2) за несвоевременное исполнение кредитными
организациями платежных документов на
зачисление или перечисление бюджетных
средств;
Рассматривая вопрос о порядке привлечения
к ответственности за нарушения бюджетного
законодательства, которые связаны с бюджетами
субъектов Российской Федерации, необходимо
отметить, что этот порядок зависит от
того, какой вид правонарушения – бюджетно-правового
или административного – имеет место
в данном случае.
Если данное нарушение является финансово-правовым
(и речь, следовательно, идет о привлечении
к бюджетно-правовой ответственности),
то в свою очередь данный порядок зависит
от того, какой орган исполняет бюджет
субъекта Российской Федерации: органы
Федерального казначейства и органы самого
субъекта Российской Федерации.
Применительно к последней ситуации Бюджетный
кодекс Российской Федерации устанавливает,
что в случае, если бюджеты субъектов Российской
Федерации исполняются не органами Федерального
казначейства, то руководители органов,
исполняющих соответствующие бюджеты,
имеют право применять меры принуждения
в соответствии с настоящим Кодексом.
Следует сказать, что БК РФ не устанавливает
процедуры привлечения бюджетными органами
(то есть органами Федерального казначейства
или собственными органами субъекта Российской
Федерации) к бюджетно-правовой ответственности
за нарушения бюджетного законодательства,
что является существенным недостатком.
Бюджетно-правовая ответственность представляет
собой разновидность юридической ответственности
и ее применение должно быть четко отрегулировано
законодательством, как это сделано, например,
при привлечении к административной или
же к уголовной ответственности. В качестве
примера можно также назвать Налоговый
кодекс Российской Федерации, в котором
вопросы привлечения к налогово-правовой
ответственности решены весьма качественно.
Что же касается привлечения к административной
ответственности за совершение бюджетного
правонарушения, то привлечение к этой
ответственности могут осуществлять лишь
те бюджетные органы, которые являются
ответственными за исполнение федерального
бюджета, то есть бюджетные органы лишь
федерального уровня[18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
сегодняшний день вопросы, связанные
с бюджетным процессом, бюджетным
финансированием, бюджетным федерализмом
и т.д., являются чрезвычайно важными,
что подчеркивается в выступлениях
высших должностных лиц государства,
и в нормативных правовых актах
государственных органов. Однако недостаточно
только урегулировать отношения
в бюджетной сфере, необходимо также
определить ответственность за нарушение
установленных законодательством
правил поведения в данной сфере.
Злободневность затронутых проблем
определяется низкой эффективностью
бюджетно-правового регулирования,
отсутствием четкого механизма
применения мер принуждения за
нарушения в сфере бюджетных
отношений. Необходимо устранить
расхождения в составах финансовых
правонарушений федеральных кодексов
и актов субъектов Российской
Федерации.
Так, в Бюджетном кодексе РФ
имеет место принципиальная несогласованность
норм с административным законодательством.
Статья 283 БК РФ об ответственности
за нарушение бюджетного законодательства,
устанавливая «основания применения
мер принуждения», не указывает
на процедуры реализации этих
мер. В результате ответственность
принимает абстрактный характер.
Таким образом, возникают предпосылки
для совершения большого числа
бюджетных правонарушений, следствием
чего является ответная реакция
государства, защищающего свои
имущественные интересы.
Желание государства сохранять
и поддерживать установленный
им правовой порядок в бюджетной
деятельности влечет необходимость
правовой охраны этой сферы
общественных отношений. Тем самым
объясняется необходимость и
возможность государственного принуждения,
одной из форм которого является
бюджетная ответственность, являющаяся
разновидностью финансово-правовой,
наличие которой как самостоятельного
вида юридической ответственности в настоящее
время не вызывает сомнения.
Таким образом, государство, установив
ответственность в сфере финансовой
деятельности, обеспечивает рациональное
и эффективное денежное обращение
в Российской Федерации.
Список
литературы
- Конституция
Российской Федерации.// Российская газета.1993.№25.
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998
№ 145-ФЗ (в ред. от 09.04.2009). // Собрание законодательства
РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823; Российская газета
от 15.04.2009 г.
- Баринов Л.К.
Ответственность за нарушение бюджетного
законодательства // Финансы. 2002. №8. С.45-49.
- Воронина
А.Д. Проблемы расходования бюджетных
средств // Российская юстиция. 2001. №5. С.34-40.
- Другова Ю.В.
Ответственность за нарушение бюджетного
законодательства // Российское право.2003.
№3. С.13-16.
- Данилова
П.А. Нарушения за которые предусмотрена
ответственность по Бюджетному кодексу
РФ // Юрист. 2002. №7. С.5-9.
- Иванов М.С.
Организационные вопросы исполнения бюджета
// Законодательство. 2001. №9. С.34-35.
- Конюхова
Т.В. Развитие института ответственности
за нарушение бюджетного законодательства
// Законодательство и экономика. 2003. №2.
С.19-22.
- Саттарова
Н.А. Бюджетное право. Учебник. – М.: Норма,
2008.
- Пашкевич
Д.А. Бюджетное право. Курс лекций. – М.:
Экзамен, 2007.
- Горбунова
О.Н. Финансовое право. Учебник. – М.: Юристь,
2006.
- Петрова
Г.В., Путило Н.В., Мельник Т.Е. Целевое использование
бюджетных средств.// Электронный ресурс:
материалы сайта http://www.lawmix.ru
- www.prozakon.su
- www.labex.ru