Государственный контракт

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:11, реферат

Краткое описание

Государственный контракт – это форма прямого государственного регулирования хозяйственных связей между государством-заказчиком и предприятием-исполнителем, способ реализации общественных и государственных нужд, концентрации и эффективного расходования государственных ресурсов, форма сотрудничества государства и предприятия для решения особо важных стратегических задач.

Файлы: 1 файл

Государственный контракт.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Государственный контракт – это форма прямого государственного регулирования хозяйственных связей между государством-заказчиком и предприятием-исполнителем, способ реализации общественных и государственных нужд, концентрации и эффективного расходования государственных ресурсов, форма сотрудничества государства и предприятия для решения особо важных стратегических задач.

Государственный контракт – это детально разработанный  экономический и правовой документ, который регламентирует организационно-технические, административно-управленческие отношения при выполнении заказа подрядчиками. Через механизм государственного контракта в народное хозяйство развитых стран мира перераспределяется основная масса ресурсов государства (материальных, финансовых), реализуются функции государства-предпринимателя, регулируются экономические отношения государства с многими исполнителями его заказов, осуществляется миграция рабочей силы. Так, федеральное правительство США размещает ежегодно до 20 млн. заказов на товары и услуги более чем в 130 отраслях промышленности. Государственные органы на уровне федерального правительства, штатов и местных органов власти при этом организуют, управляют (в т.ч. контролируют) значительный объем вещественных факторов производства, определяют объем продукции (преимущественно военного назначения), контролируют ее качество, предоставляют на этой основе кредиты и займы.

Государственный спрос, предъявляемый более чем  на 90% номенклатуры товаров и услуг, которые производятся в США, формирует  гарантированный и стабильный рынок сбыта, обусловливает рост доли государственных расходов в валовом национальном продукте. Цена на товары и услуги устанавливается при этом не как на классическом рынке в сфере обращения, а через переговоры на основе конкурентных торгов. Это означает, что общественный характер труда, воплощенного в продукте и услуге, раскрывается не на стадии обмена, а еще на предпроизводственной стадии, в процессе предварительной калькуляции отдельных стоимостных показателей изделий, объем которых устанавливается предварительно. Обмен сохраняет свое значение только как конечный арбитр в подтверждении общественно необходимого характера труда. Государственный контракт вследствие этого усиливают планомерность и организованность развития экономики в общенациональном масштабе, способствуют росту валового внутреннего продукта, ускорению темпов научно-технического прогресса, расширяет масштабы занятости в народном хозяйстве. В то же время он стимулируют инвестиционные процессы в негосударственных секторах экономики.

Государственные контракты при современном капитализме  вызывают рост фактических затрат на производство товаров и услуг (ввиду  отсутствия реальной конкуренции товаропроизводителей), которые производят основную долю государственных  заказов, сращивание государственного аппарата с финансовым капиталом. Контрактная система направлена на усиление государственной поддержки приоритетов, которые обеспечивают структурную перестройку, экономическую стабильность и долгосрочный рост.

 

1.2. Структура  договора

Грамотно составленный договор должен состоять из четырех основных частей:

- преамбула (вводная  часть);

- предмет договора, права и обязанности сторон;

- дополнительные  условия договора;

- прочие условия  договора.

1.2.1. Преамбула  (вводная часть) договора

Данная часть договора должна содержать следующие основные положения:

- Наименование  договора (купли-продажи, поставки, комиссии, на оказание брокерских  услуг, аренды, о совместной деятельности  и т.д.).

Закон не требует  указывать в договоре его наименование. Вместе с тем на практике при ознакомлении с договором, прежде всего, обращаешь внимание на его название, и именно название позволяет получить первое впечатление о договоре и его содержании.

Кстати сказать, многие наиболее "предприимчивые" субъекты часто используют ту или иную конструкцию договора с целью прикрыть истинное содержание своих отношений. Для этого в договоре указывается наименование, которое абсолютно не соответствует его содержанию. Примечательным в этом плане является случай с ГП "Екатеринбургская городская телефонная сеть".

Судебно-арбитражная  практика. В 1994 году ЕГТС заключала  с юридическими и физическими  лицами договоры о совместной деятельности, по условиям которых последние должны были вносить денежные средства на строительство (расширение) объектов телефонной связи за право внеочередной установки телефонов. Построенные (реконструированные) сооружения поступали в собственность ЕГТС, которая и использовала всю полученную прибыль по своему усмотрению. При этом средства, полученные от предприятий и частных лиц, ЕГТС не включала в облагаемый оборот по НДС, поскольку, согласно п. 14 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", в оборот, облагаемый НДС, включаются средства, полученные от других предприятий и организаций, за исключением средств на осуществление совместной деятельности.

Высший Арбитражный  Суд РФ, проанализировав положения  договора, пришел к выводу о том, что никакой совместной деятельности на самом деле не было, так как отсутствуют обязательные признаки, присущие договору о совместной деятельности, в том числе объединение имущества обоих участников, их возможность пользоваться этим имуществом и другие. (Постановление Президиума ВАС РФ от 21 января 1997 г. N 3661/96 // Вестник ВАС, 1997. N 5).

Таким образом, арбитражные суды, а также налоговые  органы в настоящее время руководствуются  принципом "приоритета содержания договора над его наименованием (формой)". Поэтому любые попытки скрыть действительное содержание договора путем использования наименования другого договора, скорее всего, окажутся безрезультатными.

- Дата подписания  договора.

Часто стороны  не указывают в договоре число, месяц  и год его заключения (дату договора). Однако подобная практика нежелательна, поскольку с датой подписания договора связаны определенные правовые последствия, в частности момент времени, с которого начинает действовать договор, начало срока исполнения обязательства, окончание срока действия договора и т.д. Если стороны договора подписывают его в разное время, то он считается заключенным с момента подписания его последней стороной.

Следует также  учитывать, что в соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать  обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Следовательно, указание конкретной даты заключения договора необходимо еще и для того, чтобы точно знать, каким законодательством следует руководствоваться как при заключении договора, так и при его исполнении.

Примером тому может служить дело, рассмотренное  Арбитражным судом Свердловской области 24 ноября 1997 года.

Судебно-арбитражная  практика. Дело было принято к производству арбитражным судом по инициативе Госналогинспекции по г. Нижнему Тагилу, которая обратилась в суд с иском о признании недействительным дополнительного соглашения к договору поставки от 28 ноября 1995 года, заключенному между предприятиями А и Б, и о взыскании всего полученного по данной сделке в доход государства.

Указанным дополнительным соглашением было предусмотрено, что  денежные средства в счет оплаты поставленной продукции должны перечисляться  покупателем на расчетный счет третьего лица-кредитора предприятия А (поставщика). Поскольку, согласно Указу Президента РФ N 1212 от 18 августа 1996 г. "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", предприятие А отвечало всем признакам организации-недоимщика, налоговая инспекция сделала вывод о том, что соглашение о переадресовке исполнения денежного обязательства является незаконным, так как противоречит требованиям Указа. Следовательно, есть все основания для признания его недействительным по ст. 169 ГК РФ.

Предприятие А не согласилось с требованиями истца, указав, что дополнительное соглашение к договору поставки было заключено сторонами 25 июля 1996 года. Согласно ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Следовательно, дополнительное соглашение к договору поставки не может быть признано недействительным на основании ст. 169 ГК РФ как незаконная сделка, поскольку было заключено до принятия Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212, т.е. до установления ограничений, касающихся места исполнения денежных обязательств в отношении организаций-недоимщиков. То обстоятельство, что фактически денежные средства перечислялись на расчетный счет третьего лица после вступления в законную силу Указа, значения не имеет, поскольку речь в данном случае идет лишь об исполнении обязательства.

Арбитражный суд Свердловской области полностью поддержал  позицию ответчика и вынес  решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании дополнительного соглашения недействительным.

- Место подписания договора (город или иной населенный  пункт).

Место совершения сделки - не простая формальность. Это условие  имеет иногда большое юридическое  значение. В соответствии с действующим законодательством местом совершения сделки определяются:

- правоспособность и дееспособность  лиц, совершающих сделку;

- форма сделки;

- обязательства, возникающие  из сделки (хотя в этом случае  стороны в договоре могут предусмотреть иное положение).

Место подписания договора особенно важно при заключении внешнеторговых контрактов и договоров с фирмами  государств-членов СНГ.

- Фирменное наименование  сторон.

Может быть приведено как  полное, так и сокращенное наименование юридического лица. Главное, чтобы в преамбуле договора содержалось указание на организационно-правовую форму юридического лица. Знание организационно-правовой формы контрагента позволяет получить широкое представление о его правовом положении.

- Условное обозначение  сторон по договору (например, "подрядчик", "поставщик", "арендатор" и т.д.).

Это необходимо для того, чтобы в тексте договора каждый раз  не повторять полностью фирменное  наименование стороны.

- Точное указание должности,  фамилии, имени, отчества лица, подписывающего договор, а также наименование документа, из которого следуют его полномочия на подписание договора. При заключении договора Вы должны четко себе представлять, кто перед вами, есть ли у этого лица право ставить свою подпись на заключаемом договоре.

Как показывает практика, очень  часто недобросовестные контрагенты, не желая исполнять свои обязательства  по договору и нести ответственность, объявляют о том, что лицо, которое  подписывало договор, полномочий на его подписание не имело. Более того, это один из самых распространенных способов мошенничества. В этом случае можно рекомендовать вам следующую методику проверки полномочий лица, подписывающего договор, и методику проверки доверенности.

Методика проверки полномочий лица, подписывающего договор

1. В первую очередь необходимо удостовериться в личности того, кто подписывает договор. Иными словами, необходимо убедиться в том, что лицо, представившееся "Ивановым", в действительности является таковым. Можно предложить предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Конечно же, предложение должно быть предельно корректным, однако опасение оказаться бестактным или обидеть своего контрагента в данном случае излишне - это вполне нормальное желание обезопасить свои собственные интересы.

2. Если перед вами директор предприятия-контрагента, то он в соответствии с законодательством действует от имени предприятия без доверенности. Поэтому вам необходимо убедиться только в том, что он действительно директор. Это можно узнать из приказа о назначении лица директором, из соответствующего удостоверения, из протокола Собрания учредителей предприятия.

Дело в том, что в  последнее время на некоторых  предприятиях, в особенности, если директор работает по найму, учредители в той  или иной мере ограничивают полномочия директора по распоряжению имуществом предприятия. Например, в уставе в разделе "Компетенция исполнительного органа" может быть указано, что директор вправе совершать сделки на сумму более 100 млн. руб. только с согласия Совета директоров акционерного общества. Для того чтобы избежать возможных неприятностей, необходимо ознакомиться с соответствующим разделом устава предприятия-контрагента и убедиться, что полномочия директора не ограничены.

В некоторых  фирмах бывает несколько руководителей. Например, наряду с директором может работать президент, председатель общего собрания и т.д. В этой ситуации иногда бывает трудно определить, кто же является действительным и полномочным руководителем предприятия. Здесь можно рекомендовать обратиться к уставу предприятия, в котором должны быть закреплены полномочия каждого должностного лица.

При заключении договора с филиалом или представительством юридического лица необходимо помнить, что его руководитель может действовать только на основании доверенности, из которой должны вытекать его полномочия на заключение договора.

3. Заместитель  руководителя, как правило, является  полномочным лицом предприятия,  но в соответствии с действующим законодательством только одно должностное лицо предприятия - руководитель имеет право выступать от имени предприятия без доверенности.

4. Если перед  вами человек, который действует  по доверенности, то после того, как вы удостоверитесь в его  личности (это просто обязательно!), обратите особое внимание на саму доверенность.

Методика проверки доверенности

Проверьте следующее:

- есть ли на  доверенности подпись руководителя (только руководителя и никого  больше) организации и ее печать;

- дату, когда  доверенность выдана (если таковой не указано, то доверенность недействительна);

- срок, на который  выдана доверенность;

- объем полномочий, из которых ясно и однозначно  должно вытекать, что тот, кто  перед вами, действительно имеет  право заключать именно такие сделки, о которых идет речь, а не просто вести переговоры от имени организации или представлять ее интересы. Необходимо помнить, что сделка, совершенная от имени другого лица с превышением полномочий, не влечет никаких правовых последствий для лица, от имени которого она совершена (если только последнее впоследствии не одобрит эту сделку).

Информация о работе Государственный контракт