Понятие о государственном бюджете

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы курсовой состоит в том, что бы рассмотреть понятие о государственном бюджете.
Задачи для рассмотрения:
Рассмотреть понятие бюджет.
Рассмотреть устройство бюджета.
Дать понятие бюджетного дефицита.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава I Бюджет……………………………………………………………….5
1.1 Порядок утверждения бюджета………………………………………….8
1.2 Бюджет и его устройство………………………………………………..10
1.3 Бюджетное устройство Российской Федерации……………………….15
1.4 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы………………..…17
1.5 Регулирование бюджетных потоков……………………………………24
Глава II Понятие бюджетного дефицита………………………………....27
2.1 Причины дефицита государственного бюджета………………………2
2.2 Меры по снижению бюджетного дефицита……………………………29
2.3 Кейнсианская теория……………………………………………………31
2.4 Факторы роста бюджетного дефицита…………………………………33
2.5 Чистые налоги……………………………………………………………36
2.6 Последствия изменения величин расходов и доходов бюджета……..37
2.7 Стратегия фискальной политики……………………………………….38
2.8 Автоматические стабилизаторы………………………………………...39
2.9 Дефицит полной занятости……………………………………………...41
2.10 Дефицит, внутренний и внешний долг………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ Омский государственный педагогический университет

Университетский колледж

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:  «Финансы, денежное обращение и кредит»

Тема: «Понятие о государственном бюджете»

 

 

 

 

 

 

 

 

             Выполнил: студент группы Б-922

             Илья Андреевич Кучумов

            Проверил: преподаватель

            Наталья Николаевна Карабанова

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Глава I  Бюджет……………………………………………………………….5

1.1 Порядок утверждения бюджета………………………………………….8

1.2 Бюджет и его устройство………………………………………………..10

1.3 Бюджетное устройство Российской Федерации……………………….15

1.4 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы………………..…17

1.5 Регулирование бюджетных потоков……………………………………24

Глава II    Понятие бюджетного дефицита………………………………....27

2.1 Причины дефицита государственного бюджета………………………27

2.2 Меры по снижению бюджетного дефицита……………………………29

2.3 Кейнсианская теория……………………………………………………31

2.4 Факторы роста бюджетного дефицита…………………………………33

2.5 Чистые налоги……………………………………………………………36

2.6 Последствия изменения величин расходов и доходов бюджета……..37

2.7 Стратегия фискальной политики……………………………………….38

2.8 Автоматические стабилизаторы………………………………………...39

2.9 Дефицит полной занятости……………………………………………...41

2.10 Дефицит, внутренний и внешний долг………………………………..43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальностью данной темы является то, что бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для  успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством.

 Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение

все в большей степени  осуществляется через финансовый рынок  исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования  рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

Цель написания работы курсовой состоит в том, что бы рассмотреть понятие о государственном бюджете.

Задачи для рассмотрения:

  1. Рассмотреть понятие бюджет.
  2. Рассмотреть устройство бюджета.
  3. Дать понятие бюджетного дефицита.

 

ГЛАВА I  БЮДЖЕТ

 

Бюджет (англ. budget – “денежная сумка” ) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое “денежной сумки” , наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.  [3] Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Бюджеты и бюджетное  регулирование существуют в любой  социально-экономической системе, присущи  экономике как рыночного, так  и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной – финансовым.

В период господства в  России социалистической системы хозяйствования истинное состояние государственного бюджета было известно только аппарату центральных финансовых органов. Народ не имел о нем представления. Партийно-государственная власть выносила на рассмотрение и утверждение законодательных органов во многом фиктивные, неполные, нераскрытые плановые и отчетные бюджеты, которые автоматически одобрялись и утверждались законодательными органами. При этом система не только не вырабатывала, но последовательно отбивала у людей интерес к тому, чтобы узнать, куда же идут народные деньги, средства налогоплательщиков, попавшие в государственную денежную сумку. Да и бюджет предприятий оставался для его работников за семью печатями. Отсутствие глубокого интереса со стороны граждан к анализу государственных, республиканских, местных бюджетов и бюджетов предприятий можно объяснить нежеланием “считать деньги в чужом кармане”. Ведь подавляющее число граждан полагает “чужими” любые деньги, не попавшие в собственный или семейный карман или изъятые из этих карманов посредством налогов и платежей. В действительности это тоже кровные, “свои” деньги граждан, но направляемые по государственным, территориальным, коллективным, производственным, социальным каналам использования.

В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная. Составлению, утверждению, анализу  исполнения государственных годовых  бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает представление о том, что в условиях рыночной экономики нет места централизованному государственному планированию. Реальная ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства. Принципиально важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возможности тратить народные деньги направо и налево, как им заблагорассудится.

В принципе бюджеты стали  и у нас предметом рассмотрения и утверждения. Но, утвердив бюджет, часто с запозданием, о нем  обычно забывают и принимают затем решения, его разрушающие.

Огромное значение для  поддержания стабильности хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций, обеспечения пропорциональности и  сбалансированности, функционирования и развития разных секторов и сфер экономики имеет контроль за финансовыми потоками, своевременная корректировка доходных и расходных статей бюджета. Естественно, что реальные финансовые соотношения отличаются от намеченных в проектах и планах. Обычно денежные расходы превышают первоначальные наметки, а доходы оказываются ниже ожидаемых. Отсюда возникает необходимость корректировки бюджетов, использования резервов с тем, чтобы направить экономические процессы в нужное русло, согласовать их с финансовыми возможностями.

Важно, что на бюджетном  регулировании, осуществляемом посредством формирования доходных и расходных статей государственного и регионально бюджетов, сказывается степень демократизации финансового управления. Одно дело, когда финансами через бюджет распоряжаются органы народовластия. И совсем другое, когда содержимое “денежной сумки” распределяют руководители государственного аппарата, чиновники из министерств и ведомств, руководствующиеся узковедомственными, преходящими, личными интересами. В целом в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в образование, движение, распределение финансовых ресурсов предприятий и граждан гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа. Вместе с тем бюджетно-регулятивная функция государства в ряде стран с рыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой.

С помощью бюджетов, так  же как и посредством связанных  с ними налогообложения и налоговых  льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике. [4]

 

 

1.1 Порядок утверждения  бюджета

 

Составление бюджета, его  обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности – все это представляет собой единый бюджетный процесс. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами.

В соответствии с законом  президент должен заблаговременно, задолго до на чала финансового года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется прогноз социально-экономического развития страны, определяется сводный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий бюджетный год. В Российской Федерации бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Когда проект бюджета составлен, он рассматривается президентом, который направляет его в парламент для обсуждения и утверждения. В ходе процесса составления и рассмотрения бюджета в него обычно вносится множество изменений и дополнений. В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то прежде всего должны быть обеспечены соответствующими доходами текущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться пределы несбалансированной части бюджета, излишек или дефицит, причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

Закон о федеральном (республиканском) бюджете после утверждения парламентом  подписывается президентом. В то же время, в случае несогласия президента с версией бюджета, представленной парламентом, он может отклонить ее, то есть наложить вето. Пока окончательно бюджет не принят и вето не отменено, правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорным статьям в размере 1 / 12 части их величины в предшествующем году. Контроль за состоянием и ходом выполнения республиканского бюджета осуществляется контрольно-счетной палатой при парламенте, которая в своей деятельности не зависима ни от парламента, ни от аппарата президента. Финансовые органы контролируют исполнение бюджета. В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на 5,10,15% и т.д. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи – это расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание и т.д.

При чрезвычайных обстоятельствах  в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается  принятием специального закона. [5]

 

 

1.2 Бюджет и его устройство

 

Бюджетные отношения  представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. [1]

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев: федеральный  бюджет РФ; бюджеты национально-государсвенных и административно-территориальных  образований, называемые бюджетами  субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; местные бюджеты.

Информация о работе Понятие о государственном бюджете