Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа
Целью работы является изучение бюджетного дефицита и государственного долга, их взаимосвязи, причин возникновения и способов покрытия
В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды и причины возникновения бюджетного дефицита
- охарактеризовать способы покрытия бюджетного дефицита
- установить особенности бюджетного дефицита в современной России
Договоры о реструктуризации или списании задолженности иностранных государств перед Россией подлежат ратификации Государственной думой РФ за исключением случаев реструктуризации задолженности и се списания в рамках участия страны в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех их участников. Уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед Россией может быть осуществлена в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о такой уступке, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
По данным Минфина России, государственный внешний долг нашей страны по состоянию на 1 января 2004 г. составлял 119,7 млрд. долл. США (см. рис. 3). Основная часть долга приходится на страны - члены Парижского клуба кредиторов. Крупнейшими кредиторами России являются Германия, Италия, Франция, Япония. Велика также рыночная составляющая внешнего долга, выраженная в еврооблигациях.
По данным Внешэкономбанка, суммарный объем обязательств зарубежных стран перед Россией на 1 января 2004 г. составлял около 85 млрд. долл. США. Эта цифра включает обязательства стран и входящих, и не входящих в Парижский клуб кредиторов, а также обязательства стран СНГ. Как видно из рисунка 2, основная часть задолженности иностранных государств (более 76 млрд. долл. США) перед Россией приходится на страны, не входящие в Парижский клуб кредиторов, и 3/4 этой задолженности — на пять стран: Афганистан, Ирак, КНДР, Кубу и Сирию (см. таблицу 4)
Таблица 4 - Задолжность иностранных государств –
крупнейших должников России (в млрд. $ США)
Страна - заемщик |
Сумма задолженности | ||
По основному долгу |
По начисленным и неуплаченных процентам |
Итого | |
Республика Куба |
16,40 |
3,09 |
19,49 |
Сирийская Арабская Республика |
10,76 |
3,29 |
14,05 |
Республика Ирак |
6,43 |
3,68 |
10,11 |
Переходное Исламское Государство Афганистан |
7,87 |
2,21 |
10,07 |
Корейская Народно – Демократическая Республика |
4,49 |
2,53 |
7,01 |
Алжирская Народно – Демократическая Республика |
3,16 |
1,38 |
4,53 |
Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия |
2,27 |
1,12 |
3,39 |
Республика Индия |
2,63 |
0,05 |
2,68 |
Йеменская Республика |
1,27 |
0,00 |
1,27 |
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия |
1,27 |
0,00 |
1,27 |
Китайская Народная Республика |
1,11 |
0,04 |
1,16 |
Рассмотрим структуру долга перед Россией в разрезе валют, в которых номинирован долг иностранных государств (за исключением стран СНГ). Как видно из таблицы выше из рисунка 3, большая часть иностранного долга перед Россией (около 60%) номинирована в советских и переводных рублях, то есть в валюте не существующего в настоящее время государства. Данное обстоятельство серьёзно усложняет переговорную позицию России при урегулировании долгов иностранных государств, так как даже в случае признания ими долга перед нашей страной остаётся проблема пересчёта курса валют, по которым будет погашаться. Соответственно возникают сложности и в планировании бюджетных доходов страны, связанных с поступлениями от выплат по иностранному долгу перед Россией.
Таблица 5 - Структура иностранного долга перед Россией в разрезе волют
Наименование валюты |
Код валюты по ОКВ |
Сумма задолженности | |
В валюте, млрд. ед. |
Эквивалент В млрд. $ | ||
Доллары США |
USD |
22,629 |
22,629 |
Передовые рубли |
TRR |
19,120 |
19,120 |
Советские рубли |
SUR |
21,085 |
35,142 |
Специальные права заимствования |
XDR |
1,210 |
1,792 |
Евро |
EUR |
1,026 |
1,292 |
Другие валюты |
- |
2,866 | |
Итого |
- |
82,841 |
Рисунок 4 - Структура иностранного долга перед Россией в разрезе валют (в%)
В настоящее время общий размер
внешнего долга России соизмерим с размером
иностранного долга перед Россией. Если
бы качественная структура задолженности
иностранных государств была близка к структуре российского
внешнего долга, то Россия могла бы выплачивать
свой внешний долг только за счет платежей
от погашения и обслуживания долга иностранных
государств перед ней. Фактически произошел
бы обмен российского долга на долг перед
Россией.
Однако в действительности это маловероятно. Внешний долг России в основном урегулирован (практически нет взаимных претензий сторон по нему) и большая его доля приходится на задолженность развитым странам (характеризующимся сильной международной позицией) и рыночную задолженность. С учетом того, что Россия уже не относится к числу беднейших стран, а также устойчивости платежного баланса страны списание ее внешнего долга не представляется реальным. Более того, в настоящее время при обсуждении проблемы досрочной выплаты Россией долга странам Парижского клуба кредиторы выдвигают требования погашения не только основной суммы оставшейся задолженности, но и всех процентных платежей будущих периодов по обслуживанию этого долга (то есть без дисконта), не говоря уже о том, что они не согласны с частичным списанием его основной суммы. Повышение суверенного рейтинга России до инвестиционного уровня тремя ведущими международными рейтинговыми агентствами только усиливает переговорную позицию кредиторов России относительно возврата внешнего долга Парижскому клубу в полном объеме без дисконта. Данного мнения придерживаются также иностранные и российские специалисты.
Стоимость обслуживания внешнего долга России достаточно высока. Как считает министр финансов России А. Кудрин, стоимость обслуживания долга примерно в три-четыре раза выше, чем аналогичный долг в странах "большой восьмерки" у нас на проценты по внешнему долгу только в год уходит до семи миллиардов долларов.
Существенная
часть задолженности
В отдельных случаях списание Россией задолженности иностранных государств сопровождается дополнительными условиями, например, участием России в активах страны-должника, поставкой должником товаров в счет погашения части долга и т.п. Отметим, что большая часть иностранного долга перед Россией сформировалась за счет поставок спецтехники из СССР.
Таким образом, фактические финансовые потоки по обслуживанию Россией своего внешнего долга и иностранного долга перед ней различаются как минимум на порядок. В частности, в 2002 г. объем поступлений в денежной форме в федеральный бюджет в счет погашения и обслуживания задолженности по кредитам иностранных государств перед Россией составил около 508 млн. долл. США (без учета других форм погашения), а платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга — примерно 15 млрд. долл. США, из них более 1/3 пришлось на выплату процентов.
Устойчивое положительное сальдо платежного баланса России, наличие профицита бюджета, а также высокий уровень золотовалютных резервов Банка России позволяют в полной мере и своевременно осуществлять обслуживание и погашение (в том числе досрочное) внешнего долга, что ведёт к сокращению бюджетного дефицита. Однако этот факт не должен снимать с повестки дня проблему урегулирования долга иностранных государств перед нашей страной.
Заключение
На основе приведенной
выше информации можно сделать следующий
вывод: бюджетный дефицит и
Ежегодно сбалансированный
бюджет является целью и нашей
финансовой политики. Но, теоретически,
ежегодное балансирование снижает
или вовсе исключает
В другом случае, в условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Для уменьшения поступлений государство должно либо снизить налоговые ставки, либо увеличить госрасходы. Но обе эти меры или их сочетания приведут к росту деловой активности, занятости и, в конечном счете, не уменьшат инфляцию.
В целом ситуация с бюджетным дефицитом тяжелая, но не катастрофическая. Первоочередной задачей является увеличение валютных поступлений в бюджет.
Немаловажно отметить и необходимость осуществления налоговой и структурной бюджетной реформы. Главной целью совершенствования бюджетно-налоговой политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
В области налоговой политики предстоит реформа всей системы налогов и сборов, законодательных основ налогообложения. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Расходы бюджета России должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.
Государственный долг необходимо использовать по возможности как инструмент оживления экономики. При этом предстоит обеспечивать оптимальное соотношение долгосрочных и краткосрочных государственных обязательств и муниципальных займов, а так же использовать прогнозные источники обслуживания и погашения государственного долга, при этом необходимо учесть горький опыт ГКО.
Таким образом, преодоление тяжелой существующей ситуации требует понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого труда.
Приложение А
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг