Место и роль таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ места и роли таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета РФ.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие и структуру государственного бюджета;
- покатать роль таможенных платежей в формировании доходов государственного бюджета;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОСТАВ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 6
1.1. Состав и структура доходов федерального бюджета 6
1.2. Формирование доходной части федерального бюджета 8
2. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ 12
2.1. Таможенные платежи и их роль в экономической
и финансовой политике государства 12
2.2. Виды таможенных платежей 17
2.3. Таможенные платежи как важный источник формирования
доходов федерального бюджета РФ 21
3. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ
ПЛАТЕЖЕЙ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

МЕСТО и роль таможенных платежей в формировании доходной чати федерального бюджета РФ.курс.Таможня.doc

— 687.00 Кб (Скачать)

В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 1991– 2009гг. их доля в федеральном бюджете возросла с 10 до 50,5%, что свидетельствует о достаточно большой зависимости доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.

Однако это не дает оснований полагать, что финансовому положению страны ничто не угрожает. Сложившаяся тенденция профицита бюджета и наличие социальных обязательств государства обусловливают рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. В 2009г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляет экспортная пошлина.

Федеральная таможенная служба перечислила в бюджет Российской Федерации в 2009г. 4684 млрд руб. (около 50,5%), Федеральная налоговая служба — 4073 млрд руб. (около 44%). Иными словами, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации[28].

Актуальность обозначенной проблемы обусловлена возложенной на таможенную службу обязанностью по наполнению доходной части федерального бюджета, что затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Прогнозирование таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет в виде налоговых и неналоговых доходов, представляет собой необходимый фундамент для осуществления планирования — планирования на уровне государства (федеральный бюджет) и планирования внутри системы (контрольные показатели).

Финансово-экономический кризис резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федерального бюджета за счет доходов от ВЭД.

Впервые за многие годы в 2009г. внешнеторговый оборот России сократился почти в два раза. По данным таможенной статистики за шесть месяцев 2009 года внешнеторговый оборот России составил $208,3 млрд (55,9% к первому полугодию 2008 года), в том числе экспорт – $126 млрд (53,2%), импорт – $82,3 млрд (60,7%). Сальдо торгового баланса осталось положительным на уровне $43,6 млрд, однако по сравнению с прошлогодним уровнем снизилось со $101,1 млрд – в 2,3 раза. Такое снижение свидетельствует о возникновении рисков резкого сокращения источников доходов федерального бюджета[29].

В I полугодии 2010г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 293,9 млрд.долларов США (141,5% к I полугодию 2009г.), в том числе экспорт - 189,8 млрд.долларов (151,4%), импорт - 104,2 млрд.долларов (126,4%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 85,6 млрд.долларов США (в I полугодии 2009г. - 43,0 млрд.долларов).

Таможенные органы РФ за январь-август 2010г. перечислили в федеральный бюджет 2 трлн 673,18 млрд руб. Об этом сообщила пресс-служба Федеральной таможенной службы (ФТС). В январе-августе 2009г. таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 1 трлн 934 млрд руб. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сумма, перечисленная ФТС в федеральный бюджет, увеличилась на 38,2%[30].

С точки зрения бюджетного планирования, определение источников доходной части федерального бюджета и планирование их величин является первостепенной задачей государства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения достойной жизни граждан необходимо наличие финансовой платформы, т.е. доходы должны быть направлены на экономическое развитие страны, обеспечение социального благополучия нации. Заметим, что на сегодняшний день роль таможенной службы в обеспечении социально-экономического развития страны выражается строчкой в федеральном бюджете государства с десятизначным числом.

 

 

 

3. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

 

 

Совершенствование таможенного администрирования невозможно без учета таможенных платежей. Арсенал инструментов и методических подходов к администрированию таможенных платежей постоянно совершенствуется.

Современная система таможенных платежей в своем развитии прошла несколько этапов. Началом этого развития можно считать период 1991-1993гг., который ознаменовался вступлением в силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации[31], Закона РФ «О таможенном тарифе»[32], Таможенного кодекса[33] и иных законодательных актов. В результате сформировалась система таможенных платежей, к которым были отнесены таможенные пошлины, НДС и акцизы, таможенные сборы и иные виды сборов и платежей. В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» таможенные платежи (кроме таможенных сборов и иных платежей) были отнесены к федеральным налогам. Вопросы взимания таможенных платежей регламентировались в общем виде Таможенным кодексом, более детально – многочисленными подведомственными актами ГТК России. Поступление денежных средств от участников ВЭД в это время осуществлялось на рублевые и валютные счета таможенных органов, открытые в кредитных учреждениях для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет. Таможенные и иные сборы, различного рода платежи, пени, штрафы являлись источником формирования фонда развития таможенной системы.

Ведение в действие в 1999 году части первой Налогового кодекса затронуло и таможенные платежи. Многие вопросы, касающиеся изменения срока уплаты, исчисления пеней, порядка взыскания, возврата таможенных платежей стали предметом рассмотрения Налогового кодекса (правда, в большинстве случаев с учетом особенностей таможенного законодательства). Этот период можно рассматривать как период сближения налогового и таможенного законодательства. Изменился порядок уплаты таможенных платежей. Начиная с 2000 года, все бюджетные организации (в том числе и таможенные органы) были переведены на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.

Таким образом, после введения в действие первой части Налогового кодекса была предпринята попытка приведения таможенных платежей в соответствие с принципами налоговой системы. Однако, предусмотренные Налоговым кодексом подходы, не в полной мере учитывающие особенности таможенного обложения, создали предпосылки для обоснования другого направления государственной политики в этой сфере, которое было связано с попыткой вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и, вытекающей из этого, необходимости приведения национального законодательства в соответствие с соглашениями ВТО.

Однако работа по присоединению к ВТО и связанные с этим изменения законодательства происходили в условиях отсутствия не только официальных комментариев соглашений ВТО, но даже и официальных переводов этих соглашений на русский язык. В этой связи высказывается мнение, что происходящие изменения были направлены не столько на интеграцию России в мировую экономику, сколько на формирование особой системы регулирования таможенных платежей, существенно отличающейся от законодательства о налогах и сборах. В этот период (2004-2005гг.) происходят изменения таможенного, налогового, бюджетного законодательства, которые коснулись таможенных платежей. Произошло сокращение    количества    видов    таможенных    платежей,    выведение таможенных пошлин из системы федеральных налогов (таможенные сборы так в нее так и не были включены), дальнейшее разграничение налогового и таможенного законодательства[34].

Достоинством нового Таможенного кодекса, вступившего в силу с 1 января 2004 года, явилось определение законодательной базы таможенных платежей, установление порядка взыскания, возврата, обеспечения уплаты таможенных платежей, изменения срока их уплаты. Причем, многие положения Налогового кодекса в части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, утратили силу[35].

Таким образом, общность таможенных платежей и налогов (законодательная база, обязательность уплаты, перечисление в федеральный бюджет), не нашла отражение в порядке их взимания. Различия коснулись порядка исполнения обязанности по уплате (в частности, возможности уплаты таможенных платежей третьими лицами, определение момента исполнения обязанности), способов обеспечения уплаты таможенных платежей, механизма принудительного взыскания.

С развитием бюджетного законодательства в таможенных органах вводится оперативный и бюджетный учет таможенных платежей. Перечисление таможенными органами таможенных платежей в федеральный бюджет осуществляется в соответствии с кодами бюджетной классификации (КБК).

Необходимость устранения правовых пробелов, выявленных в результате мониторинга применения положений Таможенного кодекса, устранения некоторых противоречий с Налоговым кодексом, а также сокращение доходной части федерального бюджета за счет внешнеэкономической деятельности в условиях мирового финансового кризиса обусловили необходимость совершенствования администрирования таможенных платежей. Результаты многочисленных обсуждений поправок в Таможенный кодекс нашли отражение в Федеральных законах от 09.04.2009 № 58-ФЗ (ФЗ № 58)[36], а также от 27.09.2009 № 207-ФЗ (ФЗ № 207)[37], которые вступили в силу с 1 октября 2009г. Более тридцати статьей Таможенного кодекса, касающиеся взимания таможенных платежей, подверглись изменениям, появились новые статьи (приложение 1). Внесение поправок в Таможенный кодекс направлено на совершенствование таможенного администрирования в части уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей. Рассмотрим суть этих изменений.

Совершенствование администрирования таможенных платежей в части их уплаты заключается в следующем:

● Во-первых, с 1 октября 2009 года по 30 июня 2010 года таможенные органы должны осуществить поэтапный (согласно установленному графику) переход на уплату плательщиками таможенных и иных платежей на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (счет № 40101 «Учет и распределение таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности между бюджетами»). По своему содержанию, предлагаемый механизм аналогичен действующему порядку администрирования налоговых платежей и направлен на обеспечение учета и перечисления таможенных платежей напрямую в федеральный бюджет, минуя промежуточные счета таможенный органов для учета таможенных платежей, что позволит ускорить возможность их использования для осуществления расходов федерального бюджета. По предварительным расчетам изменение порядка уплаты таможенных платежей позволит мобилизовать в федеральный бюджет более 100 млрд. руб., находящихся на 14 «промежуточных счетах» ФТС России по учету таможенных и иных платежей от участников внешнеэкономической деятельности[38].

● Во-вторых, уплата таможенных платежей и иных денежных средств (авансовых платежей, денежного залога) может осуществляться только на счет Федерального казначейства, за исключением отдельных случаев, предусмотренных Таможенным кодексом (статьи 287 и 294) и только в валюте Российской Федерации. Ранее предусматривалась возможность уплаты таможенных и иных платежей юридическими лицами в кассу таможенного органа.

● В-третьих, изменились сроки уплаты таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В преддверии формирования Единого таможенного кодекса в рамках ЕврАзЭС – это решение является актуальным, так как сроки уплаты таможенных платежей, установленные таможенным законодательством Российской Федерации, отличались от сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в Республике Беларусь и Республики Казахстан. В соответствии с последними изменениями таможенные платежи (за исключением таможенных сборов за хранение и таможенное сопровождение) должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Исключение из общего правила составляют следующие случаи: уплата таможенных пошлин, налогов при предварительном декларировании (статья 130 Таможенного кодекса), при подаче периодической таможенной декларации (статья 136 Таможенного кодекса), при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 150 Таможенного кодекса). Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов упорядочит механизм исчисления пени при обнаружении недоимки после выпуска товаров.

В целях прекращения негативной судебной практики в части уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при периодическом временном декларировании товаров, в статью 124 и статью 357.7 Таможенного кодекса внесены изменения, предусматривающие необходимость уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при подаче в таможенной орган как неполной таможенной декларации (периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации), так и полной таможенной декларации.

● В-четвертых, плательщиками таможенных платежей могут являться только лица, ответственные за их уплату. Положение о том, что любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу, с 01.10.2009 утратило силу. Внесение изменений в понятие плательщика таможенных платежей приведет к единству таможенного и налогового законодательства в части трактовки понятия исполнения обязанности по уплате налогов или таможенных платежей: каждый налогоплательщик (плательщик таможенных платежей) должен исполнить обязанность по их уплате самостоятельно.

● В-пятых, внесены дополнения в части исполнения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов: в новой статье 332.1 Таможенного кодекса определены особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим или недееспособным; в пункте 3 статьи 319 Таможенного кодекса установлены случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которые ранее были определены Налоговым.

Изменения в порядке уплаты таможенных платежей и иных денежных средств, в свою очередь, привели к изменению администрирования их возврата. Новой редакцией Таможенного кодекса предусмотрено[39]:

- осуществление возврата всех денежных средств только в безналичном порядке и только на счет плательщика в банке (даже если суммы денежного залога были внесены в кассу таможенного органа);

- изменение (уточнение) сроков подачи заявления о возврате (зачете) авансовых платежей, денежного залога;

- невозможность осуществления возврата (зачета) невостребованных в течение установленного срока авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов и необходимость учета этих сумм в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета;

внесение дополнений в части определения документов, необходимых для осуществления таможенным органом возврата (зачета) излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов, денежного залога;

- осуществление возврата денежного залога исключительно в валюте Российской Федерации.

Информация о работе Место и роль таможенных платежей