Организация бюджетного финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является более глубокое изучение проблем планирования и финансирования расходов бюджета.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть расходы бюджетного учреждения и доходы, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности;
- рассмотреть права получателей бюджетных средств,
- исследовать виды и порядок составления, утверждения и исполнения сметы расходов и доходов;
- проанализировать смету расходов и доходов в процессе исполнения бюджетов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ……………………………………………………………4
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ…………………………..8
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ…………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список……………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯБюдФин.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     Сметно-бюджетным финансированием называется обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций, действующих в непроизводственной сфере. Они получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. Таким путем финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, которая в противоположность предпринимательству именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в ней — бюджетными учреждениями. 
       В бюджетную сферу входят социально-культурные мероприятия и учреждения, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, национальная оборона, правоохранительная деятельность и органы безопасности, судебная система и органы прокуратуры Российской Федерации, содержание представительных и исполнительных органов власти государства. 
      Согласно ст.70 БК РФ в перечень расходов бюджетных учреждений входят: оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению — бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, установленных Российским законодательством (ст. 75 БК РФ); командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплата товаров, работ и услуг по заключенным контрактам.

      Существование и функционирование бюджетных учреждений и организаций — необходимое условие дальнейшего развития общества, особенно в условиях предпринимательства и рыночных отношений, когда научно-технический прогресс охватывает все формы и ступени материального производства и создает предпосылки для всестороннего развития личности.

     Смета. Каждое бюджетное учреждение имеет свою смету, которая устанавливает объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета. В первые годы развития в России предпринимательства понятие сметы расширилось.  
    В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ для каждого бюджетного учреждения установлена смета расходов по бюджетам всех уровней, по собственным доходам составляется другая смета. Смета расходов составляется на основе экономической классификации Российской Федерации расходов бюджетов, которая содержит предметно-целевые статьи и виды расходов. Рассмотрим содержание данной классификации. Она подразделяется на две группы расходов: текущие расходы и капитальные, каждая из которых содержит 50 наименований со своими кодами. Текущие расходы включают 21 предметно-целевую статью с конкретными видами расходов или без таковых. Так, ст. 110 100 «Оплата труда государственных служащих» подразделяется на следующие виды расходов: основной оклад гражданских служащих (110101), надбавки к заработной плате гражданских служащих (110102), дополнительная оплата гражданских служащих (110103), а ст. 110600 «Оплата услуг по связи» отдельных видов расходов не содержит. 
В группе «Капитальные расходы» (ст. 200000) наиболее сложными являются предметно-целевые статьи «Капитальное строительство» — 240200 и «Капитальный ремонт» — 240300, содержащие по пять видов расходов. 
     В каждом бюджетном учреждении составляется смета расходов, соответствующая своему уровню бюджета. В каждом уровне бюджета сметы расходов учреждений имеют одинаковое количестве предметно-целевых статей. Например, смета расходов федерального бюджета на 2010 г. для каждого учреждения содержит все предметно-целевые статьи по текущим расходам и только отдельные статьи в пределах десяти по капитальным расходам. 
      Сметы различаются по кругу охватываемых ими учреждений и по типу. 
По кругу учреждений сметы подразделяются на индивидуальные и сводные. Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами и ведомствами или департаментами, отделами органов местного самоуправления в сводные. Последние, в свою очередь, представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет. Структурными подразделениями сметы являются целевые статьи расходов, каждая из которых имеет предметное назначение, т.е. виды расходов. Сметы составляются на основе норм расходов, под которыми понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным организациям. Нормы расходов подразделяются по ряду оснований. 
     Во-первых, они делятся на обязательные и необязательные. Первые в процессе их применения не подлежат изменениям. Круг таких норм сравнительно невелик: штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки и др. Но в условиях нехватки бюджетных средств, задержки выплаты заработной платы органы, курирующие бюджетные учреждения, и их администрация вынуждены вносить изменения в эти нормы. Необязательные (или факультативные) нормы, наоборот, составляются с учетом конкретных особенностей организаций и подлежат обязательной корректировке. Таких норм большинство: все хозяйственные расходы, затраты на отопление, освещение, содержание зданий, (сооружений) и т.д. Каждая организация наделяется правом применять такие нормы расходов (в пределах общей нормы), которые соответствуют ее реальным потребностям (естественно-географическим и др.). 
      Во-вторых, нормы расходов делятся на материальные и денежные. 
Материальные нормы являются главными. Они показывают, какое количество материальных средств приходится на единицу измерения расходов, например, количество продуктов питания на одного больного в день, количество электроэнергии для освещения класса и т.д. Первичные материальные нормы устанавливаются исходя из ежедневных затрат, а затем суммируются на месяц срок, квартал и год. Денежные нормы отражают стоимость материальных норм. Они охватывают всю сумму расходов как за счет бюджета, так и собственных средств учреждений. Данные нормы разрабатываются научно-исследовательскими институтами и утверждаются Правительством или соответствующим органом управления. 
     В-третьих, нормы делятся на индивидуальные и комбинированные. К индивидуальным относятся нормы, содержащие расходы только на одну цель и использующиеся при составлении индивидуальных смет учреждений. Комбинированная норма выступает как общая сумма индивидуальных норм по определенному производственному показателю (все расходы на содержание одного больного в больнице койко-день). Применение этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводные сметы и пользоваться ими. 
    На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения сметы состоит из стадий, свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение. Смета действует в течение финансового года, с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. в срок, предусмотренный законом о федеральном бюджете РФ. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки. В нынешних сложных условиях рынка при острой нехватке бюджетных средств исполнение сметы вызывает большие трудности. Руководители бюджетных учреждений, т.е. распорядители бюджетных средств, вынуждены сокращать или не производить совсем некоторые расходы по смете, особенно текущие. 
    Сметы утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. руководителями вышестоящих органов.
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

БЮДЖЕТНОГО  ФИНАНСИРОВАНИЯ

       Из общей суммы расходов бюджета непосредственно на финансирование социальной сферы предполагается направить почти 40%. За счет этих средств будет увеличена заработная плата работников бюджетных учреждений города, причем рост оплаты труда заметно превысит плановую инфляцию, продолжатся работы по капитальному и текущему ремонту социальных объектов, будет приобретено необходимое оборудование. По-прежнему в числе главных приоритетов будут находиться доплаты к пенсиям неработающего населения, различные социальные выплаты и пособия малообеспеченным гражданам, в полном объеме сохранится система финансовой поддержки семей с детьми, сформированная в рамках Года ребенка. Увеличен объем денежных средств, направляемых на выплату субсидий по строительству и приобретению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.  
    Более 20% бюджетных средств в текущем году выделено на финансирование городского хозяйства. При этом значительно увеличиваются расходы на капитальный ремонт жилищного фонда, что связано с необходимостью ликвидации недоремонта, накопленного в предыдущие годы, и рассматривается как одно из основных условий реализации реформы ЖКХ города. Кроме того, средства направлены на благоустройство городских территорий, содержание и ремонт транспортной инфраструктуры, эксплуатацию жилищного фонда. Почти 30% из общей суммы расходов по городскому хозяйству составляют субсидии на реализацию мер социальной поддержки жителей по оплате проезда на городском пассажирском и пригородном железнодорожном транспорте, оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи. Таким образом, по совокупности прямые бюджетные расходы социального характера в текущем году составят почти половину всех расходов бюджета.  
 
     Стабилизация и улучшение экономических показателей Российской Федерации не могли не отразиться на финансовой базе города. За два года доходы бюджета увеличились почти в два раза, а расходы возросли  более чем в два раза. Однако сегодня стратегической задачей является не наращивание расходов, а совершенствование бюджетного процесса в целях повышения эффективности использования ресурсов бюджетной системы.  
      В течение последних семи лет в стране поэтапно реализуется крупномасштабная бюджетная реформа, целью которой является создание благоприятных условий для повышения качества бюджетных услуг, предоставляемых населению, обеспечение результативности бюджетных расходов, переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами, повышение ответственности и самостоятельности участников бюджетного процесса.  
    Составление и утверждение бюджета на среднесрочный период обеспечивает преемственность и предсказуемость бюджетной, макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики, способствует повышению устойчивости бюджетной системы в целом, увеличивает обоснованность планирования бюджетных расходов, позволяет заключать государственные контракты на три года или на весь срок реализации долгосрочных целевых программ или инвестиционных проектов, что способствует эффективному использованию бюджетных ресурсов.  
 
Существенное влияние оказывают и недостатки в организации работ по формированию, принятию и реализации целевых программ. Отсутствует системность и должное взаимодействие структурных подразделений правительства в применении принципа программно-целевого планирования. Создатели программ редко задумываются о том, насколько предлагаемые мероприятия могут быть обеспечены финансовыми ресурсами города; отсутствует проектно-сметная документация, перечень объектов и т.д. Не определив конечные результаты ранее принятых программ, к финансированию предъявляют следующие. Кроме того, пока отсутствуют целевые программы второго уровня – внутриотраслевые, финансирование которых осуществлялось бы за счет ассигнований, выделяемых соответствующей отраслью.  
      Основными причинами неритмичного освоения выделенных бюджетных ассигнований, когда почти 40% годового объема средств расходуется в последние три месяца, также являются недостатки в организации текущего планирования работы отраслевыми органами исполнительной власти города, когда в течение года имеют место дополнительные корректировки утвержденных программ и мероприятий.  
      В период ограниченности бюджетного финансирования все было проще: проблем и неотложных задач много, а денег нет. Теперь же, когда уровень финансовой обеспеченности отраслей существенно увеличился и удовлетворяются практически все заявки, крайне важно повышать эффективность перспективного планирования в отраслях, утверждать мероприятия и планы под конкретные, проработанные проекты, а на них уже выделять деньги.  
       Кроме того, отсутствие стандартов, на основании которых можно судить о качестве той или иной бюджетной услуги, предоставленной за счет бюджета, тормозит разработку нормативов финансового обеспечения конкретной услуги (обучение детей, содержание больных, оказание социальных услуг пенсионерам и инвалидам и др.) и введение на их основе сметного финансирования расходов бюджетных учреждений, что позволило бы оптимизировать расходы бюджета и усилить контроль за рациональным использованием государственных средств. К сожалению, нормативы финансирования при планировании бюджетных расходов в Москве пока не применяются. Сегодня средства распределяются с учетом фактических расходов прошлых лет, а не обоснованных социальных и других норм.  
       Отмечу, что перспективное бюджетное планирование также требует высокой надежности макроэкономического прогнозирования. Изменение таких факторов, как инфляция или состояние экономики, может негативно отразиться на результатах. Что делать, если прогнозы оказываются не очень точными? Вероятно, необходимо создать соответствующую методику коррекции.  
       Для повышения достоверности перспективного бюджетного планирования следует накапливать информационно-аналитический массив данных. Важно иметь четкую систему формирования исходных данных, используемых при разработке среднесрочных бюджетов. Например, объективная оценка финансового, социально-экономического положения на основе единых методических рекомендаций позволит понять, улучшилась или ухудшилась ситуация, и в дальнейшем составить достоверный прогноз. А такие вопросы, как влияние демографических тенденций на динамику расходов на здравоохранение и пенсионное обеспечение, требуют более долгосрочного бюджетного анализа, чтобы в полной мере обеспечить их учет в процессе принятия решений.  
       Важно составлять качественные доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности: они должны содержать основные цели и задачи субъектов бюджетного планирования, расходные обязательства в соответствующей сфере, достигнутые в отчетном периоде и планируемые на среднесрочную перспективу результаты, оценку результативности бюджетных расходов. Иначе говоря, что сделано и что необходимо сделать для достижения целей и решения задач, предусмотренных программой социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. 
       Кроме того, в дальнейшем предстоит повсеместно внедрять практику бюджетирования, ориентированного на результат, предварительно определив критерии оценки конечной деятельности всех без исключения отраслей. Чтобы повысить качество предоставляемых государственных или бюджетных услуг, нужно реструктуризировать сеть бюджетных учреждений, расширить полномочия главных распорядителей бюджетных средств.  
       В части совершенствования межбюджетных отношений – завершить разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями. Необходимо повысить контроль за целевым использованием бюджетных средств, рассматривая совершенствование этого направления не как поиск нарушений и нарушителей, а как создание действенной системы, исключающей саму возможность нецелевого расходования денег.  
      Бюджетная реформа еще далека от завершения. Эффективное и ответственное управление общественными финансами требует постоянной модернизации. В перспективе бюджет должен стать эффективным инструментом экономического регулирования, а целевым ориентиром должно быть обеспечение устойчивого экономического роста на основе повышения результативности бюджетных расходов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно, это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и

дотациях.

   Сегодня же в большей мере  развиваются в качестве безвозмездного

выделения средств субъектам Федерации - трансферты.

   Очень часто происходит несвоевременное  выплачивание средств на

финансирование  таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство,

содействие  научно-техническому прогрессу и  реализации космических программ. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

   Многие проблемы могут быть  разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время их достаточно большое количество. Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:

. закрепление  доходных источников за бюджетами  соответствующего уровня;

. отработка  механизма определения фонда  финансовой поддержки субъектов

  Федерации;

. определение  финансовых полномочий по расходованию  бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Акперов И. Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по эконом.  и сервисным спец./ И. Г. Акперов , И. А. Коноплева, С. П. Головач. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 351 с.
  2. Бюджетная система России: учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / под ред. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 703 с.
  3. Бюджетная система РФ. Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В.Романовского. – М., 2003.- 838с.
  4. Бюджетный кодекс РФ / Консультант Плюс
  5. Государственные и муниципальные финансы России: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика"/ Л. С. Гринкевич [и др.]. - М.: Кнорус, 2007. - 551 с.
  6. Дорждеев А. В. Кассовое обслуживание исполнения регионального и местных бюджетов/ А. В. Дорждеев //Финансы. - 2008. - № 11. - C. 26-29
  7. Комментарий к бюджетному кодексу РФ  / Консультант Плюс
  8. Уфимцев Е. В. Модель финансового механизма формирования бюджетной системы РФ / Е. В. Уфимцев //Аудитор. - 2009. - № 3. - C. 31-37
  9. Яруллин Р. Р. Доходы бюджета: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Финансы и кредит"/ Р. Р. Яруллин. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005. - 218 с.
  10. Яруллин Р.Р.  Финансы: учебное пособие / Часть первая. – Уфа: Мир печати, 2009. – 365 с.
  11. Яруллин Р.Р. Финансы: учебное пособие / Часть вторая. – Уфа: Мир печати, 2009. – 365 с.
  12. Сайт Федеральной налоговой службы -  www.nalog.ru.
  13. Сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru.
  14. Сайт Счетной палаты - www.aсh.gov.ru.
  15. Сайт органов государственной власти РФ - www.gov.ru

Информация о работе Организация бюджетного финансирования