграничении
Кассовое исполнение
бюджетов в соответствии с принципом
единства кассы означает, что все
доходы каждого бюджета
Бюджетное законодательство закрепляет, что Центральный Банк Российской Федерации, его учреждения на местах, а при их отсутствии по согласованию с соответствующим органам представительной власти, любые другие банки ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти.
Законом РФ «О Центральном
банке РФ» от 26 апреля 1995 года определены
взаимоотношения Банка России с
органами государственной власти и
органами местного самоуправления, в
том числе по вопросам, связанным
с исполнением бюджетов. Так, Законом
предусмотрено в ст.22, что Банк
России не вправе представлять Правительству
РФ кредиты на покрытие бюджетного
дефицита, а также получать государственные
ценные бумаги при их первичном размещении,
если это не предусмотрено Законом
о федеральном бюджете. Банк России
не вправе предоставлять кредиты
на финансирование дефицитов бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов государственных
внебюджетных фондов. В Банке России
хранятся средства федерального бюджета
и государственных внебюджетных
фондов, если иное не установлено федеральном
законодательством. Банк России и Минфин
РФ в необходимых случаях
Все операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, Банк РФ осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения.
Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись. Бюджетная роспись составляется федеральными органами представительной власти в месте с бюджетом соответствующего уровня.
В соответствии со ст.217
Бюджетного кодекса, исполнение бюджетов
всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации осуществляется
уполномоченными
Исполнение бюджетов осуществляется на доходной и расходной частями. Доходная часть бюджетов исполняется за счет налоговых и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц.
Зачисление сумм, поступающих на счет кредитного бюджета, кредитные учреждения осуществляет на основании действующего законодательства и указаний финансовых органов.
Бюджетные кредиты выделяются (предоставляются) министерствам, ведомствам, отделам и управлениям, предприятиям, учреждениям и иным организациям. Размер предоставляемых бюджетных кредитов соответствует объему ассигнований предусмотренных в соответствующем бюджете для финансирования расходов учреждений и иных организаций.
Распорядителем бюджетных кредитов, должностные лица, которым представлено право распоряжаться денежными средствами, подразделяются на главных и нижестоящих.
К главным распорядителям относятся:
- по федеральному
бюджету: министры и
- по объектам субъектов
РФ: министры и руководители
- по местным бюджетам:
руководители отраслевых
Нижестоящие распорядители делятся на две группы:
В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителей кредитов на расходы возлагаемого ими учреждения и для распределения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организациями.
Во вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих самостоятельные сметы и получающих бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителей кредитов для их использования на нужды данного учреждения (организации).
Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной системы предполагает их взаимную ответственность в процессе использования. В случае же принятия органами власти решения с нарушением своей компетенции, которым причиняется материальный ущерб должны быть возмещены органам власти, принявшие такое решение, за счет подведомственного бюджета.
Заключение бюджета выражается в закрытии счетов (ст.364 Бюджетного кодекса), по которым осуществляется исполнение доходной и расходной частей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 декабря, после которого никакие выплаты за исключением бюджета не производятся, равно как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета.
Согласно ст.214 Бюджетного
кодекса, отчетность об исполнении бюджета
может быть оперативной, ежеквартальной,
полугодовой и годовой. Сбор, свод,
составление и представление
отчетности об исполнении бюджета осуществляются
уполномоченным исполнительным органом.
Единая методология отчетности об исполнении
бюджета устанавливается
КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТОВ
Исполнение бюджетов находятся под постоянным контролем органов власти. Полномочия органов представительной власти по контролю за использованием бюджетов можно подразделить на две группы: во-первых, это полномочия по организации контроля, а во-вторых - контрольные полномочия.
Согласно 9 раздела
Бюджетного кодекса контроль осуществляется
законодательными (представительными)
органами, представительными органами
местного самоуправления, Федеральными
казначейством, Счетной палатой
РФ, Министерством финансов РФ, главными
распорядителями бюджетных
К первой группе относятся полномочия по определению организационных форм контроля; установлению порядка и сроков представления соответствующими органами исполнительной власти информации по исполнению бюджетов; организации аудиторской проверки исполнения бюджета.
Ко второй группе относятся конкретные полномочия: непосредственный контроль хода исполнения бюджета самими органами представительной власти. С этой целью представительный орган власти и его постоянные комиссии и комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от соответствующего органа исполнительной власти, его финансовых и других органов управления любую информацию, связанную с использованием бюджета.