Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа
Целью работы является изучение бюджетного дефицита и государственного долга, их взаимосвязи, причин возникновения и способов покрытия
В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды и причины возникновения бюджетного дефицита
- охарактеризовать способы покрытия бюджетного дефицита
- установить особенности бюджетного дефицита в современной России
В социальной сфере необходимо:
Перечисленные направления и количественные параметры увеличения социальных расходов позволят реально проиндексировать заработную плату работников бюджетных отраслей, увеличив ее в среднем вдвое (до уровня не ниже 4 тыс. руб. в месяц) и повысив минимальную зарплату до 900 руб. Значительная (около 150 млрд. руб.) часть средств, выделяемых на финансирование социальной сферы сверх запланированных по правительственному проекту, поступит в бюджеты субъектов Федерации, что позволит устранить заложенный в данном проекте перекос в пользу «федерального центра» и восстановить законные права регионов на получение положенной им части консолидированного бюджета страны.
В целях подъема инвестиционной и инновационной активности предстоит обеспечить полноценное финансирование федеральных целевых программ, ориентированных на решение приоритетных задач модернизации и структурной перестройки экономики, восстановив Бюджет развития и предусмотрев в нем 98,5 млрд. руб. дополнительных ассигнований на капиталовложения на безвозвратной основе, в том числе расходы на:
В составе Бюджета развития следует также:
В целях поддержки АПК нужно увеличить:
Для обеспечения национальной безопасности следует увеличить по сравнению с правительственным проектом расходы на:
Также нельзя не затронуть
рассмотрение местного бюджета Огромная
часть социальных и экономических
расходов государства формируется
за счёт средств местных бюджетов.
Поэтому решение такой
Такая ситуация негативно отражается не только на финансовом положении регионов, но, прежде всего, на характере взаимоотношений бюджетов разных уровней в оде распределения средств, на качестве планирования доходной базы бюджетов. Субъекты Российской Федерации и муниципалитетов не заинтересованы и развитии производства, в расширении налоговой базы, поскольку большинство доходов, формируемых на подведомственной им территории, поступают в вышестоящие бюджеты.
Местные бюджеты находятся практически в полной финансовой зависимости от бюджетов других уровней бюджетной системы. В связи с этим логически становится снижение собственных доходов при увеличении объёма финансовой помощи.
Дефицит бюджета может также возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление.
Из всех ниже перечисленных данных и размышлений можно выделить вывод, что бюджетный дефицит Российской Федерации имел место быть лишь в конце прошлого тысячелетия. Но если рассматривать его по региональным отраслям, то он прослеживается гораздо раньше.
2.2 Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита.
Одной из проблем, порождаемых бюджетным дефицитом – это проблема государственного долга.
Государственный долг – это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за всё время существования страны.
Рассмотрим проблему государственного долга, как следствие бюджетного дефицита от её истоков.
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.
Рисунок 1 - Объём задолжности бюджета с 1900 до 1914гг.
На протяжении всего XIX
в. и в начале XX в. расходы государства
превышали его доходы. Во второй
половине XIX в. правительство активно
финансировало строительство же
Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Стремительный рост внешнего долга в 80-90-х годах вызвал волну дискуссий, связанных с проблемой управления госдолгом. Ошибочная экономическая политика последних советских и первых российских правительств в части внешних заимствований, а также принятие Россией на себя финансовых обязательств СССР существенно увеличили долговое бремя. Относительная тяжесть долга возросла также в результате значительного снижения реального курса рубля в 1991-1992 гг. и в 1998 г.
Увеличение внешнего долга сопровождалось взрывным ростом платежей по его обслуживанию и погашению. Неспособность осуществлять выплаты дважды за последние десятилетие – в декабре 1991 г. и августе 1998 г. – привела к национальным дефолтам. Соглашения о реструктуризации долговых платежей нельзя признать удачными. Хотя они позволили уменьшить нагрузку на экономику страны в течение 1992-2000 гг., но существенно увеличили бремя внешнего долга, как в целом, так и в части, приходящейся на первое десятилетие XXI века.
Лет десять тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и финансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной платежеспособности наших должников из развивающихся стран и стран СЭВа, а с другой — по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания валютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном с дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением ценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта и поставок военной техники.
В 1992-1999 гг. советские долги на сумму в 91 млрд. долл. были реструктурированы, причем просроченные процентные платежи в 19,7 млрд. долл. были переоформлены как новый долг. За те же годы российское правительство получило новые займы на сумму 74,3 млрд.долл., в том числе 23,6 млрд. в счет погашения основной части долга. Таким образом, оно увеличило размеры основного долга на 50,7 млрд.долл. Однако за прошедшие девять лет общий объем государственного внешнего долга возрос не на 70,4 млрд. долл. (19,7 + 50,7), а на 83,6 млрд. – с 67,8 млрд. на конец 1991 г. до 155,6 млрд. на конец 1998 г.
В результате проведенных реструктуризаций долговой кризис был отложен. Одновременно была создана ситуация “пиковых” платежей в 2003, 2005, 2008г.
Достигнутая в начале
2000г. договоренность о полномасштабной
реструктуризации российского коммерческого
долга Лондонскому клубу
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг