- кредиты иностранным
государствам;
- средства
на обслуживание и погашение долговых
обязательств, в том числе государственных
или муниципальных гарантий. [3.C-152]
Расходы федерального бюджета
– это денежные средства, направляемые
на финансирование затрат общегосударственного
характера. Они выражают экономические
отношения, связанные с распределением
и перераспределением национального
дохода, используемого на общегосударственные
цели. Расходы федерального бюджета
утверждаются федеральным законом
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год.
В
соответствии с действующим законодательством
в Российской Федерации исключительно
из федерального бюджета финансируются
следующие виды расходов:
- обеспечение
деятельности Президента РФ, Федерального
Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной
избирательной комиссии РФ, федеральных
органов исполнительной власти и их территориальных
органов, другие расходы на общегосударственное
управление по перечню, определяемому
при утверждении федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год;
- функционирование
федеральной судебной системы;
- осуществление
международной деятельности в общефедеральных
интересах (финансовое обеспечение реализации
межгосударственных соглашений и соглашений
с международными финансовыми организациями,
- международного
культурного, научного и информационного
сотрудничества федеральных органов исполнительной
власти, взносы Российской Федерации в
международные организации, другие расходы
в области международного сотрудничества,
определяемые при утверждении федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год);
- национальная
оборона и обеспечение безопасности государства,
осуществление конверсии оборонных отраслей
промышленности;
- фундаментальные
исследования и содействие научно - техническому
прогрессу;
- государственная
поддержка железнодорожного, воздушного
и морского транспорта;
- государственная
поддержка атомной энергетики;
- ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование
и использование космического пространства;
- содержание
учреждений, находящихся в федеральной
собственности или в ведении органов государственной
власти Российской Федерации;
- обслуживание
и погашение государственного долга Российской
Федерации;
- компенсация
государственным внебюджетным фондам
расходов на выплату государственных
пенсий и пособий, других социальных выплат,
подлежащих финансированию в соответствии
с законодательством Российской Федерации
за счет средств федерального бюджета;
- пополнение
государственных запасов драгоценных
металлов и драгоценных камней, государственного
материального резерва;
- обеспечение
реализации решений федеральных органов
государственной власти, приведших к увеличению
бюджетных расходов или уменьшению бюджетных
доходов бюджетов других уровней;
- официальный
статистический учет;
- прочие расходы.
[2.C-120]
Средства федерального бюджета
используются для финансирования
мероприятий регионального и
местного значения, включаемых в
целевые региональные и местные
программы. По согласованию с
региональными и местными органами
власти совместно за счет средств
федерального бюджета, средств
бюджетов субъектов Российской
Федерации и средств местных
бюджетов финансируются следующие
виды расходов:
- государственная
поддержка отраслей промышленности (за
исключением атомной энергетики), строительства
и строительной индустрии, сельского хозяйства,
автомобильного и речного транспорта,
связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
- обеспечение
противопожарной безопасности;
- научно - исследовательские,
опытно - конструкторские и проектно -
изыскательские работы, обеспечивающие
научно - технический прогресс;
- обеспечение
социальной защиты населения;
- обеспечение
охраны окружающей природной среды, охраны
и воспроизводства природных ресурсов,
обеспечение гидрометеорологической
деятельности;
- обеспечение
развития федеративных и национальных
отношений;
- обеспечение
деятельности избирательных комиссий
субъектов РФ в соответствии
с законодательством РФ;
- финансовая
помощь другим бюджетам;
- прочие расходы,
находящиеся в совместном ведении РФ,
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований. [3.C-154]
Подводя
итоги, хотелось бы вновь остановиться
на некоторых аспектах совершенствования
бюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимость
реформирования бюджетной системы
в современных условиях определяется
объективными требованиями экономической
действительности. Развитие общества,
многие годы жившего в условиях жесткой
централизации, еще довольно длительное
время будет определяться развитием
бюджетных отношений. Но и при
рыночной системе роль бюджетного регулирования
не уменьшается: ведь общество не перестает
нуждаться в сильной и авторитетной
власти, способной осуществлять контроль
над теми процессами, в которых
рынок оказывается бессилен, а
именно бюджет позволяет аккумулировать
для этого финансовые ресурсы
и осуществлять в конечном итоге
их использование.
Таким
образом, совершенствование бюджетного
устройства способно оказать значительное
положительное воздействие на функционирование
всей рыночной системы. И это совершенствование
следует осуществлять как по отношению
к внутренним, межбюджетным отношениям,
основывая их исключительно на принципах
бюджетного федерализма, так и по
отношению к количественным и
качественным показателям самого бюджета,
способствуя его сбалансированности
и осуществляя достаточный контроль
за уровнем возможных бюджетных
доходах и расходах, а также
бюджетного дефицита и государственного
долга. Ведь только в совокупности эти
изменения способны превратить государственный
бюджет из средства дестабилизации экономики
в мощный стимул экономического роста.[1.C-159]
Важные
шаги в направлении совершенствования
бюджетного устройства Российской Федерации
уже были сделаны как в законодательной,
так и в институциональной
и финансово - кредитной сферах. Была
создана качественно новая система
- Федеральное казначейство РФ - которая
позволила на основе четко определяемых
объемов реальных потребностей наиболее
рационально проводить оптимизацию бюджетных
потоков, обеспечит учет и контроль каждого
этапа исполнения федерального бюджета.
Необходимо завершить ее формирование
с последующим переходом к казначейской
системе исполнения консолидированного
бюджета Российский Федерации. Новый Налоговый
кодекс четко разграничит полномочия
федеральных и региональных органов власти
по установлению и взиманию налогов и
приравненных к ним платежей и в целом
станет серьезным шагом в направлении
либерализации налоговой системы страны
с обеспечением в то же время стабильных
налоговых доходов по всем уровням бюджетной
системы.[4.C-212]
Список литературы
- Бюджетная
система Российской Федерации: Учебник
/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.-
М.: Юрайт, 2006г-234с.
- Бюджетный
процесс в Российской Федерации: Учебное
пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская
и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2004г
– 267с.
- Финансы,
денежное обращение и кредит. А. М. Бабич,
Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2007г – 231с.
- Финансы.
Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой.
– М.: Финансы
и статистика, 2008г – 198с.
5.ФЗ
№ 186-ФЗ от 23 декабря 2003 года «О Федеральном
Бюджете на 2004 год».