Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:51, курсовая работа
Целью работы является анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
При выполнении работы использовались универсальные методы экономической теории: анализ, синтез, диалектики, системности.
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Сущность и содержание бюджета, его значимость в реализации социально-экономической политики страны ………………………………….
1.2 Состав и классификация доходов бюджета. Налоги как основа доходной части бюджета………………………………………………………..15
2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ……………………………………….33
3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………… 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ4
налоги на собственность, налог на недвижимость за незавершенное строительство; земельный налог; налог на недвижимость;
доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций - таможенные пошлины, прочие доходы;
прочие налоги, сборы и платежи.
К группе Социальные отчисления относят обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости с целью создания резервов для социальной поддержки незанятого населения и обеспечения их занятости. В названную группу включаются два вида доходов: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.
Взносы работающих по найму включают обязательные взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В группу «Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи» включаются платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов, санкций, конфискации, все добровольные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц) и др.
Данная группа доходов разграничивается на четыре вида: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления по штрафам и санкциям, прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи.
К категории «Капитальные доходы» относятся невозвратные платежи, классифицируемые по видам реализуемых основных фондов, и связанные с их приобретением, передачей, сооружением или продажей.
Эта категория включает также поступления в бюджет от продажи нематериальных активов, от реализации государственных материальных резервов и ценностей, от продажи земли и реализации других непроизводственных активов, а также разовые безвозмездные предоставления средств для приобретения материальных ценностей.
Капитальные доходы подразделяются на капитальные налоговые и капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи.
В группу «Капитальные налоговые доходы» включаются налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами. К ним относятся поступления от налогов на передачу имущества по наследству, наследство и дарение, другие непериодические налоги на имущество.
К группе «Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи» относятся капитальные доходы, отражающие реализацию нефинансовых активов (произведенных и непроизведенных), за исключением капитальных налоговых доходов.
В названную группу включаются следующие виды доходов: доходы от реализации произведенных активов, доходы от реализации непроизведенных активов, капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений; другие капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи.
Произведенные активы представляют собой активы, возникающие в процессе производства и включающие доходы от реализации государственного имущества (в том числе основных фондов), акций и продажи нематериальных активов, а также доходы от реализации государственных резервов.
К нематериальным активам относятся права пользования активами (приобретенные за плату права пользования землей, водой, полезными ископаемыми, другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, патенты, лицензии, права на товарные знаки и торговые марки, а также прочие имущественные права, брокерские места, программное обеспечение) и другие аналогичные расходы, не имеющие материальной основы.
Непроизведенные активы не являются результатом процесса производства и включают поступления от продажи активов естественного происхождения, на которые были установлены права собственности, а также условных объектов, оформленных правовыми или бухгалтерскими актами. К ним относятся материальные активы - земля, некультивируемые лесные угодья, внутренние водоемы и месторождения полезных ископаемых, а также некоторые нематериальные активы - запатентованные объекты, договоры аренды, касающиеся непроизведенных активов.
Капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений поступления добровольных невозвратных платежей в бюджет на осуществление капитальных расходов или приобретение материальных ценностей. Эта статья включает поступления средств от не являющихся государственными юридических и физических лиц.
Категория «Безвозмездные поступления» классифицируется по источникам получения доходов и представляет собой добровольные и необязательные текущие или капитальные трансферты, получаемые от иностранных государств, от других уровней государственного управления ( из бюджетов одного уровня в другой) и от стран - участниц международных организаций и соглашений. В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные поступления по взаимным расчетам.
В соответствии с классификацией доходов бюджетов полученные безвозмездные поступления подразделяются на две группы- текущие безвозмездные поступления и капитальные безвозмездные поступления.
В группу « Текущие безвозмездные поступления» включаются виды доходов: текущие безвозмездные поступления из-за границы и от других уровней государственного управления; текущие безвозмездные поступления от стран-участниц международных организаций и соглашений и предназначены для осуществления текущих расходов в сфере государственного управления.
К группе «Капитальные безвозмездные поступления» относятся поступления, которые предназначены для осуществления капитальных расходов в сфере государственного управления. В данную группу включаются два вида доходов: капитальные безвозмездные поступления из-за границы и от других уровней государственного управления, а также капитальные безвозмездные поступления от стран - участниц международных организаций и соглашений. [11, c.11-15]
Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Главным назначением налогов является обеспечение материальных условий существования государства и выполнения им функций управления экономикой и обществом.
По своей форме их можно определить, как обязательные денежные платежи, изымаемые в бюджет. Если рассматривать материальное содержание налогов, то они представляют ту часть национального дохода, которая взимается у субъектов хозяйствования и населения на общегосударственные нужды. При изъятии налогов между государством и плательщиками налогов возникают денежные отношения, затрагивающие существенные интересы участников создания и распределения национального дохода. Интерес государства заключается в изъятии части национального дохода на общегосударственные нужды, в мобилизации и перераспределении этих средств через бюджет. У собственников созданного или полученного за выполненные работы или услуги национального дохода при изъятии налогов затрагиваются первостепенные экономические интересы, поскольку уменьшаются их реальные доходы, что влечет в свою очередь за собой сокращение ресурсов на расширение и совершенствование производства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству без прямого эквивалентного обмена.
В экономической литературе дается множество трактовок сущности налога. В целом, налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, для финансового обеспечения деятельности государства и региональных образований.
Налоги в структуре общественных отношений выполняют ряд важных задач. Условно их можно свести к трем основным функциям: фискальной, регулирующей и стимулирующей.
Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех видов государств. С ее помощью образуются государственные фонды денежных средств, т.е. материальные условия для функционирования государства. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики.
Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно - экономических отношений. Она реализуется через совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах деятельности или регионах страны. Регулирующая функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим значением.
Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм государства на стимулирование плательщика к определенным действиям. Задача стимулирующей функции налогов заключается в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.
Кроме налогов в государственный бюджет поступают также различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. Они имеют с налогами единую экономическую сущность, но в тоже время отличаются спецификой назначения и характером использования.
Сборы и пошлины в отличия от налогов всегда имеют целевое назначение. Они строятся на эквивалентной основе как уплата государству за определенные оказываемые им услуги или за предоставляемые права. Пошлины - это денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает определенные права на осуществление каких - либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров или специальные разрешения (лицензии, свидетельства). Сборы представляют собой платежи в бюджет за обладание специальным правом (право торговли, право проведения аукционов, право на парковку в специально оборудованных местах и т.д.).
Совокупность экономических, политических и исторических факторов обусловливают особенности налоговых систем каждой страны. Вместе с тем при всех национальных особенностях возможно выделение ряда общих для них характеристик. Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по различным признакам: по методам взимания, по объектам обложения, по виду плательщиков, по использованию, по характеру построения налоговых ставок и т.д.
По методам изъятия, объектам обложения все налоги можно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые налоги - это налоги, которые взимаются государством с доходов или имущества налогоплательщика (подоходно-имущественные налоги), и непосредственно обусловлены величиной объекта обложения. К ним, например, относятся налог на доходы, налог на прибыль, подоходный налог, налоги на собственность и др.
Косвенные налоги уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или с чистых оборотов - добавленной стоимости. Косвенные налоги включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации. Перечисляют косвенные налоги в бюджет производители и импортеры товаров, фактическими же плательщиками являются потребители этих товаров, оплатившие их в составе цены. Косвенные налоги считаются наиболее удобными для государства, поскольку они являются устойчивыми видами доходов государственного бюджета и не зависят от результатов финансовой деятельности предприятий. Помимо этого, механизм их взима-ния достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых и дру-гих органов. Недостатком косвенных налогов является то, что они практичес-ки не учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков.
Мировая практика знает много косвенных налогов. В Республике Беларусь к косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость и акцизы.
Исходя из значимости, налоги подразделяются на общегосударствен-ные и местные. Общегосударственные налоги устанавливаются Правитель-ством и законодательным органом страны, действуют на всей ее территории и поступают в государственный бюджет. Местные налоги утверждаются местными представительными органами власти, действуют сугубо на определенной территории и поступают в соответствующие региональные бюджеты.
В Республике Беларусь перечень общегосударственных (республиканских) налогов, объекты налогообложения, виды льгот, ставки, плательщики, порядок взимания и зачисления налогов в бюджет и др. устанавливаются актами Президента и законами Республики Беларусь. В состав республиканских налогов и сборов входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль, чрезвычайный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги с пользователей природных ресурсов, налоги на имущество, земельный налог, дорожные налоги и сборы, таможенная пошлина и таможенные сборы, гербовый сбор, оффшорный сбор, консульский сбор, государственная пошлина, регистрационные и лицензионные сборы и др.
Перечень местных налогов и сборов в нашей стране устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и вводятся решением соответствующих Советов депутатов. Областные, Минский городской Совет депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня (городские (городов областного подчинения), районные Советы) самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.