Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:47, курсовая работа
В общем и целом цель государственного финансового контроля – обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по: управлению государственными финансовыми и материальными ресурсами; обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию условий для этого; обеспечению законности и оптимальности функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной безопасности государства; обеспечению финансовой безопасности государства.
Уведомление распорядителей и получателей бюджетных средств о введении режима сокращения расходов бюджета производится не позднее чем за 15 дней до даты его введения.
Отмена режима о сокращении расходов бюджета, изменение размеров сокращения расходов бюджета производится органом, принявшим решение о введении указанного режима.
Согласно ст. 232 Бюджетного кодекса доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
В случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от указанных выше, либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Внесение изменений и дополнений в закон о бюджете принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.
Проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в связи с получением дополнительных доходов должен быть рассмотрен законодательным органом во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения в указанный орган. Если законопроект не принимается в срок, орган исполнительной власти имеет право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по все направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.
Согласно ст. 233 Бюджетного кодекса главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.
Заключение
Организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики.
Контрольную функцию российского государства в области финансов реализуют многие министерства и ведомства. Тема организации государственного финансового контроля в России только на федеральном уровне достаточно сложна. В настоящее время в России только на федеральном уровне вопросами государственного финансового контроля занимается более 10 органов, которые, за исключением Счетной палаты, имеют в субъектах РФ свои территориальные подразделения. Между тем в деятельности указанных органов отсутствует четкое взаимодействие в смысле их взаимосвязи и взаимодополняемости.
Сегодня система государственного финансового контроля - это набор министерств, ведомств, организаций, которые выполняют несогласованные, разобщенные и неупорядоченные контрольные функции.
Их функции, статус и сферы контрольной деятельности определяют различные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства и другие нормативно-правовые акты. Однако зачастую, данные законодательные и правовые акты не только не обеспечивают системности государственного финансового контроля, а напротив устанавливают не эффективные дублирование и параллелизм в его осуществлении.
Каждый контрольный орган, будучи независим от остальных, самостоятельно планирует и осуществляет контрольные мероприятия. В результате одни и те же субъекты контроля нередко проверяются в течение года разными контрольными органами, в то время как другие получатели бюджетных средств не контролируются годами.
Необходимо ли столько государственных органов, осуществляющих финансовый контроль, и если нужно, то как распределить между ними контрольные полномочия? В настоящее время в РФ насчитывается более 150 тысяч главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств только федерального бюджета. Суммарное число получателей средств из бюджетов различных уровней и хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности государственное имущество, составляет порядка 3,5 млн. Активно осуществляют экономическую деятельность более 2 млн. налогоплательщиков - юридических лиц. Такое огромное число бюджетополучателей, распорядителей государственной собственности и налогоплательщиков, а также их неодинаковое значение для экономики страны оправдывает количество контрольных органов, но делает необходимым консолидацию усилий этих органов и разграничение их функций, не допуская дублирования. В настоящее время органы государственного финансового контроля выполняют весьма несогласованные и разобщенные функции, работают без хорошо налаженного взаимодействия между собой.
В стране остро стоит вопрос построения единой системы государственного финансового контроля. Развитие системы государственного финансового контроля является одним из важных условий упорядоченного функционирования государственного аппарата, эффективного использования бюджетных средств и государственной собственности, существенного улучшения качества работы во всех областях общественной жизни.
Следует учесть, что когда речь идет о единой системе государственного финансового контроля, то имеется в виду не иерархически жестко подчиненное, вертикальное объединение контрольных органов. Единая система государственного финансового контроля подразумевает ее построение на единых принципах и нормах функционирования, решение поставленных задача с четким разграничением функций и полномочий органов контроля.
Каждый орган должен решать свои конкретные задачи, иметь свои объекты проверок действовать на единых методологических и организационных принципах.
Одновременно создание системы государственного финансового контроля должно быть направлено на координацию и взаимодействие деятельности всех контрольных органов с обеспечением их независимости.
Весьма остро в настоящее время стоит проблема правового регулирования организации и деятельности органов государственного финансового контроля. Контрольная деятельность в России еще недостаточно организованна и эффективна. Законодательная база финансового контроля находится в стадии формирования. В настоящий момент она представляет собой во многом противоречивый набор разноуровневых правоустановлений, не складывающихся в единую, более или менее организованную систему. Официальная концепция осуществления государственного финансового контроля в России до сих пор не сформулирована. Формы и методы осуществления государственного финансового контроля пока не получили четкого легального определения.
Необходимо создать взаимоувязанную законодательную базу для четкого обозначения рамок деятельности, разделения полномочий каждого звена системы государственного финансового контроля.
Назрела необходимость в разработке Концепции государственного финансового контроля, которая должна четко обозначить институты, обеспечивающие государственный финансовый контроль, их полномочия, формы взаимодействия при его осуществлении.
Концепция государственного финансового контроля одновременно должна быть документом и научным, и политическим: как научный - отражать теоретические и методологические основы контроля, как политический – формулировать требования к законодательной базе, к политике в области финансового контроля. В ней следует четко прописать властные или административные структуры, осуществляющие государственный финансовый контроль, их функции, механизмы функционирования и взаимодействия. Очень важно прописать порядок и процедуры принятия мер по результатам контроля.
Итак, основные пути организации и развития системы государственного финансового контроля в РФ представляются в следующем:
- формирование системной и завершенной нормативно-правовой базы (в том числе стандартизация государственного финансового контроля);
- реформирование организационных структур;
- приведение методологической основы в соответствие с современными условиями;
- создание целостных научно-исследовательской и учебной баз, формирование системы кадрового обеспечения;
- организация адекватной информационно- коммуникационной инфраструктуры;
- материально-техническое и финансовое обеспечение функционирования контролирующих органов.
Список используемой литературы
1. Бюджетный кодекс РФ
2. Грачева Е.Ю. «Финансовый контроль» - М.: Камерон, 2004
3. Грачева Е.Ю. «Государственный финансовый контроль» - М.: Проспект, 2005
4. Иванова Н.Г. «Казначейская система исполнения бюджета» -Спб.: Питер, 2001
5. Миляков Н.В. «Финансы» - М.: ИНФРА-М, 2002
6. Нешитой А.С. «Бюджетная система РФ» - М.: Дашков и К, 2006
7. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. «Государственный финансовый контроль» - СПб.: Питер, 2004
8. «Финансовый контроль: основные направления развития» Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н.// Бухгалтерский учет 2004 №24
9. «О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране» Пансков В.Г.// Финансы 2002 №5
10. «Теоретические вопросы государственного финансового контроля» Мешалкина Р.Е.// Финансы 2003 №12
11. «Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления российской государственности» Бурцев В.В.// Менеджмент в России и за рубежом 2001 №1
12. «Формирование единой системы государственного финансового контроля» Городецкий А., Морукова А.// Вопросы экономики 2004 №1
13. «Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства» Пансков В.// Российская экономическая жизнь 2002 №5-6
Информация о работе Государственный финансовый контроль в РФ