Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Уральский
Государственный Экономический
Университет»
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА.
Дисциплина:
«Бюджетная система РФ».
Выполнил:
студент группы КФ – 09 СР
Бабикова О.А.
Проверил: Истомина Н.А.
Екатеринбург
2011
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский
Государственный
Экономический Университет»
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РЕЦЕНЗИЯ
на контрольную работу.
_
3 _
курс, группа: ______КФ-09
СР___
Бабикова
Ольга Андреевна_________________
(Фамилия,
имя, отчество
студента)
_________
____Финансы и кредит________
__ _______
__
(название
специальности)
Письменная
работа по дисциплине: _________«Бюджетная
система РФ»_ ____
на тему: «
Ответственность за
нарушение бюджетного
законодательства.
», вариант ___ __
_________
Истомина Н.А.___
(Фамилия,
имя, отчество, должность,
научное звание
рецензента (преподавателя))
___________________________________________________________
|
Оценка
работы _____________________________________________
Содержание
рецензии
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«_____» _________________
2011г. _________________________
(подпись
рецензента) |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………...………………4
1.Ответственность
за нарушение бюджетного законодательства
……...…….5
1.1Понятие и
основания ответственности за
нарушение бюджетного законодательства………………………………………………………5
1.2
Виды и меры бюджетно-правовой ответственности……………………….10
Заключение ………………………………………………………………………19
Список
литературы ………………………………………………………...……21
ВВЕДЕНИЕ
В
связи с бурным развитием бюджетного
законодательства РФ в последние
годы новое наполнение получают многие
институты бюджетного права, в том
числе институт ответственности
за нарушение бюджетного законодательства.
До
недавнего времени правовые нормы
об ответственности в бюджетной
сфере не были кодифицированы. Лишь
с принятием Бюджетного кодекса
РФ ситуация существенно изменилась:
часть четвертая Кодекса посвящена
ответственности за нарушение бюджетного
законодательства РФ.
В
литературе по финансовому (бюджетному)
праву, можно заметить, что лишь в
очень немногих источниках имеются
разделы, посвященные нарушениям именно
бюджетного законодательства РФ и ответственности
за их совершение. В большинстве
же случаев в финансово-правовой
литературе не уделяется внимание правонарушениям
в области бюджета и ответственности
за их совершение.
Актуальность
данной темы исследования неоспорима,
поскольку нормальное функционирование
государственных механизмов невозможно
без отлаженного процесса поступления
денежных средств в бюджет государства,
а также их дальнейшего четкого
распределения в соответствии с
целевым назначением, которое обусловлено
нуждами страны. Вследствие чего ответственность
за нарушение бюджетного законодательства
является одним из главных вопросов,
требующих к себе пристального внимания.
Объектом исследования контрольной работы
является круг теоретических и практических
вопросов правового регулирования ответственности
за нарушение бюджетного законодательства.
Предметом исследования выступает бюджетное
законодательство, регулирующее вопросы
бюджетных правонарушений.
Целью
данной работы является раскрытие сущности
ответственности в бюджетном законодательстве.
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1Понятие и основания
ответственности за нарушение бюджетного
законодательства.
Среди
важных сфер экономической деятельности
государства, регулируемых нормами
права, одной из наиболее значимых является
область бюджетных правоотношений.
Значение бюджетного права обусловлено
важной ролью государственного и местного
бюджетов в решении экономических и социальных
задач страны. Для федеративного государства,
каковым является Россия, оно особенно
велико. С помощью бюджетного права регулируются
внутрифедеративные отношения по распределению
финансовых ресурсов, необходимых для
осуществления полномочий федерального
уровня и субъектов Федерации.
В силу своей важности часть отношений
в области бюджета, связанных с нарушениями
различного рода обязательств, касающихся
целевого использования бюджетных средств;
возврата бюджетных средств, полученных
на возвратной основе; предоставления
бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с
нарушением установленного бюджетным
законодательством порядка охраняются
административно-правовыми и уголовно-правовыми
нормами.
Эти отношения возникают в момент совершения
правонарушителем одного или нескольких
нарушений бюджетного законодательства,
различающихся степенью общественной
опасности. Нарушение бюджетного
законодательства влечет за собой привлечение
к бюджетной, административной или уголовной
ответственности, которые объединены
законодателем в ч. IV БК РФ под названием
«Ответственность за нарушения бюджетного
законодательств».
Институт ответственности за нарушения
бюджетного законодательства, в связи
с бурным развитием финансового законодательства
РФ в последние годы, приобретает новое
содержание. До недавнего времени правовые
нормы об ответственности в бюджетной
сфере не были кодифицированы. Такие нормы
содержались в федеральных и региональных
законах о бюджете на соответствующий
финансовый год, в Законе РФ «О субвенциях
республикам в составе Российской Федерации,
краям, областям, автономной области, автономным
округам, городам Москве и Санкт-Петербургу»,
Положении о Министерстве финансов РФ
и Положении о Федеральном казначействе.
С принятием Бюджетного кодекса РФ ситуация
существенно изменилась: часть четвертая
Кодекса посвящена ответственности за
нарушения бюджетного законодательства
РФ. Кроме того, с 1 июля 2002 г. был введен
в действие Кодекс РФ об административных
правонарушениях, в гл. 15 которого предусмотрена
ответственность за совершение нескольких
административных правонарушений в области
финансов (бюджета)[12].
В Бюджетном кодексе РФ не определяется
дефиниция «бюджетно-правовая ответственность».
Статья 281 БК РФ дает понятие нарушения
бюджетного законодательства: «Неисполнение
либо ненадлежащее исполнение установленного
настоящим Кодексом порядка составления
и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения
бюджетов, исполнения и контроля за исполнением
бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации признается нарушением
бюджетного законодательства, которое
влечет применение к нарушителю мер принуждения».
Ответственность за нарушения бюджетного
законодательства не сводится только
к бюджетно-правовой ответственности.
В зависимости от возрастания степени
общественной опасности оснований «ответственности
за нарушения бюджетного законодательства»,
в ее содержании выделяются «бюджетно-правовая
ответственность», «административная
ответственность», «уголовная ответственность».
Таким образом, ответственность за нарушения
бюджетного законодательства можно определить
как обязанность лица, нарушившего бюджетное
законодательство, претерпеть лишения
имущественного характера в результате
применения к нему государством в лице
органов, исполняющих бюджет или ответственных
за его исполнение, а также суда соответствующих
мер принуждения.
В связи с тем, что в настоящее время БК
РФ ориентирован на ответственность субъектов
РФ, государственных органов, органов
местного самоуправления, а ответственность
должностных и юридических лиц установлена
в КоАП РФ, физических лиц – в УК РФ, субъектами
бюджетной ответственности за нарушения
в сфере бюджетных отношений являются
получатели и главные распорядители и
распорядители бюджетных средств.
Субъект ответственности является критерием
разграничения бюджетной, административной
и уголовной ответственности. Непосредственными
субъектами бюджетной публично-правовой
ответственности следует считать как
территориальный субъект в целом, так
и его отдельный орган, посредством которого
реализуется бюджетная деятельность государства
(муниципального образования).
Бюджетно-правовая ответственность характеризуется
следующими признаками:
1) она
наступает за бюджетное правонарушение;
2) она
выражается в применении к
правонарушителю санкций бюджетно-правовых
норм. Бюджетно-правовые санкции
установлены в БК РФ, ежегодно
принимаемом законе о федеральном
бюджете. Правом применения бюджетно-правовых
санкций наделены Министерство
финансов РФ, Федеральное казначейство,
органы, исполняющие бюджеты субъектов
РФ и местные бюджеты;
3) она
влечет для правонарушителя определенные
отрицательные последствия имущественного
характера. Это обусловлено спецификой
бюджетно-правовых санкций, имеющих
имущественный характер и, таким
образом, воздействующих на экономические
интересы правонарушителей. В сфере
бюджетной деятельности государство
стремится получить возмещение
ущерба, причиненного ему бюджетным
правонарушением и наказать правонарушителя,
но в форме, присущей сфере
бюджетно-правового регулирования,
т. е. в денежной форме;
4) она
реализуется в специфической
процессуальной форме. Так, применение
восстановительных бюджетно-правовых
санкций в виде пени предусмотрено
в рамках бюджетно-процессуального
производства, установленного Инструкцией
Минфина России о порядке применения
органами Федерального казначейства
мер принуждения к нарушителям
бюджетного законодательства РФ;
5) правонарушитель
несет ответственность перед
всем обществом как источником
публичной власти[13].
На
основании изложенного можно
сделать следующие выводы.
Во-первых, бюджетное правонарушение является
основанием финансовой (бюджетной) ответственности.
Одновременно финансовую (бюджетную) ответственность
можно рассматривать как признак бюджетного
правонарушения.