Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:57, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в теоретическом обосновании и исследовании механизма управления прибылью на примере конкретного предприятия.
В соответствии с поставленной целью, в дипломной работе решаются следующие задачи:
- исследована экономическая сущность прибыли в условиях рыночного хозяйства и механизм ее формирования;
- проведен анализ показателей прибыли и доходности конкретного предприятия;
- разработаны меры для увеличения и предложены пути регулирования прибыли предприятия.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «АРТКОЛОР».
Предметом дипломного исследования является финансово-экономический механизм формирования, планирования и регулирования прибыли организаций (предприятий) в условиях рыночной экономики.
Теоретической и методологической основой исследования формирования и регулирования прибыли организаций, а также управлением доходами и расходами организации (предприятия) послужили труды зарубежных и отечественных экономистов и практиков в области экономической теории, управления затратами, теории рынка, управления и планирования прибыли, финансов и других областях экономики.
Среди них отечественные авторы: Баканов М.И., Басовский Л.Е., Гиляровская Л.Т., Жданов С.А., Ковалёва A.M., Котляров С.А., Кондраков Н.Н., Лапуста М.Г., Николаева С.А., Прыкин Б.В., Савицкая Т.В., Скалай Л.Т., Трубочкина М.Г., Шеремет А.Д. и другие специалисты.
Зарубежный опыт планирования и регулирования прибыли организации исследуется в работах ученых-специалистов в области управления С.Дж. Брауна, К. Друри, М.П. Крицмена и других специалистов.
Разделение постоянных и переменных расходов важно для целей финансового планирования. Основная задача здесь заключается в том, чтобы определить, как должны измениться постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объема реализованной продукции с учетом того, что только переменные затраты изменяются пропорционально росту или падению объема производства и реализации.
Показатели расходов организации:
а) себестоимость реализованной продукции. В данную статью включаются только производственные расходы предприятия на реализованную продукцию, такие, как расходы на материалы, заработную плату и производственные накладные расходы;
б) общехозяйственные и коммерческие расходы;
в) расходы по финансовой деятельности. Их особенно важно рассчитать для того, чтобы показать долю расходов, приходящуюся на обслуживание долга предприятия. В условиях рыночной экономики этот показатель необходим для оценки жизнеспособности предприятия: высокий удельный вес таких расходов может привести предприятие к банкротству;
г) чрезвычайные расходы.
Доход в МСФО представляет собой приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. В МСФО увеличение экономических выгод трактуется как увеличение активов или уменьшение обязательств, в результате чего и происходит приращение капитала.
Расход в МСФО представляет собой уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала. В МСФО уменьшение экономических выгод трактуется как уменьшение активов или увеличение обязательств, в результате чего происходит уменьшение капитала. Это полностью согласуется с определением капитала как части активов, остающейся после вычета обязательств предприятия. Таким образом, уменьшение капитала произойдет в том случае, когда уменьшатся активы либо увеличатся обязательства.
Исследования, проведенные некоторыми экономистами. Там же, показали, что для определения конечного финансового результата деятельности организаций является группировка доходов и расходов, которая представлена в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). В МСФО группировка осуществляется в зависимости от трех видов деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. Это позволяет обеспечить контроль, во-первых, за степенью риска вложений капитала, во-вторых, за эффективностью операций. Кроме того, подобная классификация позволит определить рентабельность активов по каждому из видов деятельности.
Указанная группировка доходов и расходов имеет экономический смысл, поскольку происходит разграничение долгосрочного и краткосрочного периодов. Так, инвестиционная деятельность предполагает передачу ресурсов третьим лицам в целях извлечения доходов в течение долгосрочного периода; финансовая - размещение средств организации на краткосрочной основе; операционная деятельность связана с производством и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Аналогичная классификация предусмотрена и в отношении расходов.
Рассмотрим управление прибылью через повышение доходов и сокращение расходов организации.
В целом в процессе формирования доходов организации ведущее значение имеет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль играет прибыль от прочей реализации, а также от реализации основных фондов и другого имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.
Очевидно, что управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.
В рамках решения первой задачи - повышение доходов - должны проводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т.п. Результаты планово-аналитических расчетов обычно оформляются в виде традиционных таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах.
Вторая задача - снижение расходов - подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции Речь идет именно об обоснованном снижении издержек производства и обращения. Как правило, в любом крупном предприятии разрабатываются технически (или научно) обоснованные нормативы по отдельным операциям и, кроме того, существуют разнообразные нормы в рамках технологического процесса (состав, структура и виды сырья и материалов, последовательность операций и др.). Экономия за счет нарушения технологического процесса, естественно, не может рассматриваться как обоснованная (вряд ли кто-то захочет кутать котлеты, в которых доля мяса занижена в целях экономии затрат и снижения себестоимости). Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных в процессе производства и реализации данной продукции.
Когда речь идет об осуществлении конкретного производственного процесса, относительно большую значимость имеют отдельные виды активов, средств, расходов. Так, для изготовления некоторого вида продукции можно использовать ту или иную материально-техническую базу, различные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, разнообразные технологии производства, схемы снабжения и сбыта и т.п. Поэтому очевидно, что в зависимости от выбранной концепции организации и реализации производственного процесса уровень себестоимости может ощутимо варьировать и оказывать существенное влияние на прибыль предприятия. Именно этим определяется значимость методик анализа и управления себестоимостью как в системе управленческого учета, так и с позиции управления деятельностью предприятия в целом.
Управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур:
- прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли и рентабельности);
- нормирование затрат (устанавливаются технически обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности);
- учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатуре статей);
- калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости, т.е. исчисляется фактическая себестоимость продукции);
- анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости);
- контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования).
Важнейшими факторами роста прибыли являются увеличение объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.
Рост доходов зависит, прежде всего, от снижения расходов на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.
Глава
3. Планирование прибыли
на организации
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для организации, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на организации имеет очень большое значение.
Основными методами планирования прибыли являются:
- метод прямого счета;
- аналитический метод;
- метод совмещенного расчета.
Метод прямого счета. Данный метод наиболее распространен на организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его состоит в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.
Аналитический метод. Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.
Метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и тому подобное выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает организация. Для этого необходимо массу прибыли соотнести с затратами организации.
Несмотря на кажущуюся обыденность текущего планирования, его значение очень велико. Бесперебойная работа организации требует постоянного контроля, ориентиров на достигнутые результаты, непрерывных поставок материалов, непрерывного сбыта продукции. Правильным планированием можно добиться высокой эффективности управления ресурсами организации, исключения возможных ситуаций финансовой несостоятельности, кардинального повышения финансового здоровья и устойчивости к экономическим потрясениям. Гибкое планирование - это разработка единой системы взаимосвязанных текущих планов, позволяющей постоянно контролировать состояние организации, терпимой к внесению корректив по ходу деятельности, являющейся единым согласованным предписанием и индикатором работы для всех отделов фирмы.
Существенной методологической особенностью системы управления расходами в рамках CVP-анализа является использование зависимости величины расходов от объема реализации товара. Суммарные переменные расходы увеличиваются с ростом объемов, а постоянные расходы на единицу продукции уменьшаются. При уменьшении объемов реализации наблюдаются противоположные тенденции.
Измерение и анализ расходов является первым этапом системы управления расходами. Это целостная аналитическая процедура, которая включает в себя следующие этапы:
- сбор данных по расходам на основании принятой системы центров затрат и центров прибыли;
- выделение переменной части всех видов расходов, приходящейся на единицу продукции (на основании информации об расходах в течение последних 6-10 месяцев);
- локализацию постоянных расходов по видам продукции с использованием АВС-метода;
- проведение стандартного анализа безубыточности, который выражается в оценке точки безубыточности, запаса безопасности и прибыльности для каждого вида продукции;
- проведение целевого планирования прибыли, которое позволяет оценить объем продаж для достижения заданной величины прибыли и оценку резерва безопасности для планируемого объема реализации.
В реальной практике нельзя ограничиваться только этой аналитической процедурой. Данная процедура должна использоваться непрерывно в процессе деятельности организации.
Существенной частью системы является совместный анализ двух дополнительных факторов:
- производственных возможностей организации (внутренний фактор);
- цен и потребностей рынка (внешний фактор).
При проведении этого непрерывного анализа и планирования методика несколько меняется. Организация непрерывно собирает информацию о переменных расходах, желая использовать наиболее свежую информацию для анализа и планирования. Вместе с тем постоянные расходы приходится планировать исходя из двух факторов:
- прогноза консервативной части расходов, т.е. той части постоянных расходов, которая исторически сложилась на протяжении прежних периодов деятельности организации;
- прогноза дополнительных объемов постоянных расходов, которые являются следствием дополнительных потребностей организации.
Информация о работе Экономическая сущность прибыли и механизм ее формирования в современных условиях