Организация денежного обращения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности денежного обращения в Российской Федерации.

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность понятий "денежное обращение", "закон денежного обращения", "денежная масса".

2. Рассмотреть особенности организации наличного и безналичного денежного обращения в Российской Федерации; выявить основные формы безналичных и наличных расчетов; изучить нормативно-правовые акты, связанные с освещением данного вопроса.

3. Исследовать строение денежной массы, определить роль закона денежного обращения и скорости оборота денег.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
1.1 СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
1.2 СТРУКТУРА ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ В РФ
2.2 БЕЗНАЛИЧНЫЙ ОБОРОТ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Организация денежного обращения в РФ.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

     Аккредитивная форма расчетов.

     Аккредитив (от лат. "accredo" - доверяю) - письменное поручение одного кредитного учреждения другому о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитиве условий.

     Аккредитивная форма - одна из основных в международных расчетах. По отдельным оценкам, в России аккредитивами обслуживается не более 10 % товарооборота по импорту и примерно 40 - 50 % по экспорту. Определенное распространение он получил и во внутренних расчетах страны. В первые годы после кредитной реформы 1930 - 1932 гг. удельный вес этого платежного инструмента достигал 25 - 30 %, что объяснялось отсутствием налаженных хозяйственных связей и неуверенностью поставщиков в платежеспособности покупателя. К концу 90-х годов на долю данной формы приходилось от 0,1 до 5 % платежного оборота в различных регионах.

     В ходе эволюции расчетов аккредитивами были выработаны разнообразные их типы, 90 % которых составляет документарный аккредитив (в различных формах и разновидностях). Используется также денежный аккредитив - именной документ, который выдается банком лицу, внесшему определенную сумму и желающему получить ее в другом городе страны или за границей. Именно такие аккредитивы существовали в дореволюционной России, причем в нескольких разновидностях: простые, циркулярные, коллективные, выдаваемые на имя нескольких лиц, каждый из которых мог получить всю сумму аккредитива полностью или частично. Иногда банк даже соглашался платить клиенту определенные проценты за неиспользованный остаток капитала.

     Выпуск и обращение аккредитивов в России регулируются ГК РФ [1, часть вторая, гл.46, § 3], Положением о безналичных расчетах в РФ [3, глава 4]

     Аккредитив включает в себя элементы банковской гарантии, прямых переводов предприятия и расчетов векселями.

     При осуществлении операций по аккредитиву в его основной форме участвуют:

     1) плательщик (покупатель, аккредитиводатель), обращающийся в банк с просьбой об открытии аккредитива;

     2) банк-эмитент, открывающий аккредитив;

     3) поставщик (бенефициар по аккредитиву). В большинстве случаев в качестве 4-й стороны подключается банк-корреспондент по месту нахождения бенефициара.

     Степень обеспечения и момент принятия на себя риска определяют формы аккредитива: отзывные и безотзывные; последние - в подтвержденной и неподтвержденной формах.

     Отзывный аккредитив может быть в любой момент изменен или аннулирован без предварительного уведомления поставщика. Однако, если платеж уже выполнен, отзыв аккредитива остается без юридической силы. Данная форма применяется редко, так как никогда не подтверждается банком поставщика и не предоставляет обеспечения бенефициару. При отсутствии соответствующих указаний согласно ст.868 ГК РФ аккредитив считается отзывным.

     Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара и ответственных банков, если выполнены условия аккредитива.

     Значит, в поручении на открытие следует четко указывать форму аккредитива, имея в виду возможность прекращения аккредитивных отношений до совершения платежа.

     Безотзывный неподтвержденный аккредитив лишь авизуется бенефициару и не дает гарантии со стороны банка-корреспондента произвести платеж (акцепт, негоциацию тратты) по представленным документам. Поставщику в этом случае приходится полагаться на проведение всех этих операций банком-эмитентом.

     Безотзывный подтвержденный аккредитив означает твердое обязательство банка, которому дается поручение о подтверждении (обычно банка-корреспондента), в дополнение к обязательству банка-эмитента по платежу (акцепту, негоциации, тратты). Важно, что подтверждающий банк гарантирует выполнение своего обязательства независимо от того, может ли банк-эмитент предоставить возмещение.

     Таким образом, для поставщика надежным является аккредитив безотзывный и подтвержденный обслуживающим банком. Кроме того, в спорном случае место нахождения подтверждающего банка считается местом судопроизводства, где применяется местное право. При неподтвержденном аккредитиве им является место нахождения банка-эмитента. [8, с.173]

     Исходя из наличия покрытия, аккредитивы могут быть покрытые и непокрытые. Покрытие означает предварительное предоставление в распоряжение банка-корреспондента средств (покрытия) в сумме аккредитива на срок действия обязательств с условием возможного использования этих средств для выплат по аккредитиву. В международной практике преобладают непокрытые аккредитивы.

     В российской практике аккредитивная форма расчетов используется главным образом, когда она определена договором между контрагентами. В договоре предусматриваются: срок действия (число, месяц, год закрытия) и порядок расчетов по аккредитиву; наименования банка-эмитента и банка, обслуживающего получателя средств; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых поставщиком, сроки их представления, ответственность перед получателем при необоснованном отказе в выплате средств, а перед плательщиком - в случае неправильной выплаты средств, вследствие нарушения условий аккредитива.

     Аккредитивная форма расчетов - наиболее сложная и дорогостоящая. Банки взимают высокую комиссию за выполнение аккредитивных операций в зависимости от суммы аккредитива: авизование, подтверждение, проверку документов, платеж. Достоинства ее для обеих сторон - в определенной гарантии: своевременности и полноты получения платежа поставщиком, если поставка соответствует договору; получения заказанной продукции в соответствии с предусмотренными условиями покупателем, особенно если присутствует его уполномоченный, осуществляющий предварительный контроль за соблюдением условий поставки товаров, их качеством. Она, однако, замедляет оборачиваемость средств и того, и другого, особенно покупателя, иммобилизующего средства на время действия аккредитива. В случаях, когда такая форма расчетов предусмотрена договором, поставщик также не может отгружать изготовленный товар, пока не получит извещение об открытии аккредитива.

     Расчеты по инкассо

     Инкассо - банковская операция, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) на основе расчетных документов по поручению и за счет клиента осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

     Различают несколько видов инкассовых операций.

     Простое (чистое) инкассо - операция, по которой банк обязуется получить деньги с третьего лица на основе платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами и выставленного клиентом через банк. Оно применяется при расчетах неторгового характера.

     Документарное (коммерческое) инкассо - операция, в результате которой банк должен предъявить третьему лицу полученные от своего клиента документы, как правило товарораспорядительные, и выдать их этому лицу только против платежа наличными (в мировой практике платежом наличными считается денежный перевод в течение 30 дней от даты представления документов) (Д/П) или против акцепта (Д/А). Применяется также инкассо с акцептом - выдача документов только против платежа (acceptance Д/Р), когда банк покупателя (инкассирующий банк) представляет покупателю переводный вексель поставщика для акцепта. Акцептованный вексель остается в этом банке вместе с документами до наступления срока платежа. По наступлению срока платежа документы выдаются после осуществления платежа.

     Расчеты в форме инкассо широко распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. На инкассо зарубежными банками принимаются различные денежные и товарно-расчетные документы: чеки, векселя, акции, ипотеки, облигации и др.

     Порядок инкассирования векселей, чеков, инкассовых поручений рассмотрен выше. Разновидностью инкассовых операций в России являются расчеты платежными требованиями. Последние в обслуживающий банк выставляются на инкассо кредитором (поставщиком) после отгрузки товаров и выписки товарных документов.

     Расчеты по инкассо предусмотрены п.4 главы 46 ГК РФ. К концу 90-х годов на долю таких расчетов приходилось по отдельным регионам от 2 до 13 % платежного оборота.

     Банк-эмитент, принимая документы на инкассо, обязан переслать их в банк, обслуживающий плательщика, взыскать с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика. При этом к платежным требованиям-поручениям поставщиком прикладывались отгрузочные документы и счета, передаваемые плательщику против акцепта (Д/А). что касается платежного требования, то в нем содержатся все необходимые реквизиты, позволяющие определить, какой товар отгружен, время отгрузки и т.п. Банк плательщика, получив присланные документы, сообщает об этом плательщику и принимает их к оплате только после получения от него предварительного акцепта. Срок для акцептанта - три дня, не считая дня поступления платежного требования-поручения (платежного требования) в банк покупателя. Учитывая, что в договорах обычно указываются сроки оплаты с учетом пересылки документов для акцепта, срока акцепта и срока зачисления средств, часто платежные требования, минуя банк, отправляются непосредственно плательщику для акцепта. Таким способом заранее выясняется возможность акцепта и оплаты товара.

     В течение срока ожидания акцепта документы находятся в картотеке № 1. При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и подлежат оплате.

     При использовании платежного требования-поручения согласие оплатить его оформлялось плательщиком подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати на всех экземплярах. После этого третий экземпляр указанного документа вместе с отгрузочными документами возвращался плательщику как расписка в приеме к проводу и совершении оплаты.

     В случае отсутствия средств у плательщиков акцептованные расчетные документы помещаются в специальную картотеку несвоевременно оплаченных документов (картотеку № 2). Об этом сообщается поставщику, и последним за каждый день просрочки платежа с покупателя взыскивается пеня (от лат. "poena" - наказание) в претензионном порядке в размере, предусмотренном в договоре.

     Плательщик вправе отказаться от акцепта рассмотренных платежных документов полностью или частично по мотивам, изложенным в договоре, с обязательной ссылкой на пункт договора и указанием мотива отказа по установленной форме. Отказ оформляется на специальном бланке заявления об отказе от акцепта.

     Полный отказ от акцепта заявляется в случаях, если товар: не заказан; не соответствует условиям договора; недоброкачественный; нестандартный; переадресован в пути другому покупателю и т.п. Частичный отказ от акцепта означает согласие на оплату части суммы счета в связи с завышением цен против договорных, отгрузкой, наряду с заказанными, незаказанных товаров, наличием арифметических ошибок и т.п. После уведомления банка об отказе от акцепта платежные документы с извещением об отказе от акцепта возвращаются непосредственно поставщику.

     Изложенная форма расчетов предполагает доверительные отношения контрагентов и имеет определенные достоинства для покупателя. Так, ему нет необходимости заранее отвлекать средства из своего оборота. Поставщик же, наоборот, несет риски несвоевременной оплаты счетов покупателями (в связи с ухудшением финансового положения) или вовсе неполучения средств из-за необоснованных отказов от акцепта. Поставщик также несет потери ввиду замедления оборачиваемости средств, обусловленного разрывом во времени между отгрузкой товара и получением выручки.

     Первый риск уменьшается посредством получения определенных гарантий от покупателя в форме предусматриваемых в договоре правовых средств обеспечения обязательств по оплате: поручительства, банковской гарантии, залога, удержания. Для устранения второго недостатка применяются средства связи, ускоряющие доставку документов.

     За рубежом инкассовые поручения широко применяются банками в процессе управления ими финансами корпораций - сложнейшего комплекса операций с денежной наличностью, управления ликвидностью, рисками и т.п., подразделяемых на две большие группы контролерскую и казначейскую. В частности, выполняя казначейскую функцию, банки максимально ускоряют инкассацию денег для крупных корпораций, "собирая" их от сотен филиалов, чтобы сосредоточить на едином счете для быстрого и прибыльного инвестирования даже малейших денежных излишков. Банки помогают нейтрализовать риск отказа покупателей от оплаты поставленной им продукции или несвоевременной оплаты. Выигрыш для банков от подобных операций состоит, во-первых, в мобилизации дополнительных пассивов и расширении депозитной базы, во-вторых, в получении дохода в виде оплаты за услуги, в-третьих, в прочном прикреплении клиентуры на обслуживание благодаря тесным взаимоотношениям с ней. Ряд российских банков весьма активно включился в такую деятельность.

Информация о работе Организация денежного обращения в РФ