Нарушение бюджетного законодательства и ответственность за нарушения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:43, реферат

Краткое описание

Бюджетная система России - важнейший элемент финансовой системы страны, поэтому проблемы правового регулирования бюджетной системы занимают огромное место в финансовом праве и даже выделяются в особую подотрасль - бюджетное право.

Оглавление

Введение___________________________________________3-4стр.
1. Структура бюджетного законодательства РФ____________5стр.
2. Бюджетное законодательство субъектов РФ_____________6-8стр.
3. Виды нарушений бюджетного законодательства.________9-10стр.
4. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного
Законодательства_____________________________________11-12стр.
Заключение_________________________________________13-14стр.
Список использованных источников_____________________15стр

Файлы: 1 файл

реферат на зачет по бюджетам.docx

— 32.46 Кб (Скачать)

3. Виды нарушений  бюджетного законодательства.    

Согласно Бюджетного Кодекса Российской Федерации  выделяют следующие виды нарушений бюджетного законодательства: 

- нецелевое  использование бюджетных средств; 

 
- невозврат либо несвоевременный  возврат бюджетных средств, полученных  на возвратной основе; 

 
- неперечисление либо несвоевременное  перечисление процентов (платы)  за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной  основе; 

 
- непредставление либо несвоевременное  представление отчетов и иных  сведений, необходимых для составления  проектов бюджетов, их исполнения  и контроля за их исполнением; 

 
- неперечисление либо несвоевременное  перечисление бюджетных средств  получателям бюджетных средств; 

 
- несвоевременное доведение уведомлений  о бюджетных ассигнованиях и  лимитах бюджетных обязательств  до получателей бюджетных средств; 

 
- несоответствие бюджетной росписи  расходам, утвержденным бюджетом; 

 
- несоответствие уведомлений о  бюджетных ассигнованиях и лимитах  бюджетных обязательств бюджетной  росписи; 

 
- финансирование расходов сверх  утвержденных лимитов; 

 
- предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением  установленного порядка; 

 
- предоставление бюджетных инвестиций  с нарушением установленного  порядка; 

 
- предоставление государственных  или муниципальных гарантий с  нарушением установленного порядка; 

 
- осуществление государственных  или муниципальных закупок с  нарушением установленного порядка; 

 
- нарушение запрета на размещение  бюджетных средств на банковских  депозитах либо передачу их  в доверительное управление; 

 
- несоблюдение обязательности зачисления  доходов бюджетов; 

 
- несвоевременное исполнение платежных  документов на перечисление средств,  подлежащих зачислению на счета  бюджетов; 

 
- несвоевременное исполнение платежных  документов на перечисление бюджетных  средств на лицевые счета получателям  бюджетных средств; 

 
- несвоевременное осуществление  платежей по подтвержденным бюджетным  обязательствам.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства    

Нарушение бюджетного законодательства — это  неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы России, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения (ст. 281 БК).   

Общие вопросы ответственности за нарушения  регламентируются нормами части четвертой (гл. 28) БК. Однако основной проблемой как теоретического, так и практического свойства выступает то обстоятельство, что большинство норм о юридической ответственности, содержащихся в БК, имеют отсылочный характер. При этом в силу нескоординированности различных отраслей законодательства (в данном случае финансового и административного) целый ряд из этих норм, по сути, отсылает в «никуда».    

Положения о конкретных видах административных правонарушений в сфере бюджетной деятельности и размеры санкций (ответственности за их совершение) установлены только тремя статьями КоАП — ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств», ст. 15.15 «Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе», ст. 15.16 «Нарушение сроков перечисления платы за пользования бюджетными средствами». Кроме того, уголовная ответственность за отдельные нарушения бюджетного законодательства установлена нормами УК.         

 Меры, применяемые к нарушителям  включают:

  1. Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
 
  1. Блокировку  расходов.
 
  1. Изъятие бюджетных  средств.
 
  1. Приостановление операций по счетам в кредитных организациях.
 
  1. Наложение штрафов.
 
  1. Начисление  пени.
  

         На федеральном уровне полномочиями  по применению мер принуждения являются органы федерального казначейства. Органы федерального казначейства  обладают правом по применению  мер принуждения и на уровне  субъектов РФ, если они  осуществляют  кассовое исполнение   бюджетов  субъектов РФ.       

 Если органы федерального казначейства не осуществляют исполнение региональных и местных бюджетов, то правом  применения мер принуждения обладают соответствующие региональные или местные финансовые органы.       

 Непосредственно правом применения  мер принуждения наделены руководители  финансовых органов  и их заместители. Эти руководители в соответствии с законодательством могут   применять как меры принуждения,  связанные с бюджетным процессом, так и меры, связанные с  вынесением предупреждений должностным лицам о нарушении бюджетного законодательства. Кроме того, руководители финансовых органов и их заместители, имеют право  составлять протоколы   об административных правонарушениях.      

 Протоколы об административных  правонарушениях являются основанием  для наложения штрафов на  должностных  и юридических лиц.       

 Основаниями  применения мер   принуждения за нарушение бюджетного  законодательства являются:

  • неисполнение закона (решения) о бюджете;
  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • неперечисление, неполное или несвоевременное перечисление   бюджетных средств бюджетополучателям;
  • несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей;
  • несвоевременное предоставление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
  • несвоевременное доведение до бюджетополучателей уведомлений  о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
  • несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
  • несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих  зачислению на счета бюджета;
  • несвоевременное представление  проектов бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • отказ  или несвоевременное подтверждение о принятых бюджетных обязательствах;
  • финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись или в размерах, превышающих суммы, предусмотренные в бюджетной росписи;
  • несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга;
  • открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Центрального Банка России.  
 

     
 
 
 

Заключение 

Бюджетное законодательство - это совокупность нормативных актов по идентификации  бюджетного устройства государства, его  субъектов, местного самоуправления, правовому  регулированию отношений по поводу распределения бюджетных средств  между бюджетами разного уровня, их расходования, а также по установлению порядка формирования и исполнения бюджетов, осуществления финансового  контроля и ответственности за нарушение  бюджетного законодательства.

Статья 1 БК РФ определяет круг общественных отношений, являющихся предметом правового  регулирования Бюджетного Кодекса. К ним относятся отношения, возникающих  между субъектами бюджетного права  в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и  исполнения бюджетов, контроля за исполнением  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, а также бюджетов государственных  внебюджетных фондов, регулирования  государственного и муниципального долга, осуществления государственных  и муниципальных заимствований.

Таким образом, перечисленные общественные отношения, возникающие между субъектами и урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями. Они возникают в процессе бюджетной  деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию  бюджетов.

Итак, особенности  финансов субъектов РФ свидетельствуют  о том, что в рамках федеративного  устройства государства они имеют  единую законодательную базу и к  ним применяются единые инструменты  государственного регулирования. В  то же время в рамках финансов каждого  субъекта РФ имеются специфические  черты и особенности, характер которых  вытекает из законодательных актов  субъектов РФ и применяемых инструментов регионального регулирования. Финансы  субъекта РФ зависят от совокупности факторов социально-экономического развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на финансовом потенциале региона и его возможностях по формированию бюджета и социальных внебюджетных фондов.

Органы  местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных  потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных  образований, на уровне не ниже минимальных  государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется  государством путем закрепление  в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  РФ, отчислений от федеральных налогов  и налогов субъектов РФ.

Анализируя  статьи Бюджетного кодекса РФ, где  устанавливаются нарушения бюджетного законодательства и ответственность  за их совершение (ст. 289 - 306), можно заметить, что санкции всех этих статей содержат отсылку к Кодексу РФ об административных правонарушениях, а при наличии  состава преступления - к Уголовному кодексу РФ. Следуя логике законодателя, можно сделать вывод о том, что он умышленно не выделяет понятие "бюджетное правонарушение" и  его признаки, сводя нарушения  бюджетного законодательства в зависимости  от степени общественной опасности  к административным проступкам или  преступлениям. Однако при более  детальном анализе обнаруживается, что законодатель сам себе противоречит.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

1.            Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. От 26 апреля 2006 г.) [электронный ресурс]// Консультант плюс.

2.            Бюджетная система РФ: Учебник/под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевский – М.: Юрайт, 2007. – 311 с.

3.            Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов/ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова – М.:ЮНИТИ, 2006 – 687 с.

4.            Годин, А.М. Бюджетная система РФ./ А.М. Годин. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 279 с.

5.            Перепанова, Т.С., Основы бюджетной системы и бюджетного учета: Учеб. пособие/ Т.С. Перепанова, О.Р. Балтахинова – Улан-Удэ, 2007. – 126 с. 

6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. от 22.07.2005). 

7.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. от 21.07.2005). 

8.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ и часть вторая от 5.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. от 22.07.2005). 

9.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ и часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ (с изм. от 21.07.2005). 

10.Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 384с. 

11.Конюхова Т.В. Развитие института ответственности за нарушение бюджетного законо-дательства // Законодательство и экономика. - № 2, февраль. – 2003 

Информация о работе Нарушение бюджетного законодательства и ответственность за нарушения.