Налог на прибыль организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Налог на прибыль, который в мировой практике налого­обложения может иметь различные названия, является сравнительно «молодым» налогом. Первые научные теории налогообложения доходов и при­были от промысловой деятельности появились лишь в конце XVIII — начале XIX в. С этого времени начинается постепенное распространение практики налогообложения доходов и при­были от предпринимательской деятельности. Первыми стра­нами, где налог на доходы корпораций получил массовое рас­пространение, были Германия и США. И лишь в начале XX в. данный налог стал широко применяться практически во всех ведущих странах мира.

Файлы: 1 файл

рукина курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

части бюджета.

Реформа Петра I

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся

всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра I (1672—1725).

Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и

бороды. Был о постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с

царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой

статьи — по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских

людей — по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных причетников и

всяких чинов московских жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по

воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него.

Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы

налогообложения, а именно переход к подушной подати. До 1678 г. единицей

налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г.

такой единицей стал двор.

Петр I близко подошел к идее промыслового налога. При проведении

переписи горожан — купцов, посадских и слободских людей — описывались не

только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и

наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем

дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и горожан.

Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра

I Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось

собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».

 

Налогообложение в 18-начале 20 веках.

В России при преемниках Петра I финансы начали приходить в

расстройство.

Екатериной II (1729—1796) были отменены многие откупа и монополии,

снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен

вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов

и расходов.

Более одной трети государственных расходов поглощала армия. В середине

60-х годов подушная подать целиком в соответствии еще с распоряжениями

Петра I направлялась на содержание войска. Но туда же еще шли деньги от

винных, соляных, таможенных сборов.

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение

купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с

купцов и установила гильдейский сбор с них.

 

Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была

создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году

на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами

государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая

взысканием недоимок, недоборов и начетов. В губерниях для управления

государственными имуществами, сбора податей, ревизии счетов, заведованиями

другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские Казенные

палаты.

В начале прошлого века политические события в Европе, война с

Наполеоном требовали постоянного напряжения всех ресурсов России, в том

числе финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза

превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых

преобразований — «план финансов», связанная с именем крупного

государственного деятеля М.М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагала

проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. План

М.М. Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в два и даже в

три раза.

Н. Тургенев выдвигает новую в условиях России того времени задачу. Он

требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения

или изменения налогов.

Н. Тургенев призывает к крайне осторожному обращению с налогами.

С 1898 года Николай II ввел промысловый налог. Большое значение играл налог

с недвижимого имущества. Появляются новые налоги, порожденные новыми

экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с

векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с

капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на

автоматический экипаж, и т.д.

Состояние налоговой системы в СССР.

Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости,

смысле и целях распределения, товарно- денежных отношениях был положен в

основу реформирования производственных отношений в СССР начиная с конца 20-

х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от пути

налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия,

Франция, Япония.

Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Марьяхин, М.И. Пискотин,

Г.Л. Рабинович, Н.Н. Ровинский, С.Д. Цыпкин и другие доказывали

имманентность налогов капитализму, а не социализму. Экономическая мысль о

налогах советского периода сводилась к констатации текущих событий,

рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями партийных съездов,

всецело определявших финансовую политику. Принижение значения товарно-

денежных отношений практически уничтожило созданную в дореволюционной

России налоговую систему. Советские ученые утверждали, что социалистическая

система хозяйствования обеспечивала государственному бюджету принципиально

иные источники доходов, чем система капитализма. Налоги перестают здесь

быть экономическим воплощением существования государства. Государство в

условиях социализма опирается на всю постоянно растущую в своем объеме

социалистическую собственность и социалистическое производство, поэтому оно

получает основную часть доходов от социалистического хозяйства.

Большинство ученых советского периода призывали вести "марксистский анализ

налогов". Стремление к уничтожению налогов приняло в 30-е годы характер

закономерности. Об этом свидетельствует принятие Закон СССР "Об отмене

налогов с заработной платы рабочих и служащих" от 7 мая 1960 г. Согласно

Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г. сроки

освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы были

перенесены, а затем эта идея была вовсе забыта.

Другие кардинальные преобразования в системе производственных отношений

продолжались. В 1917 году учреждается Народный комиссариат финансов

(Наркомфин). Начало жесточайшей централизации финансовых ресурсов,

подчинившей впоследствии региональные экономические интересы целям и

задачам центрального аппарата власти, было положено принятием постановления

ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. "О республиканских и местных

бюджетах". Региональные бюджеты были переведены с собственной доходной базы

на формирование подавляющей части доходов за счет ежегодно устанавливаемых

отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов. Эта система

оказалась чрезвычайно живучей. В видоизмененной форме она действует до сих

пор, позволяя центру определять экономическую политику на местах. Во всем

мире развитие регионов основано на собственной налоговой базе, что

обеспечивает их хозяйственную самостоятельность.

Финансовая мысль советского периода старалась доказать преимущества

происходящих идеологических преобразований в системе производственных

отношений, трансформировала их экономическое содержание в неприсущие им

административные, идеологические формы. Последствия идеологизированной

национальной экономической политики первых десятилетий советской власти,

индустриализация, коллективизация, деформация в размещении производительных

сил, сталинская депортация коренных народов с мест их исторического

проживания, создание административных единиц по национальному признаку до

сих пор непосредственно сказываются на жизни российского общества.

В 1917 году закончилась эпоха естественных качественных преобразований

налогов. Революция 1917 г. породила революционный налог на буржуазию и

кулачество. В октябре 1918 г. введен чрезвычайный 10-миллиардный налог.

Вместе с тем налоги как правовая система перестали играть главную роль в

финансировании государственных потребностей. Эту роль выполняли

контрибуции, эмиссия денег и продразверстка.

Налоги некоторым образом начали возрождаться при НЭПе. Однако их

возрождение происходило в специфических условиях. Экономическая политика

без денежных налогов - парадокс. Идею натурализации налога развили в работе

"О продовольственном налоге". Целью перехода от продразверстки к продналогу

было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства,

увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

Продналог был значительно меньше продразверстки. В этот период были

заложены основы советской финансовой системы. В 1922 г. был осуществлен

переход к единому натуральному налогу на продукты сельского хозяйства,

который исчислялся в единой весовой мере (пуде). С 1923 г. к уплате

сельскохозяйственного налога были привлечены колхозы. На жителей деревень

был распространен трудгужналог, заменивший трудовую и гужевую повинность

1919 г., денежный подворный налог и еще два гражданских целевых налога для

борьбы с эпидемиями. Кроме того, взимались дополнительные налоги:

квартирный, военный и др. В целом налоговая политика, в то время

представлявшая собой политику борьбы за построение нового общества, была

сведена к чрезвычайным мерам по наведению порядка.

Но из-за просчетов в экономической и финансовой политике, прямого

административного диктата к концу 20-х годов сформировалась громоздкая

бюджетная система, в казну поступило 86 видов платежей. В период НЭПа

основным источником доходов государства являлись прямые налоги. В 1921 г.

были введены промысловый налог, которым облагались обороты частных

промышленных и торговых предприятий, а также акцизы на спирт, вина, пиво,

спички, табачные изделия, гильзы и другие товары. В 1922 г. для

регулирования размеров накоплений частнокапиталистических элементов был

введен подоходно - поимущественный налог. Наряду с ним взималось несколько

налогов: с грузов, перевозимых железнодорожным и водным путем, со строений,

рента с городских земель, гербовый сбор со сделок, документов, счетов,

векселей и других государственных бумаг, плата за пользование

государственными угодьями и др. В 1923 г. был введен подоходный налог с

первоначальной ставкой 10 %, затем - 20 % прибыли предприятий. Кроме этого

налога предприятия после утверждения годового отчета перечисляли в бюджет

дифференцированную процентную долю отчислений от прибыли.

С 30-х годов налоги превращаются в орудие политической борьбы. Налоговая

система была заменена административными методами изъятия прибыли,

амортизационных отчислений, имущества в государственное пользование,

дополняемыми административно-командным распределением финансовых ресурсов

по отраслям и территориям.

В 1930 году основным законодательным актом- постановлением ЦИК и СНК от 2

сентября 1930 года "О налоговой реформе" были проведены кардинальные

преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственное

пользование. В 1931 году принимается еще несколько постановлений,

корректирующих ход налоговой реформы. Два обязательных платежа

государственных предприятий и организаций - налог с оборота и отчисления от

прибыли- стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота вобрал в себя:

акцизы, промысловый налог, лесной доход, страховой и другие платежи, ранее

уплачиваемые предприятиями. Отчисления от прибыли предприятий также стали

включать подоходный налог, платежи с векселей и некоторые другие.

Налоговая реформа не затронула колхозов, продолжавших после 1930 г. платить

сельскохозяйственный налог. Вместе с тем с этого года к ним стал

применяться пропорциональный метод обложения, который действовал при

взимании налогов с кооперации. Постепенно колхозы стали переводиться на

обложение по доходам, исчисленным не по нормам доходности, а на основе

данных отчетности соответствующих хозяйств.

После преобразования системы платежей государственных предприятий и

колхозно-кооперативного сектора были начаты изменения налогов с населения.

Подоходный налог с граждан вобрал в себя некоторые другие налоги с

населения, а часть таких налогов была отменена. Потерявший свое назначение

как средство борьбы с частным сектором промысловый налог постепенно

трансформировался в налог с кустарей и ремесленников, сборы на колхозных

рынках, разовые казначейские сборы. С 1931 года стали вводиться

повсеместные сборы на культурно- хозяйственное и жилищное строительство,

преобразованное в 1933 году в культжилсбор.

Доход государства формировался не за счёт налогов, а за счёт прямых

изъятий валового национального продукта, производимого на основе

государственной монополии.

Введённые в последующие годы платежи представляли собой формы, не

предопределяемые величиной стоимостных пропорций основных факторов

производства, а потому и вредные для экономики. Подавляющая часть

бюджетного финансирования была обусловлена дотациями военным отраслям

промышленности, тяжёлому машиностроению, сельскому хозяйству, в среднем до

24% общего объёма бюджетных расходов составляли статьи расходования средств

на управление и оборону.

Дальнейшая трансформация налогов была связана с Великой Отечественной

Войной. В 1941 г. был введён военный налог (отменён в1946г.). в том же году

для поддержки одиноких матерей был введён налог на холостяков, одиноких и

малосемейных граждан, который просуществовал до 90-х годов. Налог с оборота

был в то время основным платежом в бюджет, он составлял 41% от суммы всех

Информация о работе Налог на прибыль организаций