Организация денежного обращения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности денежного обращения в Российской Федерации.

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность понятий "денежное обращение", "закон денежного обращения", "денежная масса".

2. Рассмотреть особенности организации наличного и безналичного денежного обращения в Российской Федерации; выявить основные формы безналичных и наличных расчетов; изучить нормативно-правовые акты, связанные с освещением данного вопроса.

3. Исследовать строение денежной массы, определить роль закона денежного обращения и скорости оборота денег.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
1.1 СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
1.2 СТРУКТУРА ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ В РФ
2.2 БЕЗНАЛИЧНЫЙ ОБОРОТ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Организация денежного обращения в РФ.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

     Оперативное регулирование Банком России денежного обращения в Российской Федерации, возложенное на него Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется путем разработки ЦБ РФ нормативных положений и установления правил осуществления расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства - Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.

     Так, гл.46 [1, ст.861] предусматривают, что "расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами [1, ст.140] без ограничения суммы или в безналичном порядке", а расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся в безналичном порядке. В то же время предусмотрено, что "расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом".

     Банк России, выполняя установленные ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:

  • Положение "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 г. № 14-П; [2]
  • Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;
  • Положение "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56.

     Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. В данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования наличного денежного обращения в РФ:

  • прогнозирование;
  • лимитирование;
  • системное банковское контролирование;
  • ответственность за невыполнение лимитов.

     В соответствии с Положением № 14-П организациям, предприятиям, учреждениям независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. [2, гл.2 п.2.1, 2.2].

     Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

     Положением № 14-П определено, что в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для этого предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу". [2, гл.2 п.2.5] Лимиты остатка наличных денег в кассе, установленные учреждением банка, письменно сообщаются каждому предприятию. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором банковского счета.

     Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии и, как правило, не свыше трех рабочих дней.

     На коммерческие банки Положением № 14-П кроме установления лимитов кассы своим клиентам возлагаются и следующие обязанности:

  • обеспечения своевременной выдачи клиентам наличных денег для их нужд;
  • проверка соблюдения предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;
  • проверка соблюдения предприятиями лимитов расчетами наличными деньгами;
  • ежегодное прогнозирование кассовых оборотов наличных денег.

     Как правило, выдача наличных денег банками своей клиентуре производится за счет текущих поступлений денежной наличности в их операционные кассы. Однако для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов своих клиентов - предприятий и граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением "О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке из оборотных касс учреждений Банка России. [18] Установление же лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляется в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.

     В целях максимального привлечения наличных денег в кассы банков за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий Положением № 14-П учреждениям банков предписывается не реже одного раза в два года проверять соблюдение их клиентами определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

     Материалы проверок оформляются справкой, составленной в соответствующей форме. При необходимости копии справок направляются в налоговые органы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

     Со своей стороны в соответствии с Положением № 14-П территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой коммерческих банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях.

     В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст.75 Федерального закона "О Центральном банке.".

     В целом, существующую систему нормативного регулирования наличного денежного обращения, созданную усилиями ЦБ РФ, можно охарактеризовать как четкую и строго регламентированную. Но нельзя не отметить и некоторые весьма существенные недостатки, например, передачу функций контроля и надзора за кассовой дисциплиной на предприятиях-клиентах коммерческим банкам. Это положение неадекватно как минимум по двум причинам. Во-первых, банку невыгодно проводить реальные проверки своих клиентов, так как это может привести к конфликту с клиентом и в дальнейшем к его потере, что ведет к сокращению прибыли. Во-вторых, проведение проверок по соблюдению кассовой дисциплины требует дополнительных трудовых затрат, а следовательно, ведет к дополнительным финансовым расходам, которые не имеют реальной отдачи, кроме как быть такому банку в группе "положительных" банков с точки зрения ГУ ЦБ РФ или не быть [16].

     Таким образом, несмотря на предпринимаемые Банком России меры по сокращению и упорядочению наличного денежного обращения, доля наличных денег в рублевой денежной массе продолжает оставаться существенно высокой по сравнению с уровнем промышленно развитых стран. В связи с этим необходимо отметить следующее. На самом деле причины столь высокого уровня наличных рублей в общей денежной массе заключаются не в том, что плохо регулируется наличное денежное обращение и низовой контроль за кассовой дисциплиной предприятий возложен на коммерческие банки, которые не заинтересованы в его осуществлении, а в том, что нет экономической базы для его сокращения - высокое налогообложение, инфляция, неплатежи, системный кризис банков и государственных финансов и т.д.

2.2 Безналичный оборот в России

 

     При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

     Безналичный оборот преобладает во всех странах и обслуживается чеками, кредитными карточками, платежными поручениями, электронными средствами платежа, векселями, сертификатами и т.п.

     Безналичный денежный оборот находит выражение в безналичных расчетах, которые представляют собой платежи, осуществляемые путем документооборота в виде материального обращения письменных документов и электронных средств.

     Принципы организации безналичных расчетов.

     Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Соблюдение данных принципов позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

     Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

     Главный регулирующий орган платежной системы - Банк России. Среди трех его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

     Общий порядок осуществления расчетов на территории России регулируется Гражданским кодексом [1, ст.861-885], а также Положением Центрального банка РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации"

     В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов согласно утвержденным стандартам. Расчетные документы действительны в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.

     Второй принцип организации расчетов - осуществление их преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).

     Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

     Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж; реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).

     Пятый принцип - срочность платежа - вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части ГК РФ [1, ст. 190-195].

Информация о работе Организация денежного обращения в РФ