Бюджетные системы стран мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой была поставлена следующая цель – сравнить бюджетные системы развитых стран с бюджетной системой Российской Федерацией.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть бюджетные системы наиболее развитых стран мира, их особенности.
2. Подробно изучить бюджетную систему Российской Федерации.
3. Сравнить бюджетные системы РФ и наиболее развитых стран мира.

Оглавление

Введение 3
1. Бюджетная система как основа финансовой политики государства 4
2. Бюджетные системы экономически развитых зарубежных стран
2.1. Бюджетная система Франции 8
2.2. Бюджетная система Великобритании 11
2.3. Бюджетная система Германии 14
2.4. Бюджетная система Японии 16
2.5. Бюджетная система США 20
2.6. Бюджетная система Канады 23
3. Бюджетная система Российской федерации, её различия и сходства с развитыми странами мира.
3.1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 25
3.2. Сопоставление бюджетной системы России и зарубежных стран 33
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Курсовая 10.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

          Стержневое место в этой системе занимают федеральные финансы, на которые приходится около 60% государственного бюджета США. В функции федерального бюджета, помимо макрорегулирования национальной экономики, входят финансирование национальной обороны, внешнеэкономической деятельности, фундаментальных научных исследований, государственных управленческих расходов. Иными словами, финансирование ключевых, с точки зрения правительства, национальных приоритетов.

          Менее важные, "второстепенные" функции (прежде всего, финансирование социально-экономической инфраструктуры) входят преимущественно в компетенцию штатных и местных финансов (полиция, пожарная охрана, строительство и эксплуатация дорог, системы коммунального хозяйства, подавляющая часть государственных учреждений образования и здравоохранения, примерно половина общегосударственного жилищного строительства).

          Федеральный бюджет включает собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные фонды, с 1968 г. вошедшие в федеральный бюджет8.

 

          В результате опережающих темпов роста доходов федерального бюджета США, государственного бюджета Великобритании и других развитых стран по сравнению с темпами роста доходов местных бюджетов существенно возрос удельный вес государственного бюджета в общем объеме ресурсов бюджетной системы. В государственный бюджет направляются крупнейшие доходы: подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, а также доходы от государственных займов, выпускаемых центральным правительством. По расходам, напротив, наблюдается другая тенденция — увеличение удельного веса в общей сумме расходов бюджетной системы местных бюджетов, на которые правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

Местные бюджеты, как  и бюджет центрального правительства, используются для вмешательства  в процесс воспроизводства. Местные самоуправления выполняют те функции государства, которые целесообразнее осуществлять на местах, а не из центра.

Система местных бюджетов также определяется государственным  устройством (федеративное или унитарное  государство) и соответствующим  административным делением. В 1960 — 1970 гг. во всех западных странах, произошел процесс укрупнения местных административных единиц и, следовательно, усиления централизации местных финансов.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов. В эти бюджеты поступают также отдельные акцизы и сборы. Помимо налогов местные органы власти получают доходы от муниципальной собственности в виде ренты от домов, доходы от водоснабжения, других коммунальных услуг, а также различные административные сборы и местные налоговые лицензии.

Доходы бюджетов членов федерации также формируются  в основном за счет налогов. В США в бюджетах штатов преобладают косвенные налоги, наиболее важные из которых - налог на продажи и валовую выручку.

Бюджетная система  США представляет собой сложный  механизм, характеризующий особенности  взаимоотношений государства и  штатами, а также местными органами власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Бюджетная система Канады.

        

Финансовая система  Канады по своей структуре не отличается от классически установленной схемы  самостоятельных и взаимосвязанных  звеньев и включает в себя бюджетную  систему, специальные фонды и финансы государственных предприятий. Между тем, бюджетная система рассматриваемого государства имеет специфические особенности присущие странам с федеративным государственным устройством. Первым уровнем бюджетной системы является федеральный бюджет, который формируется и исполняется федеральным правительством. Второй уровень – бюджеты десяти провинций и трех территорий. Третий – бюджеты местных органов власти. Финансовый год, т.е. период исполнения федерального бюджета в Канаде начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.

 

Формирование федерального бюджета Канады осуществляется путем  аккумулирования налоговых и  неналоговых доходов. Основную долю в бюджете составляют налоговые  поступления (более 90% от доходной части). Федеральному правительству принадлежат полномочия по регулированию вопросов обороны, военной стратегии, правопорядка, национального государственного долга и государственной собственности, денежно-кредитной и банковской системы, торговых и коммерческих отношений. Главной статьей расходов федерального бюджета является статья обслуживания государственного долга. Другой важной целевой статьей расходов федерального бюджета является финансовая помощь бюджетам других уровней. Данная статья является превосходным примером функционирования бюджетного федерализма в Канаде. С целью достижения на территории всей страны примерно равного уровня государственных социальных стандартов федеральное правительство Канады стало выделять провинциям дополнительные финансовые средства на определенные социальные программы при условии, что эти средства будут расходоваться в строгом соответствии с указаниями федеральных властей. В большинстве случаев федеральное правительство предлагало профинансировать примерно 50% расходов на определенные программы. Все остальное покрывалось средствами провинциальных бюджетов.

 

Вторым звеном бюджетной  системы Канады являются бюджеты  провинций и территорий. Доходная часть бюджетов провинций и территорий формируется преимущественно за счет трансфертных платежей федерального правительства. Однако, эта доля заметно отличается от провинции к провинции. Вторым, а у некоторых регионов и первым источником пополнения доходов бюджета являются налоговые поступления, в которые входят как собственные налоги, так и отчисления от федеральных налогов.   
Провинциальные органы власти имеют право привлекать заемные средства в целях финансирования дефицита. Законодательно не установлены ограничения предельного объема заимствований, однако нормативные акты многих субъектов федерации такие ограничения устанавливают.

Бюджеты провинций обязаны  финансировать государственное  образование, здравоохранение и  частично муниципальные службы. Так  же как и федеральные власти, органы второго уровня управления несут  расходные обязательства в областях совместных интересов, таких как, например, сельское и лесное хозяйство. Важной статьей расходов провинций является оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам муниципалитетов.

 

На третьем уровне бюджетной системы Канады находятся  бюджеты местных органов власти. Доходы местных органов власти в основном складываются из местных налогов (прежде всего на недвижимую собственность) и  финансовых ресурсов, полученные из вышестоящих провинций. В некоторых случаях, например, когда в округе находится или сооружается важный историко-культурный или инфраструктурный объект, небольшие субсидии могут поступать целевым назначением и от федерального правительства.  
Бюджеты местных органов власти являются главным источником финансирования капитальных вложений (в основном на инфраструктуру), а также используются на цели образования и подготовки кадров, медицинскую помощь и т.п.

 

Особое место в финансовой системе Канады занимают финансы  государственных предприятий, доходы которых составляют незначительную долю в консолидированном бюджете, и государственной системы фондов специального назначения. Федеральные фонды – страхования занятости и пенсионный – формируются за счет отчислений в форме вычета из заработной платы. Первоначально дополнительные налоги на заработную плату составляли обязательные премии в различные страховые фонды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджетная система Российской  федерации, её различия и сходства  с развитыми странами мира.

3.1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.

 

Бюджетная система в  РФ построена на принципах:

 единство;

разграничение доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы;

 самостоятельность  бюджетов;

 полнота отражения  доходов и расходов всех звеньев  бюджетной системы; 

сбалансированность бюджетов;

эффективность и экономность  использования бюджетных средств;

общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

гласность, достоверность  бюджета;

адресность и целевой  характер бюджетных средств9.

Единство бюджетной  системы РФ — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Разграничение доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Самостоятельность бюджетов — это наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления.

Полнота отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в их полном объеме.

Сбалансированность бюджета  — объем предусмотренных бюджетных  расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.

Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Гласность — обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении.

Достоверность бюджета - реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Адресность и целевой  характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей  с установлением направления их на финансирование конкретных целей.

Консолидированный бюджет РФ представляет собой федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

Исполнительные органы субъектов Российской Федерации составляют свои консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюджетный  федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии с законодательством  РФ доходная часть территориальных  бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы — это доходы, поступающие полностью  в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами — налог на имущество физических лиц.

Регулирующие доходы — средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Основная часть налоговых  доходов субъектов Федерации  и местных бюджетов в настоящее  время формируется за счет регулирующих доходов.

Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета  нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия

Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них.

Информация о работе Бюджетные системы стран мира