Локальные акты дошкольного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:21, доклад

Краткое описание

В литературе по управленческой деятельности дано следующее определение локального акта – это документ, который:
разрабатывается и принимается к исполнению администрацией и коллегиальным органом самоуправления в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами в рамках учреждения;
содержит нормы трудового права;
направлен на обеспечения функционирования и развития образовательного учреждения.

Файлы: 1 файл

лкальные акты №1.docx

— 33.48 Кб (Скачать)

Локальные акты дошкольного образовательного учреждения

Яковлева  Маргарита Ивановна, заведующая

 

 

«Локальный» (книжн.) – местный, не выходящий 
за определенные пределы.  
«Толковый словарь русского языка»  
 С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова 

В литературе по управленческой деятельности дано следующее определение локального акта – это документ, который:

  • разрабатывается и принимается к исполнению администрацией и коллегиальным органом самоуправления в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами в рамках учреждения;
  • содержит нормы трудового права;
  • направлен на обеспечения функционирования и развития образовательного учреждения.

 

  В процессе формирования нормативной  основы функционирования дошкольного  учреждения каждый руководитель в своей  управленческой деятельности должен руководствоваться  следующими документами организационной  направленности: 
1) решением вышестоящих организаций о создании дошкольного образовательного учреждения (приказ); 
2) договором между Учредителем и образовательным учреждением (ст.11 Закона «Об образовании» №194-ФЗ); 
3) свидетельством о государственной аккредитации государственного образовательного учреждения; 
4) уставом учреждения (ст.13 Закона РФ «Об образовании» №194-ФЗ); 
5) свидетельством о государственной регистрации (ст. 12 Закона РФ «Об образовании» №194-ФЗ, Федеральный закон «О государственной регистрации» №129-ФЗ); 
6) лицензией на право ведения образовательной деятельности; 
7) контрактом и свидетельством на право оперативного управления земельным участком и зданием (ст. 48, 51 ГК РФ); 
8) свидетельством о присвоении ИНН (ст. 19 НК РФ); 
9) свидетельством о регистрации территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ (ПРФ), Фонда социального страхования РФ (ФСС).  

 

Правовой статус современного дошкольного образовательного учреждения определяют такие факторы, как:

  • наличие прав юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, т.е. статус, подтвержденный документально свидетельством о государственной регистрации;
  • наличие права на ведение образовательной деятельности;
  • прохождения лицензирования, государственной аккредитации и аттестации.

Чтобы получить право осуществлять свои функции, дошкольное образовательное  учреждение должно пройти регистрацию  уполномоченным органом. Процедура  регистрации предоставляет право  дошкольному образовательному учреждению статус юридического лица, необходимый  для ведения самостоятельной  финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающей воспитательно-образовательный процесс, предусмотренный Уставом ДОУ. 
         В связи с новым Трудовым кодексом РФ разработка локальных документов и их оформление является одним из аспектов управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. 
Локальные акты юридически обеспечивают упорядоченность всей деятельности учреждения, придают юридическую силу органам самоуправления и дают возможность развитию Управляющего коллектива. 
В соответствии со ст. 8 ТК РФ руководитель вправе принимать локальные нормативные акты, в пределах своей компетенции, которые не противоречат законам или иным нормативно-правовым актам. Любой локальный нормативный акт, принимаемый в учреждении, подлежит правовой экспертизе. 

При подготовке локальных  актов соблюдаются требования, обеспечивающие юридическую силу документов. Состав документов, образующих в процессе деятельности ДОУ, определяется:

  • его компетенцией и функциями;
  • кругом управленческих действий;
  • порядком разрешения вопросов (единоначальный или коллегиальный)
  • характером взаимодействия между общеобразовательными учреждениями и другими организациями.
  • Документальную основу деятельности ДОУ составляют обязательные базовые документы, которые поступают от вышестоящих организаций. 
    В процессе документационного обеспечения управления дошкольным образовательным учреждением руководители должны использовать государственные и ведомственные нормативные акты, а также вновь издаваемые законодательные документы, отражающие специфику деятельности конкретного ДОУ.

Государственная политика в  области образования отражена в  ряде правовых документов, действующих  на территории Российской Федерации. К  ним относят:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. №12-ФЗ;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Закон РФ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» и другие, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы в области  образования являются законами прямого  действия и применяются на всей территории государства в отличие от нормативных  актов субъектов, которые применяются  только на их территории. Например: «Закон Красноярского края о защите прав ребенка» 
Дошкольное образовательное учреждение издает следующие локальные акты, регламентирующие его деятельность:

  • Устав;
  • договор с Учредителем;
  • приказы и распоряжения заведующего;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Коллективный договор;
  • Положение о премировании, надбавках и доплатах;
  • трудовой договор;
  • договор ДОУ о сотрудничестве с родителями (законными представителями);
  • Положение о Попечительском совете;
  • Инструкция об охране жизни и здоровья детей;
  • штатное расписание;
  • графики работ сотрудников;
  • планы работ учреждения.

Предлагаемые образцы  документов полезны как для начинающих руководителей, так и для опытных, у которых возникают проблемы при разработке и формировании нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование ДОУ.

Использование готовых образцов локальных актов позволит сократить  время на их разработку и в основном сосредоточить внимание на деталях  и нюансах, связанных с управлением  конкретного дошкольного учреждения.

      1. Устав 

       В соответствии с Законом РФ « Об образовании» каждое дошкольное образовательное учреждение должно иметь свой Устав, который регламентирует все основные стороны деятельности конкретного учреждения и является одним из документов, позволяющим ему получить регистрацию юридического лица.  
Учреждения, которые уже созданы, разрабатывают и применяют положения Устава самостоятельно. Для вновь открывающихся дошкольных учреждений Устав разрабатывается Учредителем. 
      В статье 13 Закона РФ «Об образовании» подробно определены позиции, которые должны быть в обязательном порядке закреплены в Уставе, вытекающие из Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 01.07.95 3677, с изменениями и доп. От 14.02.97 179), а также полномочия, дополнительно переданные учреждению Учредителем. Утвержденный Советом педагогов,         Устав ДОУ вместе с другими документами направляется в регистрирующий орган, где выдается свидетельство о государственной регистрации. 
        В связи с выходом новой законодательной базы, новыми требованиями и положениями Трудового Закона РФ, изменением статуса учреждения руководитель обязан внести изменения и дополнения в Устав и оформить его в установленном законом порядке. Все дополнения и изменения к Уставу: 
- являются его неотъемлемой частью; 
- оформляются отдельными документами, которые утверждаются на собрании трудового коллектива или заседании Совета педагогов ДОУ; 
- оформляются выпиской из протокола собрания; 
- подаются на подпись Учредителем дошкольного учреждения и подшиваются к основному тексту Устава.

                 II. Учредительный договор 
        Основополагающим локальным актом, разработанным на основании Закона «Об образовании» (ст. 11 п. 3 от 10.07.92) и пункта 13 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.95 №677 в редакции Постановления Правительства РФ от 14.02.97 №197 от 23.12.02 №919, и отражающим взаимоотношения ДОУ с Учредителем, является     «Учредительный договор». 
      

        Договор разграничивает компетенцию, обязанности, права, определяет взаимные обязательства сторон (Учредителя и дошкольного учреждения), их ответственность за выполнение этих обязательств в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья; обеспечение их интеллектуального, физического и личностного развитии; осуществление коррекции в развитии ребенка. 
С момента регистрации в установленном законом порядке образовательное учреждение получает статус юридического лица и право осуществлять самостоятельную деятельность различной направленности.

      1. Коллективный договор 
                

         Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор вступает в силу с момента его заключения и может заключаться сроком от 1 до 3 лет. 
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: 
- производственно-экономические отношения; 
- охрана труда, решение социально-бытовых вопросов; 
- разрешение трудовых споров, конфликтов; 
- гарантии и условия работы совете педагогов; 
-срок выполнения и формы контроля за выполнением коллективного договора; 
- приложения к коллективному договору. 
         Изменения и дополнения в течение срока действия договора производятся только по взаимному согласию сторон в порядке определенном в коллективном договоре или на основании ст. 15 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в редакции Федерального закона от 24.11.95 №186 – ФЗ, а также с участием представителей коллегиальных органов родительской общественности (Родительского комитета, Попечительского совета). При разногласии между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора, в течение трех месяцев со дня начала переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Стороны имеют право продлить срок действия Договора сроком не более трех лет. Контроль выполнения Коллективного договора осуществляется представителями сторон, его подписавшими, или уполномоченными представителями соответствующих органов Минтруда РФ.

 

 

      IV. Правила внутреннего трудового распорядка 
       В целях упорядочения работы ДОУ и укрепления трудовой дисциплины в соответствии с требованиями ст.189, 190 ч. 2 Трудового кодекса РФ в учреждениях самостоятельно разрабатываются и утверждаются Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), которые регулируют внутренний трудовой распорядок в учреждении и являются приложением к коллективному договору. 
Правила внутреннего трудового распорядка регламентируют: 
- порядок приема, перевода и увольнения работников; 
- основные права, обязанности и ответственности сторон в соответствии с трудовым договором; 
- режим рабочего времени, в том числе рабочую неделю по скользящему графику; 
- продолжительность ежедневной работы, время ее начала и окончания; 
- применяемые меры поощрения и взыскания за нарушения трудовой дисциплины; 
- время отдыха, продолжительность дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков; 
- другие вопросы регулирования трудовых отношений с учетом их специфики и условий работы. 
Данные Правила утверждаются руководителем ДОУ с учетом мнения трудового коллектива.

V. Положение о премировании, надбавках, доплатах и других видах материального поощрения и стимулирования сотрудников учреждения 
Данный локальный акт разрабатывается с целью повышения материальной заинтересованности трудового коллектива и отдельных работников, повышения качества работы, роста профессионального мастерства сотрудников, а также социальной защищенности и материальной поддержки. В данном документе определяются размеры надбавок и доплат стимулирующего характера в пределах средств, направленных на оплату труда, а также в пределах средств, заработанных в сфере оказания ДОУ дополнительных платных услуг. Сумма надбавок и доплат стимулирующего характера определяется учреждением самостоятельно. Минимальные размеры выплат надбавок и доплат не ограничиваются и определяются в зависимости от дополнительного объема выполняемых сотрудниками работ. Выплаты премий, поощрений, надбавок работников облагаются налогом в соответствии с действующим законодательством. Средства на премирование, поощрение и установление надбавок к должностным окладам сотрудников учреждения выделяются администрацией при формировании фонда материального стимулирования. 

В данном Положении должны быть отражены разделы: 
- общие положения; 
- источники формирования поощрительного фонда; 
- порядок материального поощрения и стимулирования; 
- показатели и размеры доплат, надбавок, премий и материальной помощи; 
- показатели, влияющие на уменьшение размера премии или ее лишение.

              VI. Трудовой договор 
      Основным правовым документам, регламентирующим трудовые отношения, между работодателем (руководителем ДОУ) и работником является трудовой договор. Главная функция трудового договора состоит в порождении трудовых отношений, возникающих между работником и руководителем учреждения. Основным содержанием этих трудовых отношений является соглашение, в соответствии с которым руководитель обязуется предоставить работнику работу по определенной специальности, квалификации, должности и обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, локальными актами учреждения, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты учреждения. 
      Трудовой договор между сторонами оформляется в письменной форме. Трудовой договор составляется в двух экземплярах, каждая из которых подписывается сторонами. Один экземпляр документа передается работнику, а другой хранится у работодателя (руководителя ДОУ). 
     Срок действия договора. 
      Требования к сроку действия трудового договора определяются правилами ст. 58 ТК РФ и могут заключаться: 
- на неопределенный           срок; 
- на определенный срок – не более 5 лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами. 
    Срочный трудовой договор, в отличие от трудового договора, заключенного на неопределенный срок, может быть расторгнут работодателем без объяснения причин по истечении срока. На который такой договор был заключен (п.2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) 
В ст. 58 ТК РФ четко регламентируются случаи заключения срочных трудовых договоров, которые заключаются на срок до 5 лет (подп. 2ч. 1 ст. 58 ТК РФ). Срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для его заключения, обязательно должны быть указаны в тексте договора. Поскольку ч.5 ст.57 ТК РФ относит данную информацию к числу необходимых сведений, которые должны содержаться в срочном трудовом договоре.

Информация о работе Локальные акты дошкольного образовательного учреждения