Государственный финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:47, курсовая работа

Краткое описание

В общем и целом цель государственного финансового контроля – обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по: управлению государственными финансовыми и материальными ресурсами; обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию условий для этого; обеспечению законности и оптимальности функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной безопасности государства; обеспечению финансовой безопасности государства.

Файлы: 1 файл

Бюджет.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Распорядители бюджетных кредитов — это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета. К ним относятся первые руководители (и некоторые их заместители) бюджетных учреждений, государственных и муниципальных предприятий, руководители других организаций. Распорядители бюджетных кредитов подразделяются на главных и нижестоящих распорядителей кредитов.

К главным распорядителям бюджетных кредитов относятся:
по федеральному бюджету — министры и руководители ведомств Российской Федерации; по бюджетом субъектов РФ — министры и руководители ведомств республик в составе РФ, руководители отраслевых отделов и управлений других субъектов РФ; по местным бюджетом — руководители отраслевых отделов и управлений при местной администрации, а по сельским и поселковым бюджетам — главы администраций соответствующей территории.

Главные распорядители бюджетных кредитов имеют право:
использовать открытые в их распоряжение бюджетные кредиты на содержание аппарата управления соответствующего министерства, ведомства, управления и т.п., на проведение централизованных мероприятий; распределять открытые кредиты между подведомственными учреждениями; переводить кредиты со своих счетов на счета нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов; другие права в рамках своих полномочий.

Нижестоящие распорядители подразделяются на две группы.

 

 

 

В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителей кредитов на расходы возглавляемого ими учреждения (организации) и для распределения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организациями. К ним относятся руководители отделов и управлений министерств и ведомств РФ и республик в составе РФ, руководители иных промежуточных звеньев и организаций, например трестов.

Вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих самостоятельные сметы ^получающих бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителей кредитов (распорядителей кредитов первой группы, нижестоящих распорядителей кредитов) для их использования на нужды данного учреждения (организации). К ним относятся, например, ректор вуза, главный врач больницы и т.п.  Распорядители бюджетных кредитов всех уровней должны использовать выделенные им бюджетные средства строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств распорядители бюджетных кредитов несут ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной системы предполагает их взаимную ответственность в процессе исполнения. Так, согласно бюджетному законодательству РФ, если в ходе исполнения бюджета вышестоящим органом власти в пределах компетенции принимается решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджетов нижестоящего территориального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются этим вышестоящим органом власти за счет средств соответствующего бюджета.
В случае же принятия органом власти решения с нарушением своей компетенции, которым причиняется материальный ущерб бюджету вышестоящего или нижестоящего территориального уровня, то этот ущерб должен быть возмещен органом власти, принявшим такое решение, за-счет подведомственного бюджета.

 

 

Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов и составлением отчетов об их исполнении. Заключение бюджета выражается в закрытии счетов, по которым осуществляется исполнение доходной и расходной частей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 декабря, после которого никакие выплаты из заключенного бюджета не производятся, равно как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета. Исключением являются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, на завершение которых законодательством предусмотрен дополнительный льготный период, равный одному месяцу. 

 

1.2 Процесс казначейского исполнения бюджета

 

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Казначейское исполнение бюджета означает, что Федеральное казначейство осуществляет:

- регистрацию поступлений;

- регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;

- совершение разрешительной надписи на право расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

- платежи от имени получателей средств федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета осуществляется путем отражения всех операций и средств бюджетов в системе балансовых счетов Казначейства. При исполнении бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему названных счетов.

 

Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, пределение их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет федерального бюджета находится в ЦБ РФ. Для управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Казначейство вправе открывать и закрывать иные счета бюджета. Счета Казначейства в ЦБ РФ и банках ведутся на основании договоров. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения Казначейства не допускаются.

Казначейское исполнение доходов федерального бюджета предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов бюджета на единый счет федерального бюджета;

- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом федеральных регулирующих налогов;

- возврат излишне уплаченных сумм доходов;

- учет доходов бюджета и отчетность о его доходах в соответствии с бюджетной классификацией.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином РФ и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия закона о бюджете. Утвержденная сводная роспись передается на исполнение на исполнение Казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

Для того, чтобы исключить финансирование расходов и платежи, не предусмотренные законом о бюджете или не обеспеченные поступлениями доходов и средствами заимствований бюджета, предусмотрены процедуры санкционирования федерального бюджета. Это санкционирование включает:

- утверждение и доведение ассигнований до распорядителей и получателей средств бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;

- утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств бюджета лимитов бюджетных обязательств;

- принятие денежных обязательств получателями средств бюджета;

- подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.

 

 

Порядок и правила санкционирования расходов бюджета устанавливаются Федеральным казначейством.

На основании сводной бюджетной росписи бюджета и ассигнований из бюджета, сообщенных Казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной росписи доводит объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и получателей средств через органы Федерального казначейства. Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется министром финансов РФ, главными распорядителями.

При утверждении и доведении лимитов бюджетных обязательств устанавливается определенный объем распорядительных прав получателей средств бюджета на принятие денежных обязательств бюджета.

Лимиты бюджетных обязательств формируются на период до трех месяцев на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

Лимиты для главных распорядителей утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств бюджета утверждается главными распорядителями.

Лимиты доводятся до  нижестоящих распорядителей и получателей через Казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Лимиты должны быть доведены до получателей не позднее чем за 5 дней до начала срока их действия. Казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям на период до трех месяцев. Свод лимитов бюджетных обязательств по всем получателям в едином реестре лимитов на определенный срок направляется Казначейством для сведения в Счетную палату РФ. Получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета.

Приятие обязательств осуществляется путем заключения получателем и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров.

 

 

Объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета в текущем году, не должен превышать лимиты обязательств в структуре показателей бюджетной классификации РФ.

Казначейство совершает расходование средств бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней  с момента предоставления документов совершает разрешительную надпись. Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать  объем принятых денежных обязательств, он может отличаться только в случае отказа Казначейства подтвердить принятые денежные обязательства по основаниям, установленным Бюджетным кодексом.

Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета.

 

1.3 Изменение бюджетных ассигнований

 

Изменение объемов бюджетных ассигнований, доведенных в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, возможно лишь в случаях и пределах, которые установлены Бюджетным кодексом.

Согласно ст. 228 Бюджетного кодекса изменение объема бюджетных ассигнований по сравнению с приведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя бюджетных средств может быть произведено:

- вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, определенного ст.229 БК РФ;

 

- исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных законом о бюджете, определенного ст. 232 БК РФ;

- либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств в пределах полномочий, определенных ст. 233 БК РФ.

Согласно ст. 229 Бюджетного кодекса если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем 5% годовых назначений, руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.

В решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 5%, но не более, чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов и ввести указанный режим.

В решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета.

При этом сокращение расходов бюджета осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов бюджета и всех получателей бюджетных средств, а также по всем объектам, включенным в адресную инвестиционную программу.

 

 

 

Данные решения обнародуются в соответствующем источнике официального опубликования, либо доводятся до всеобщего сведения в порядке, установленном для законов субъектов РФ или решений муниципальных образований.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в РФ