Контрольная работа по "Бюджету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:49, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетное планирование по сути своей является активным способом государственного регулирования экономики: с его помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственного развития, но и оказывает на них активное влияние.
Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП и национального дохода.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..2
Содержание и значение бюджетного планирования………..3
Задачи бюджетного планирования………………………….4
Участники бюджетного процесса…………………………...4
Бюджетное прогнозирование
Значение и задачи прогнозирования……………………………..7
Методы прогнозирования……………………………………..9
Основные направления совершенствования бюджета…………12
Заключение………………………………………………………..13
Список использованных источников……………………………14

Файлы: 1 файл

бюджетное планирование.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Введение

Бюджетное планирование по сути своей является активным способом государственного регулирования экономики: с его помощью государство  не только прогнозирует тенденции и  показатели народнохозяйственного  развития, но и оказывает на них  активное влияние.

Бюджет и государственная  бюджетная система в целом  являются совокупностью экономических  отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения  ВНП и национального дохода.

Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому  развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.

Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы.

Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею. В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

 

1.1 Содержание и значение  бюджетного планирования

Бюджет - это основной финансовый план. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

Первый уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

Второй уровень бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющие собой  частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение. Такое определение бюджетного планирования вытекает из самого определения бюджета, данного в Законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», в соответствии с которым бюджет представляет собой форму образования и расходования (составления и исполнения) денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Непосредственное составление  бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий  год и тех финансовых норм и  нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных  учреждений. Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Задачи бюджетного  планирования

Перед бюджетным планированием  выдвигаются следующие основные задачи:

- организация работы  по мобилизации денежных накоплений  и других финансовых ресурсов  государства, финансовому обеспечению  развития экономики, науки и  социальной сферы;

- осуществление финансового  контроля за ходом выполнения  бюджета.

Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное  планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год.

На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

1.3 Участники  бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской  Федерации;

- органы законодательной  (представительной) власти;

- органы исполнительной  власти (высшие должностные лица  субъектов РФ, главы местного  самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов  бюджетов, другие уполномоченные органы); - органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного  и муниципального финансового  контроля;

- государственные внебюджетные  фонды;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

- иные органы.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк Российской Федерации  совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной  политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель  бюджетных средств это орган  исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджете получателе и, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное  учреждение)- это организация, созданная  органом исполнительной власти для  осуществления функций некоммерческого  характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая  в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

 

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

 

 Бюджетное прогнозирование

2.1 Значение и задачи  прогнозирования

Со сводным финансовым планированием тесно связано  бюджетное прогнозирование.

Важнейшее условие успешного ведения хозяйства - постоянное совершенствование методов его управления. Управлять - значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.

В отличие от сводного финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных  путей развития его доходной и  расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических  условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные  пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан  на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

 

 

Финансово-бюджетное  прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ее развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А. М. Волков, В.А. Галанов, Л.П. Евстигнеева, B.C. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова.

Бюджетное прогнозирование  и в первую очередь прогнозирование  территориальных бюджетов связано  с распространением в 70-е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами.

 

Методология прогнозирования  территориальных бюджетов впервые  в нашей стране была разработана  и апробирована в 1976 г. Г.Б. Поляком  в ходе подготовки и реализации комплексных  планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц. Проблемы территориального бюджетного прогнозирования отражены также в работах С. К. Битокова, Н.М.Дементьевой, Т.Т. Тулебаева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы прогнозирования

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы:

1) Метод экстраполяции,  т. е. составление перспективы  исходя из практики предшествующих  периодов. Однако этот метод пригоден  для прогнозирования лишь некоторых  статей расходов и доходов  бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.

2) Метод экспертных  оценок, т. е. прогноз, строящийся  на базе оценок, сделанных и  обоснованных компетентными специалистами  в отдельных отраслях науки  и народного хозяйства, также  не лишен недостатков, поскольку  имеет элемент субъективизма.

3) Применение этих  двух методов одновременно; при  этом используются как объективные  тенденции развития, так и мнения  экспертов.

Одним из способов экстраполяции  основных финансовых закономерностей  могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К таким факторам следует отнести развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.

Для расчетов основных показателей  федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями и налогом на прибыль. Коэффициенты корреляции показывают большую тесноту в изучаемых связях, и это понятно: доходы бюджета формируются, прежде всего, за счет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибылью очевидна.

При прогнозировании объема ресурсов бюджета на перспективу следует использовать глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной степенью вероятности нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций. Качественный анализ показал, что статистические модели, с помощью которых определяются ресурсы федерального бюджета, дали хорошо согласовывающиеся данные, касающиеся его объема на ближайшую перспективу.

Уравнения регрессии с указанными выше двумя переменными величинами имеют линейный вид:

у = a0 + а1 x

где у - объем ресурсов федерального бюджета;

Информация о работе Контрольная работа по "Бюджету"