Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:30, курсовая работа
Цель работы - на основе анализа нормативных актов и литературы рассмотреть планирование потребности в оборотном капитале на предприятии.
Задачи работы:
Рассмотреть вопрос об экономической сущности и финансовых источниках оборотных активов;
Рассмотреть методы определения плановой потребности в оборотном капитале;
Изучить источники формирования оборотного капитала и финансирование его прироста;
Рассмотреть показатели эффективности использования оборотного капитала.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНОМ КАПИТАЛ
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА
1.2 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАНОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНОМ КАПИТАЛЕ
1.3 ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА, МЕТОДИКА ИХ ИСЧИСЛЕНИЯ
1.4 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ "ЯРИЛО"
2. Задача
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Показатели оборачиваемости могут быть исчислены по всем оборотным средствам и по отдельным их элементам, таким как производственные запасы, незавершенное производство, готовая и реализованная продукция, средства в расчетах и дебиторская задолженностью. Перечисленные показатели дают возможность провести углубленный анализ использования собственных оборотных средств (их называют частными показателями оборачиваемости). Длительность одного оборота (оборачиваемость оборотного капитала) в днях tоб. определяется делением оборотного капитала Сок на однодневный оборот, определяемый как отношение объема реализации РП к длительности периода в днях Д или же как отношение длительности периода к количеству оборотов Коб,:
Сок * Д
tоб. = - ---------
РП
Чем меньше длительность периода обращения или одного оборота оборотного капитала, тем, при прочих равных условиях, предприятию требуется меньше оборотных средств. Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффективней они используются.
Этот показатель позволяет судить о том, в течении какого времени оборотные средства проходят все стадии кругооборота на данном предприятии. Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффективней они используются. Однако при очень высокой оборачиваемости, возникает риск неплатежей и сбоев в поставках необходимых ресурсах. Таким образом, время оборота капитала влияет на потребность в совокупном оборотном капитале. Сокращение этого времени - важнейшее направление финансового управления, ведущее к повышению эффективности использования оборотных средств и увеличению их отдачи.
Примерная длительность оборота оборотных средств в среднем по отраслям экономики - 218 дней; в промышленности - 184 дня; в сельском хозяйстве - 247 дней; в строительстве - 180 дней.
Оборачиваемость оборотных средств может ускоряться или замедляться. При замедлении оборачиваемости в оборот, вовлекаются дополнительные средства. Ускорение оборачиваемости ведет к высвобождению части оборотных средств (материальных ресурсов, денежных средств), которые используются либо для нужд производства, либо для накопления на расчетном счете. В конечном итоге улучшается платежеспособность и финансовое состояние.
Высвобождение оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным.
Абсолютное высвобождение - это прямое уменьшение потребности в оборотных средствах, которое происходит в тех случаях, когда плановый объем производства продукции выполнен при меньшем объеме оборотных средств по сравнению с плановой потребностью.
Относительное высвобождение оборотных средств происходит в тех случаях, когда при наличии оборотных средств в пределах плановой потребности обеспечивается перевыполнение плана производства продукции. При этом темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.
Управление оборотным капиталом важно в решении ключевой проблемы финансового состояния: достижения оптимального соотношения между ростом рентабельности производства (максимизацией прибыли на вложенный капитал) и обеспечением устойчивой платежеспособности, служащей внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия. Исключительно важной задачей является также обеспеченность запасов и затрат предприятия источниками их формирования и поддержание рационального соотношения между собственным оборотным капиталом и заемными ресурсами, направляемыми на пополнение оборотных средств.
Торговое предприятие ООО Торговый Дом "Ярило" создано в соответствии с действующим на территории РФ законодательством. Предприятие осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г. Барнаула и по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках России, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием собственный товарный знак предприятия и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
В своей деятельности предприятие
руководствуется Уставом и
Размер Уставного капитала ООО Торговый Дом "Ярило" составляет 10 тыс. руб. Анализируемое предприятие создано двумя учредителями, вклад которых составляет по 50% от общей суммы уставного капитала. Все учредители (заинтересованные лица) могут принять участие в управлении, что отвечает их интересам, с одной стороны, а с другой, соответствует целям самого партнерского предприятия - получить максимальную прибыль - за счет четкой структуры управления отдельным направлением торговли.
ООО Торговый Дом "Ярило" "Ярило" имеет в собственности и на основании других вещественных прав обособленное имущество и отвечает по своим обязательством этим имуществом. Предприятие также может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс.
Основными видами деятельности ООО Торговый Дом "Ярило" являются следующие:
Оптовая и розничная торговля
продуктами питания, в том числе
продажа сырья и
Осуществление деятельности по сдаче в аренду торговых площадей.
Оказание посреднических, дилерских, рекламных, консультационных услуг.
В соответствии с Уставом часть чистой прибыли, размер которой определяется Общим собранием, распределяется пропорционально количеству долей, которыми владеют участники. Порядок и сроки выплаты чистой прибыли определяется Общим собранием. Кроме того, необходимо отметить, что прибыль направляется на обновление товарного ассортимента, совершенствование материально-технической базы функционирования деятельности общества и другие затраты, возмещаемые за счет прибыли.
Схема организационной структуры предприятия представлена на рис.3.
Рисунок 3. - Организационная структура торгового предприятия ООО Торговый Дом "Ярило"
Режим работы данного предприятия ежедневно, без выходных, с 8.00 до 21.00 часа без перерыва на обед. Обслуживание покупателей осуществляется торгово-оперативными работниками.
Вся торговая площадь предприятия разделена на отделы, которые осуществляют торговлю товарами через прилавок, относящимися к определенной товарной группе данного отдела. Совершенствование форм обслуживания на данном предприятии осуществляется в направлении повышения квалификации продавцов и улучшения культурного обслуживания покупателей.
Анализируемое торговое предприятие имеет достаточно выгодное расположение в центре города, на пересечении автомагистралей, что способствует привлечению покупателей.
Краткая экономическая характеристика деятельности торгового предприятия представлена в таблице 2.1
Таблица 2.1
Анализ
основных показателей торгово-
Показатели |
Единицы измерения |
2005 |
2006 |
Отклонение (+; -) |
Темп изменения,% |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Товарооборот без НДС |
тыс. руб. |
20 012 |
17 487 |
-2 525 |
87,4 |
2. Торговая площадь |
м2 |
600 |
600 |
0 |
100,0 |
3. Товарооборот на 1 м2 торговой площади |
тыс. руб. /м2 |
33,4 |
29,1 |
-4,2 |
87,4 |
4. Численность работников всего |
чел. |
15,0 |
19,0 |
4,0 |
126,7 |
в т. ч. работников ТОП |
чел. |
11,0 |
14,0 |
3,0 |
127,3 |
5. Производительность труда одного среднесписочного работника |
тыс. руб. / чел. |
1 334,1 |
920,4 |
-413,8 |
69,0 |
в т. ч. ТОП |
тыс. руб. / чел. |
1 819,3 |
1 249,1 |
-570,2 |
68,7 |
6. Фонд заработной платы |
тыс. руб. |
834 |
1 191 |
357 |
142,8 |
7. Уровень фонда заработной платы |
% |
2,8 |
2,7 |
-0,1 |
96,1 |
8. Среднемесячная заработная плата 1 работника |
тыс. руб. |
4,6 |
5,2 |
0,6 |
112,7 |
9. Коэффициент соотношения средней заработной платы и производительности труда |
Коэфф. |
0,003 |
0,006 |
0,0 |
163,4 |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. Оборотные средства |
тыс. руб. |
8314 |
7481 |
-833 |
90,0 |
11. Время обращения оборотных средств |
дни |
23,1 |
20,8 |
-2,3 |
90,0 |
12. Скорость обращения оборотных средств |
раз |
2,41 |
2,34 |
-0,1 |
97,1 |
13. Коэффициент участия оборотных средств в обороте |
% |
41,5 |
42,8 |
1,2 |
103,0 |
14. Коэффициент рентабельности оборотных средств |
% |
0,7 |
2,4 |
1,7 |
339,1 |
15. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
|
|
|
|
|
сумма |
тыс. руб. |
17 252 |
15 346 |
-1 906 |
89,0 |
в% к товарообороту |
% |
86,2 |
87,8 |
1,5 |
101,8 |
16. Валовая прибыль |
|
|
|
|
|
сумма |
тыс. руб. |
2 760,0 |
2 141,0 |
-619,0 |
77,6 |
в% к товарообороту |
% |
13,8 |
12,2 |
-1,5 |
88,8 |
17. Коммерческие расходы |
|
|
|
|
|
сумма |
тыс. руб. |
2 272 |
1 538 |
-734 |
67,7 |
уровень в% к товарообороту |
% |
11,4 |
8,8 |
-2,6 |
77,5 |
18. Прибыль (убыток) от продаж |
|
|
|
|
|
сумма |
тыс. руб. |
488 |
603 |
115 |
123,6 |
в% к товарообороту |
% |
2,4 |
3,4 |
1,0 |
141,4 |
19. Доходы от участия в деятельности других предприятий |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
20. Проценты к получению |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
21. Проценты к уплате |
тыс. руб. |
417 |
396 |
-21 |
95,0 |
22. Прочие операционные доходы |
тыс. руб. |
2 124 |
2 210 |
86 |
104,0 |
23. Прочие операционные расходы |
тыс. руб. |
2 136 |
2 237 |
101 |
104,7 |
24. Прибыль (убыток) до налогообложения |
|
|
|
|
|
сумма |
тыс. руб. |
59 |
180 |
121 |
305,1 |
в% к товарообороту |
% |
0,3 |
1,0 |
0,7 |
349,1 |
25. Отложенные налоговые обязательства |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
26. Отложенные налоговые активы |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
27. Текущий налог на прибыль |
тыс. руб. |
14 |
24 |
10 |
171,4 |
28. Чистая прибыль (нераспределенная), убыток отчетного года |
|
|
|
|
|
сумма |
тыс. руб. |
45 |
156 |
111 |
346,7 |
в% к товарообороту |
% |
0,2 |
0,9 |
0,7 |
396,7 |
По данным таблицы 2.1 рассмотрим анализ основных показателей торгового предприятия "Ярило" в рассматриваемых периодах. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
В отчетном периоде объем оборота розничной торговли уменьшился на 2525 тыс. руб. или на 12,6% и составил 17487 тыс. руб. Данная тенденция очень значительна, и может оказать отрицательное влияние на другие показатели предприятия в целом.
На рост объема продаж влияет себестоимость товаров. В анализируемом периоде произошло снижение себестоимости на 1906 тыс. руб. и величина расходов на приобретение товаров составила 15346 тыс. руб. в 2006г. Данное изменение возникло за счет снижения объемов закупа товаров и роста цен на покупаемые товары. В процентном отношении к обороту розничной торговли валовая прибыль по сравнению с прошлым периодом уменьшилась на 22,4%.
Сумма валовой прибыли сократилась в 2006г. по сравнению с 2005г. на 619 тыс. руб. и составила 2141 тыс. руб. Такую тенденцию можно объяснить снижением объема продаж и ростом закупочных цен на товары.
Сумма коммерческих расходов
торгового предприятия в
Основным источником роста издержек обращения послужила сумма затрат на оплату труда, которая возросла в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом на 357 тыс. руб. или 42,81% и составила 1191 тыс. руб. Вследствие этого возросла средняя заработная плата на одного работника, составившая в отчетном периоде 5,2 тыс. руб.
Прибыль от продаж товаров в отчетном периоде возросла на 23,6% или на 115 тыс. руб. и составила 603 тыс. руб. в 2006г. Уровень прибыли от продаж товаров по отношению к обороту розничной торговли вырос с 2,4% до 3,4%. Торговая площадь предприятия в отчетном периоде осталась неизменной и составила 600 кв. м. Рост оборота розничной торговли обеспечил более эффективное использование торговой площади на 1 кв. м. В 2006г. по сравнению с 2005г. оборот розничной торговли на 1 кв. м. торговой площади составил на 4,2 тыс. руб. меньше. На данный показатель стало приходиться 29,1 тыс. руб. объема оборота розничной торговли. Таким образом, в отчетном периоде торговое предприятие ООО Торговый Дом "Ярило" ухудшило свою финансово-хозяйственную деятельность в плане сокращения оборота розничной торговли, вследствие чего сократилась производительность труда, а также валовая прибыль предприятия. Денежные средства, обслуживающие процесс продвижения товаров образуют оборотные средства. С помощью оборотных средств осуществляется торгово-финансовая деятельность предприятия. Поэтому проанализируем их состав и структуру в таблице 2.2 по исследуемому предприятию торговли за 2005-2006гг. В качестве источника информации используем форму №1 "Бухгалтерский баланс" (Приложение 1,2,3) и форму №2 "Отчет о прибылях и убытках" (Приложение 4,5,6).
Таблица 2.2 - Анализ динамики оборотных средств предприятия ООО "Ярило" 2005-2006 гг.
Показатели |
2005г. |
2006г. |
Отклонение (+; -) |
Темп измене- | |||
сумма, тыс. руб. |
удельный вес,% |
сумма, тыс. руб. |
удельный вес,% |
сумма, тыс. руб. |
удельный вес,% |
ния,% | |
Оборотные средства всего, в т. ч. |
8969 |
100,00 |
5994 |
100,00 |
-2975 |
- |
66,83 |
- запасы |
8635 |
96,28 |
5401 |
90,11 |
-3234 |
-6,17 |
62,55 |
- денежные средства |
60 |
0,67 |
31 |
0,52 |
-29 |
-0,15 |
|
- дебиторская задолженность |
184 |
2,05 |
146 |
2,44 |
-38 |
0,38 |
79,35 |
- НДС по приобретенным ценностям |
90 |
1,00 |
416 |
6,94 |
326 |
5,94 |
462,22 |
- прочие активы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Из данных таблицы 2.2 следует, что в отчетном периоде происходит сокращение оборотных средств предприятия ООО "Ярило" на 2975 тыс. руб. или 33,17%. Такая тенденция происходила при росте величины денежных средств и НДС по приобретенным ценностям, подлежащий возмещению из бюджета. Более всего в суммовом выражении уменьшились запасы на 3234 тыс. руб. и составили 5401 тыс. руб. в 2006г.
Положительным моментом является незначительный рост наиболее ликвидной части активов (денежных средств) на 31 тыс. руб.
НДС по приобретенным ценностям возрос на 326 тыс. руб., удельный вес данной статьи оборотных средств в общей сумме оборотных средств торгового предприятия также увеличился.
Структуру оборотных средств в 2005г. представим также на рис.4.
Структуру оборотных средств в 2006г. представим также на рис.5.
Рисунок 4. - Структура оборотных средств ООО Торговый Дом "Ярило" за 2005г.,%
Рисунок 5. - Структура оборотных средств ООО Торговый Дом "Ярило" за 2006г.,%
Из рисунка 4 и рисунка
5 видно, что в структуре оборотных
средств произошли
Доля НДС к возмещению увеличилась в 2006г. по сравнению с 2005г. на 5,9%, за счет роста суммы НДС по приобретенным ценностям.