Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Сбалансированность – это обязательное требование, предъявляемое при составлении, утверждении и исполнении бюджета, которое призвана обеспечить условия для полного выполнения органами государственной власти субъектов РФ возложенных на них полномочий эффективного функционирования экономики и социальной сферы регионов. Законодательно регулирование вопросов сбалансированности бюджетов и закрепление соответствующего принципа в настоящее время является неотъемлемым элементом функционирования бюджетной системы большинства государств [1].

Оглавление

Оглавление
3
Ведение
4
1 Республика Коми как субъект Российской Федерации
5
1.1 Краткое описание Республики Коми
5
1.2 Административное устройство и органы государственной власти
6
2 Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми

9
Заключение
13
Список использованных источников
14

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 54.37 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Оглавление

3

Ведение

4

1 Республика Коми как  субъект Российской Федерации

5

   1.1 Краткое описание  Республики Коми

5

   1.2 Административное  устройство и органы государственной  власти

6

2 Оценка сбалансированности  и финансовой устойчивости бюджета  Республики Коми

 

9

Заключение

13

Список использованных источников

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет является основным источником финансирования деятельности субъекта власти, и от того, каковы размеры этого денежного фонда и регулярность его пополнения, зависит степень реализации полномочий органов власти. Из этого следует, что возможность органов власти осуществлять свои функции зависит от текущего состояния бюджета и динамики его развития в будущем.

Сбалансированность – это обязательное требование, предъявляемое при составлении, утверждении и исполнении бюджета, которое призвана обеспечить условия для полного выполнения органами государственной власти субъектов РФ возложенных на них полномочий эффективного функционирования экономики и социальной сферы регионов. Законодательно регулирование вопросов сбалансированности бюджетов и закрепление соответствующего принципа в настоящее время является неотъемлемым элементом функционирования бюджетной системы большинства государств [1].

Одним из главных недостатков сложившегося механизма обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации является отсутствие методологической основы для выбора эффективных методов и инструментов управления дефицитом бюджета, критериев объективной оценки состояния бюджетов субъектов и оценка качества их сбалансированности. В связи с этим вопросы, касающиеся обеспечения сбалансированности субъектов Российской Федерации, в том числе оптимального соотношения между доходами и расходами бюджетов субъектов РФ, покрытия их дефицита, в настоящее время являются весьма актуальными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 РЕСПУБЛИКА КОМИ КАК  СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Краткое описание Республики  Коми

 

Республика Коми расположена на крайнем северо-востоке Европейской части России. Республики Коми по площади составляет 416,8 тыс. кв. км. Наибольшая протяженность с юго-запада на  северо-восток – 1275 км, с севера на юг – 785 км, с запада на восток – 695 км. Значительная часть территории представляет собой холмистую равнину. По восточной границе проходят Уральские горы, с северо-запада на юго-восток республику пересекает Тиманский кряж. Между Уралом и Тиманом располагается Печерская низменность, на западе – Мезенско-Вычегодская равнина.

В структуре земельного фонда республики 74,6% занимают леса и кустарники, 9,8% - болота, 1,5% - воды, 1% - сельскохозяйственные угодья. Из всех земель более 20% используется под оленьи пастбища [2].

Расположение в субарктическом (на крайнем севере и северо-востоке) и умеренном (на большей части территории) климатических поясах обуславливает климат с продолжительной, довольно суровой зимой и коротки, сравнительно прохладным летом. Средняя температура в Республике Коми в январе – от -17,5 градусов на юге и до -26,6 градусов на северо-востоке, в июле – от 15,1 градусов на юге и до 12,2 градусов на северо-востоке.

Территория Республики Коми входит в зону избыточного увлажнения. Значительное преобладание выпадающих на ее поверхность атмосферных осадков над испарением, особенности рельефа и геологического строения определили повышенную заболоченность территории и развитую гидрографическую сеть [2].

 

Таблица 1 – Краткая характеристика Республики Коми

Показатель

Значение

Место в России

Площадь территории, тыс. кв. км

417

13

ВРП всего, млн. рублей

352 335

30

ВРП на душу населения, рублей

543 090

9

Население, тыс. человек

872

58

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

75

55

Муниципальные образования

210

48

Плотность населения территории, человек на кв. км

2

73


Республика Коми сегодня – это регион России с развитой промышленностью, деятельность которой практически полностью обеспечивается за счет внутренних сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов.

Республика Коми занимает лидирующие позиции в Северо-Западном федеральном округе и по производству основных видов промышленной продукции: добыче нефти, угля и газа, производству нетканых материалов, продукции деревообработки (фанеры и древесностружечных плит) и целлюлозно-бумажной промышленности (бумаги и картона).

Основной вклад в формирование валового регионального продукта республики вносят такие виды экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, торговля, транспорт и связь. На их долю приходится более 71% ВРП Республики Коми. Предприятия Республики Коми значительную роль в общероссийском объеме производства [2].

 

1.2  Административное устройство  и органы государственной власти

 

Республика Коми состоит из административно-территориальных образований: районов и поселений. На территории республики находится 15 муниципальных районов, 5 городских округов, 18 городских поселений и 174 сельских поселений. Городами республиканского значения являются – Сыктывкар, Воркута, Ухта, Усинск, Инта.

Высшим законодательным органом власти Республики Коми является Государственный Совет Республики Коми. Он избирается сроком на четыре года и состоит из 30 депутатов. Государственный Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий, а также заседаний Комитетов. Из своего числа депутаты избирают Председателя Государственного Совета, его заместителей, председателей Комитетов и их заместителей, работающих на постоянной штатной основе [2].

Государственный Совет:

- принимает Конституцию Республики Коми, законы и иные нормативные акты, вносит в них изменения и дополнения;

- обеспечивает контроль за их соблюдением, исполнением и единообразным применением, принимает решения по вопросам государственного устройства и изменения границ Республики Коми;

- избирает председателя Государственного Совета, его заместителей, председателей Комитетов Государственного Совета Республики Коми и их заместителей;

- осуществляет законодательную инициативу в Федеральном Собрании Российской Федерации;

- принимает решения о проведении республиканского референдума, назначении выборов в Государственный Совет и выборах Главы Республики Коми;

- согласовывает предложения Главы Республики Коми по формированию структуры органов государственного управления Республики Коми, назначению и освобождению от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов Республики Коми, представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, иностранных государствах и международных организациях.

Председатель Государственного Совета Республики Коми осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Государственным Советом, и иные полномочия, связанные с его деятельностью, созывает и ведет сессии Государственного Совета, подписывает принятые им постановления, вносит предложения, связанные с отставкой и отрешением от должности Главы Республики Коми.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Государственного Совета, Председателю Государственного Совета, Главе Республики Коми, местным представительным органам власти Республики Коми, Съезду коми народа и его исполнительному органу. Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Республики Коми обладают правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республике Коми.

Исполнительную власть в Республике Коми разделяют между собой Глава Республики Коми и Председатель Правительства Республики Коми. Председатель Правительства Республики Коми возглавляет правительство. Глава Республики Коми возглавляет входящие в систему исполнительной власти Республики Коми местные администрации как органы государственного управления, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан на соответствующей территории [2].

Глава Республики Коми избирается сроком на пять лет на всеобщих и прямых выборах. Указы и распоряжения Главы Республики Коми, издаваемые им в пределах своих полномочий и во исполнение действующего законодательства, имеют обязательную силу на всей территории республики.

Глава Республики Коми:

- обеспечивает права и свободы граждан республики, государственный суверенитет, безопасность и территориальную целостность Республики Коми, законность и правопорядок на ее территории;

- представляет республику в отношениях с Российской Федерацией и ее субъектами, а также в международных отношениях;

- возглавляет систему органов государственного управления Республики Коми, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти республики и с федеральными органами государственной власти и т.д.

- обладает правом законодательной инициативы в государственном Совете Республики Коми;

- представляет Государственному Совету Республики Коми ежегодные доклады о положении в республике, программу деятельности исполнительной власти на предстоящий период;

- разрабатывает и представляет Государственному Совету республиканский бюджет и отчет о его исполнении;

- назначает и освобождает с согласия государственного Совета от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов республики, министров и руководителей иных органов государственного управления, назначает и отзывает представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, в иностранных и международных организациях;

- формирует структуру органов государственного управления и Правительство Республики Коми;

Местные представительные органы власти осуществляют функции в объеме собственной компетенции в соответствии с законом. Местные представительные органы власти избираются населением районов, городов республиканского подчинения, районов в городе на основе мажоритарной системы относительного большинства в соответствии с Законом Республики Коми.

 

 

2 ОЦЕНКА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 

Принцип сбалансированности является принципом построения любых бюджетов. В соответствии со статьей 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета [3]. Несмотря на понятность и логичность теории сбалансированности, достижение ее практической реализации в бюджетам сопряжено с рядом проблем. В связи с этим, более часто наблюдается проблема несбалансированности, которая в свою очередь проявляется в дефиците и профиците бюджета.

В настоящее время существует большое количество методик и показателей, характеризующих сбалансированность бюджета, которые рассчитываются по данным бюджета. Основные показатели бюджета Республики Коми, которые необходимы для расчета коэффициентов сбалансированности и финансовой устойчивости, представлены в таблице 2 [4].

 

Таблица 2 – Основные показатели бюджета Республики Коми

В миллионах рублей

Наименование

2012

2013

Отклонение

Доходы всего, в том числе

52933

48412

-4521

Налоговые

38131

36189

-1942

Неналоговые

5698

4935

- 763

Безвозмездные поступления

9105

7288

-1816

из них

     

Дотации

1956

1124

-832

Субвенции

2047

2140

93

Расходы

56249

59998

3749

Дефицит бюджета

-3315

-11586

- 8270

Собственные доходы

50886

46272

- 4614

Собственные расходы

54202

57858

3656

Информация о работе Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми