Нормативное регулирование и полномочия участников бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

1. Правовой основой бюджетного процесса в России выступают положения Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса и принятые в рамках, очерченных нормами Бюджетного кодекса, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В основе этих правовых норм, на которых и базируется бюджетный процесс, положены основные принципы бюджетной системы России, в частности такие, как ежегодность бюджета (краткосрочность бюджетного планирования) и конкретность (специализированность) бюджетных показателей.
2. В статьях 153-160 Бюджетного кодекса РФ перечислены бюджетные полномочия каждого из участников бюджетного процесса.

Оглавление

1. Нормативное регулирование бюджетного процесса…………………….…..3
2. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса………….…..6
3. Список использованной литературы………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Бюджетное планирование.docx

— 35.41 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Нормативное  регулирование бюджетного процесса…………………….…..3

2. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса………….…..6

3. Список  использованной литературы………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Нормативное регулирование бюджетного  процесса

Правовой  основой бюджетного процесса в России выступают положения Конституции  Российской Федерации, Бюджетного кодекса и принятые в рамках, очерченных нормами Бюджетного кодекса, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В основе этих правовых норм, на которых и базируется бюджетный процесс, положены основные принципы бюджетной системы России, в частности такие, как ежегодность бюджета (краткосрочность бюджетного планирования) и конкретность (специализированность) бюджетных показателей.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В свою очередь, бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. [1]

Бюджетный процесс включает в себя четыре стадии:

1) составление  проекта бюджета;

2) рассмотрение  и утверждение бюджета;

3) исполнение  бюджета;

4) составление  отчета об исполнении бюджета  и его утверждение.

Организация бюджетного процесса построена на следующих  принципах:

1) единства  - выражается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для составления консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;

2) самостоятельности  бюджетного процесса каждого  органа законодательной и исполнительной  власти - обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определения направления их использования;

3) балансовом  методе, который заключается в  установлении правильного соотношения  между доходами и расходами  всех бюджетов. Важное условие  данного метода - соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. [2; 322]

Круг  участников бюджетного процесса определен в ст. 152 Бюджетного кодекса РФ. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят органы финансовые, денежно-кредитного регулирования, государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

Участниками бюджетного процесса являются:

    • Президент Российской Федерации;
    • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
    • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
    • исполнительные органы государственной власти;
    • Центральный банк Российской Федерации;
    • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
    • органы управления государственными внебюджетными фондами;
    • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
    • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
    • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
    • получатели бюджетных средств (бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.)

В нормативных  правовых актах, принимаемых на региональном и местном уровнях, может уточняться и конкретизироваться состав участников бюджетного процесса. [1]

Структура федеральных финансовых органов  определяется указом Президента РФ. Органом  денежно-кредитного регулирования  является Банк России.

Органами  государственного или муниципального финансового контроля является:

а) Счетная  палата Российской Федерации;

б) контрольные  и финансовые органы исполнительной власти;

в) контрольные  органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации  и представительных органов местного самоуправления.

Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные  органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъекты  РФ в целях осуществления собственной  бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством  субъекта РФ.

Муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные  казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом  муниципального образования и законодательством  РФ. [3; 57]

 

 

2. Бюджетные полномочия  участников бюджетного процесса

В статьях 153-160 Бюджетного кодекса РФ перечислены бюджетные полномочия каждого из участников бюджетного процесса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль над исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль над исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. (Ст. 153 БК РФ)

Бюджетные полномочия исполнительных органов  государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований).

1. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетные полномочия исполнительно-распорядительного  органа поселения, являющегося административным центром муниципального района, могут  осуществляться исполнительно-распорядительным органом муниципального района, в  состав которого входит указанное поселение, в случае, если в соответствии с  законодательством Российской Федерации  исполнительно-распорядительный орган  поселения не образуется.

 2. Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Финансовые  органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета  в порядке, установленном Министерством  финансов Российской Федерации.

3. Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

4. Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

5. Органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) в условиях военного и чрезвычайного положений осуществляют бюджетные полномочия по решению Президента РФ в порядке, установленном Правительством РФ, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении", Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" и принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (Ст. 154 БК РФ)

Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации:

1. Центральный  банк Российской Федерации совместно  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и представляет  на рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной  политики.

2. Центральный  банк Российской Федерации обслуживает  счета бюджетов.

3. Центральный  банк Российской Федерации осуществляет  функции генерального агента  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации. (Ст. 155 БК РФ)

Кредитные организации, осуществляющие отдельные  операции со средствами бюджета:

1. Кредитные  организации могут привлекаться  на основании агентского соглашения  для осуществления операций по  предоставлению и возврату бюджетных  кредитов.

2. Кредитные  организации выполняют функции,  предусмотренные пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса РФ, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций, т.е обслуживают счета бюджетов.

3. Субъекты  Российской Федерации, муниципальные  образования вправе открывать  счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам,  совершаемым с государственными  ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций). (Ст. 156 БК РФ)

Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля:

1. Органы  государственного, муниципального  финансового контроля, созданные  законодательными (представительными)  органами, осуществляют контроль  над исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

2. Органы  государственного, муниципального  финансового контроля, созданные  федеральными органами исполнительной  власти, органами исполнительной  власти субъектов РФ, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль над исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

2.1. Счетная  палата Российской Федерации,  Федеральная служба финансово-бюджетного  надзора вправе проводить проверки  бюджетов субъектов Российской  Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета.

Контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом субъекта РФ, финансовый орган субъекта РФ и (или) иной орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта РФ, вправе проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.

3. Полномочия  органа государственного (муниципального) финансового контроля, созданного  законодательным (представительным) органом, определяются законом (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования).

Полномочия  органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами (должностными лицами) местных администраций, устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Информация о работе Нормативное регулирование и полномочия участников бюджетного процесса