Территориальные целевые бюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

Целевые бюджетные фонды - один из элементов бюджетной системы; создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов.
Правовые основы целевых бюджетных фондов заложены в ст. 17 Бюджетного кодекса РФ. Здесь же даётся правовое определение целевому бюджетному фонду:
Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Основными задачами Федерального экологического фонда Российской Федерации являлись:

- финансирование и  кредитование федеральных программ  и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;

- мобилизация средств  на осуществление природоохранных  мероприятий и программ;

- экономическое стимулирование  бережного и эффективного использования  природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений;

- содействие в развитии  и осуществлении международного  сотрудничества в области охраны  окружающей природной среды, финансирование  целевых проектов и программ  такого сотрудничества;

- содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Средства Федерального экологического фонда Российской Федерации  формировались за счет:

- платы за выбросы,  сбросы загрязняющих веществ  в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и от взимания штрафов за экологические правонарушения, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции в размере десяти процентов от общей суммы указанных поступлений, направляемых во внебюджетные экологические фонды;

- средств, полученных  в виде дивидендов, процентов  по вкладам, банковским депозитам,  от долевого использования собственных  средств в деятельности предприятий  и иных юридических лиц;

- инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц;

- отчислений от доходов  предприятий, учреждений и организаций,  образуемых Федеральным экологическим фондом Российской Федерации;

- добровольных взносов  предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

- платы за консультационные, экспертные и другие услуги;

- иных источников денежных  средств, не противоречащих действующему  законодательству и основным задачам деятельности Фонда.

Средства Федерального экологического фонда Российской Федерации использовались на:

- долевое участие в  разработке и реализации имеющих  федеральное значение программ  и проектов, направленных на улучшение  качества окружающей природной  среды и обеспечение экологической безопасности населения;

- научно-технические  исследования, разработки, внедрение  ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

- участие в финансировании  строительства, реконструкции природоохранных  объектов, осуществляемых предприятиями  и организациями;

- осуществление мер  по воспроизводству природных  ресурсов, нанесших ущерб в результате загрязнения природной среды;

- выплату в установленном  порядке компенсационных сумм  гражданам на возмещение вреда,  причиненного их здоровью загрязнением  и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду;

- развитие экологического  воспитания и образования;

- содержание аппарата  Федерального экологического фонда  Российской Федерации.

Часть средств Федерального экологического фонда Российской Федерации на договорных условиях могло использоваться для выдачи под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям для реализации природоохранных мероприятий, а также для вложения в ценные бумаги, долевого участия в деятельности предприятий и иных юридических лиц, для размещения их на депозитных счетах в банках и на другие цели, не противоречащие направлениям деятельности Федерального экологического фонда Российской Федерации.

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

Фонд образован в соответствии со статьей 60 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год». Средства фонда направлялись на финансирование осуществляемых для федеральных нужд мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы, включая геологическое изучение недр на территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе и в Мировом океане, и расходов по управлению государственным фондом недр Российской Федерации. Средства фонда образовывались за счет зачисляемой в доход федерального бюджета части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, производимых пользователями недр, осуществляющими добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Средства фонда имеют целевое назначение, не подлежали изъятию, не могли быть использованы для получения прибыли, распределялись и использовались по направлениям, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Фонд Министерства Российской Федерации  по атомной энергии

Данный фонд, в отличие от других целевых бюджетных фондов, просуществовал до 1 января 2005 года (другие фонды были упразднены ранее - в 2001 году).

В статье 86 Федерального закона от 31.12.1999 года № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» было установлено, что приходящаяся на стоимость работ разделения выручка за поставляемый в США низкообогащенный уран, являющийся федеральной собственностью, в рамках исполнения обязательств Российской Федерации в области разоружения и контроля над вооружениями в размере 15797,1 млн. рублей, включая остатки средств по состоянию на 1 января 2000 года в размере 1762,4 млн. рублей, зачисляется в 2000 году в доход Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии. На основании этого, Правительство РФ разработало Положение о формировании, зачислении и расходовании средств, поступающих в целевой бюджетный Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии (утверждено постановлением Правительства РФ от 23.09.1999 года № 1089). В данном положении определялся порядок формирования, зачисления и расходования средств, поступающих в целевой бюджетный Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии, образуемый за счет приходящейся на стоимость работ разделения валютной выручки за поставляемый в США низкообогащенный уран в рамках выполнения обязательств Российской Федерации в области разоружения и контроля над вооружениями.

Средства Фонда направлялись на компенсацию расходов предприятиям и организациям, в том числе внешнеторговым, участвующим в выполнении обязательств Российской Федерации в области разоружения и контроля над вооружениями, и финансовое обеспечение мероприятий по повышению ядерной и радиационной безопасности, экологических программ и поддержки фундаментальной и прикладной науки, финансирование работ, связанных с реструктуризацией и конверсией предприятий и организаций Министерства Российской Федерации по атомной энергии, других расходов, связанных с деятельностью ядерного комплекса, по направлениям, согласованным с Министерством финансов Российской Федерации, включая мероприятия по утилизации вооружений.

Что касается других целевых бюджетных  фондов, то их деятельность отличалось от деятельности других фондов в основном только целями и источниками формирования, поэтому нет необходимости более подробно рассматривать их функционирование.

Итак, назначение целевых бюджетных фондов - финансирование мероприятий, имеющих экономические, социальные, благотворительные, культурные и иных общественно полезные цели.

Исходя из этого, можно определить их роль.

Целевые бюджетные фонды  позволяют акцентировать внимание на определённых общественных проблемах, которые требуют индивидуального подхода для их решения. Дело в том, что принцип общего (совокупного) покрытия расходов, устанавливаемый в статье 35 Бюджетного кодекса РФ, не позволяет связывать доходы бюджета с расходами. То есть, в бюджете не должно предусматриваться целевых доходов, которые могут быть использованы только на финансирование конкретных объектов. Целевые же фонды позволяют аккумулировать доходы по целям расходов. Так, Федеральный дорожный фонд Российской Федерации позволял аккумулировать финансовые ресурсы, которые направлялись только на цели, предусмотренные для данного фонда. То же самое относится и к другим целевым бюджетным фондам.

В заключение по данному  параграфу также необходимо подчеркнуть, что проводимая в нашей стране реформа бюджетной системы имеет тенденцию отказа от функционирования целевых бюджетных фондов, следовательно, их создание носило временный промежуточный характер на пути к построению бюджетной системы РФ на основе общеустановленных мировых стандартов.

 

 

 

 

 

 

2.Территориальные целевые внебюджетные фонды.

Создание специальных  фондов позволяет привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в различных областях, для непредвиденных расходов.  
 
Внебюджетные фонды - это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.  
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению. 
Классификации внебюджетных фондов: 
 
1) В зависимости от целей создания выделяют фонды: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские.  
2) В зависимости от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть: бессрочного, долгосрочного и краткосрочного действия.  
3) В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные (ПФР, ФСС РФ, ФФОМС) и децентрализованные (для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач, например: фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, фонд конверсии и др.)  
4) По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть: общего характера (фонд регионального развития); конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике РБ).  
 
Возникновение института внебюджетных фондов не получило однозначной оценки. Ряд внебюджетных фондов был консолидирован в бюджет в виде целевых бюджетных фондов. Итоги деятельности данных фондов по-разному воспринимаются специалистами. Внебюджетные фонды не являются однородными и не обладают ни всеобщими преимуществами, ни недостатками в сравнении с бюджетной формой существования. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи с определенными условиями, их предопределяющими.  
 
Источники формирования внебюджетных фондов: 
 
1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (специальные целевые налоги и страховые взносы);  
2) добровольные взносы юридических и физических лиц;  
3) доходы, полученные от размещения временно свободных средств;  
4) другие доходы.  
 
Средства государственных и территориальных внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности, изъятию не подлежат.  
 
Проекты бюджетов внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении составляются органами соответствующих фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение представительных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Контроль за исполнением бюджетов внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующею уровня бюджетной системы РФ.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ: 
 
1. Пенсионный фонд РФ 
 
Создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан.  
 
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются: 
 
1) федеральные органы государственной власти;  
2) страховщик (Пенсионный фонд РФ);  
3) страхователи (лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица);  
4) застрахованные лица (лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование).  
 
Источники доходов ПФР: 
 
• страховые взносы работодателей (20% от ФОТ);  
• средства федерального бюджета;  
• суммы пеней и иных финансовых санкций;  
• доходы от размещения временно свободных средств ПФР;  
• добровольные взносы физических лиц и организаций;  
• иные источники, не запрещенные законодательством РФ.  
 
Расходы ПФР включают: расходы на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, застрахованного лица, в выбранный им негосударственный пенсионный фонд; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР; финансовое обеспечение текущей деятельности страховщика.  
 
2. Фонд социального страхования РФ 
 
Создан в 1990 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. в целях управления средствами государственного социального страхования России.  
 
Основные задачи Фонда социального страхования (ФСС) РФ: 
 
1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей и др.;  
2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;  
3) разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Минфином РФ предложений о размерах тарифов страховых взносов на государственное социальное страхование;  
4) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.  
 
Источники средств ФСС: 
 
• страховые взносы работодателей (2,9% от ФОТ);  
• страховые взносы субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;  
• доходы от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;  
• добровольные взносы граждан и юридических лиц;  
• ассигнования из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий, а так же в других установленных законом случаях;  
• прочие доходы.  
 
3. Фонды обязательного медицинского страхования РФ  
 
Созданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991г. и предназначены для обеспечения гарантированного получения медицинской помощи при возникновении страхового случая. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.  
 
Источники доходов Федерального фонда ОМС: 
 
• страховые взносы работодателей (1,1 % от ФОТ);  
• добровольные взносы юридических и физических лиц;  
• доходы от использования временно свободных финансовых средств фондов.  
 
Источники доходов Территориальных фондов ОМС: • страховые взносы работодателей (2,0 % от ФОТ);  
• поступления из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;  
• поступления из ПФР на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров;  
• поступления средств ФФОМС на выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС;  
• доходы от размещения временно свободных денежных средств.  
 
Территориальные целевые внебюджетные фонды 
 
Один из возможных путей концентрации средств предприятия на финансирование общерегиональных мероприятий - образование территориальных внебюджетных фондов экономического и социального развития.  
 
Территориальные внебюджетные фонды формировались за счет: 
 
• добровольных взносов юридических и физических лиц;  
• доходов от аукционов;  
• штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб;  
• штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб.  
 
Мобилизованные в такие фонды средства направлялись на расходы, связанные со строительством на кооперативных началах объектов социально-бытового назначения; увеличением текущих расходов бюджета, а также для финансирования плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов; перерасходами установленных смет и нормативов.  
 
Практически во всех странах, где имеются спонсоры, меценаты, физические и юридические лица, помогающие своими средствами согражданам, формируются различные внебюджетные фонды, в том числе благотворительные, специальные, культурные и т.д.

Источники внебюджетных фондов

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь- это выделение из бюджета  определённых расходов, имеющих особо  важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определённых целей.  
 
Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.  
 
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.  
 
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Доходы внебюджетных фондов

Доходы внебюджетных фондов включают: 
 
- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;  
- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;  
- средства бюджета;  
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;  
- займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.  
- другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.  
 
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.  
 
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью.  
 
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.  
 
Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.  
 
В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.  
 
По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

Информация о работе Территориальные целевые бюджетные фонды