Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:21, реферат
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.
Бюджетные
отношения в государстве
Бюджетное
право является важнейшей частью
финансового права и состоит
из общей и особенной частей.
Общую
часть бюджетного права образуют
нормы, закрепляющие самые общие
принципы и методы деятельности органов
государственного управления и местного
самоуправления в бюджетной сфере,
а также основные полномочия субъектов
бюджетных правоотношений.
Субъектами
бюджетных правоотношений являются:
государство,
национально-государственные и
представительные
и исполнительные органы государственной
и местной власти;
организации
– получатели бюджетных средств
К бюджетным
правоотношениям относятся:
отношения,
возникающие между субъектами бюджетных
правоотношений в процессе формирования
доходов и осуществления
отношения,
возникающие между субъектами бюджетных
правоотношений в процессе составления
и рассмотрения проектов бюджетов всех
уровней бюджетной системы
Нормы
общей части бюджетного права
конкретизируются в особенной части.
Источниками
бюджетного права являются нормативные
правовые акты различной юридической
силы, которые можно условно
нормативные
акты, устанавливающие общие правила
для участников бюджетных отношений;
финансово-плановые
акты, к которым относятся собственно
бюджеты, финансовые планы ведомств,
сметы учреждений и т.д.
Основным
источником бюджетного права в РФ
является Конституция РФ. Конституция
устанавливает форму
Таблица 1. Предметы ведения Российской
Федерации, субъектов РФ и
Кроме
того, в Конституции (ст. 132) закреплено
право органов местного самоуправления
самостоятельно формировать, утверждать
и исполнять местный бюджет.
В развитие
основных положений в сфере бюджетного
права, закрепленных в Конституции
РФ, издаются и специальные законодательные
акты, составляющие собственно бюджетное
законодательство РФ.
Бюджетное
законодательство включает в себя Бюджетный
кодекс РФ и принятые в соответствии
с ним:
федеральные законы о федеральном бюджете;
законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ;
нормативные правовые акты муниципальных образований о местных бюджетах;
иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения;
нормы
международного права.
Бюджетный
кодекс РФ
Федеральный
закон “Бюджетный кодекс РФ” был
принят в 1998 году и является важнейшим
документом, регулирующим бюджетные
правоотношения. В первой части Бюджетного
кодекса фиксируются
Таблица 2. Компетенция органов
власти различных уровней в
области бюджетных
Вторая
часть Бюджетного кодекса РФ называется
“Бюджетная система РФ” и описывает
бюджетное устройство РФ, доходы, расходы,
дефицит, профицит бюджетов. В третьей
части Бюджетного кодекса описывается
состав участников, процедуры и стадии
бюджетного процесса, осуществляемого
в РФ. Четвертая часть посвящена ответственности
за нарушение бюджетного законодательства.
Наконец, пятая часть - заключительные
положения.
Среди
прочих федеральных законов, относящихся
к источникам бюджетного права необходимо
выделить Федеральный закон “О бюджетной
классификации РФ”.
Бюджетной
классификацией называют группировки
доходов и расходов бюджетов всех
уровней, а также источников финансирования
дефицитов бюджетов. Бюджетная классификация
обеспечивает сопоставимость показателей
всех уровней бюджетной системы
РФ.
Определение
и состав бюджетной классификации
описаны в Бюджетном кодексе
РФ, в то время как подробное
описание каждой из группировок приводится
в ФЗ “О бюджетной классификации
РФ”.
Бюджетная
классификация включает в себя следующие
виды группировок:
классификация доходов бюджетов РФ;
функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ
классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
классификацию
видов государственных
классификацию
видов государственных внешних
долгов РФ и субъектов РФ, а также
государственных внешних
Классификация
доходов бюджетов РФ
Доходы
бюджетов РФ подразделяются на группы,
подгруппы, статьи и подстатьи.
Группами
бюджетных доходов являются:
налоговые доходы;
неналоговые доходы;
безвозмездные перечисления;
доходы целевых бюджетных фондов;
доходы
от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности
Каждая
из групп включает в себя ряд подгрупп.
Например, группа налоговых доходов включает
в себя такие подгруппы как:
налоги на прибыль;
налоги на товары и услуги. лицензионные и регистрационные сборы;
налоги на имущество;
платежи за пользование природными ресурсами;
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
прочие
налоги, пошлины и сборы.
В рамках
подгрупп выделяют статьи и подстатьи.
Функциональная
классификация расходов бюджетов РФ
Функциональная
классификация является группировкой
расходов бюджетов всех уровней и
отражает направления бюджетных
средств на реализацию основных функций
государства. Функциональная классификация
расходов включает в себя четыре уровня.
Первый уровень – разделы, отражающие
направления расходования бюджетных
средств на реализацию основных функций
государства. Примеры разделов функциональной
классификации расходов:
государственное управление и местное самоуправление;
судебная власть;
национальная оборона;
образование
и т.д.
В пределах
разделов выделяют подразделы, конкретизирующие
направления расходования бюджетных
средств. Например, в рамках раздела
“образование” бюджетные
Третий
уровень функциональной классификации
расходов составляют целевые статьи,
которые отражают финансирование расходов
бюджетов по конкретным направлениям
деятельности главных распорядителей
средств бюджетов в пределах подразделов
функциональной классификации. В качестве
примеров целевых статей, выделяемых
в рамках раздела “образование”
функциональной классификации можно
назвать “ведомственные расходы
на образование”, а также расходы
на реализацию федеральных целевых
программ “Дети России” и “Молодежь
России”.
Наконец,
четвертым уровнем
Экономической
классификацией расходов называют группировку
расходов бюджетов по их “экономическому
содержанию”. Это означает, что расходы
группируются в зависимости от целей:
финансирование текущих расходов;
финансирование капитальных расходов;
предоставление
кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом
погашения.
К текущим
расходам относят закупки товаров
и оплату услуг; выплату процентов;
субсидии, субвенции и текущие
трансферты, а также оплата услуг
по признанию прав собственности
за рубежом. Капитальные расходы
включают капитальные вложения в
основные фонды; создание государственных
запасов и резервов; приобретение
земли и нематериальных активов;
капитальные трансферты.
Ведомственная
классификация расходов бюджетов отражает
распределение средств по главным
распорядителям и распорядителям (на
местном уровне) средств соответствующих
бюджетов. Перечень главных распорядителей
средств федерального бюджета утверждается
ежегодно федеральным законом о
федеральном бюджете.
Перечень
главных распорядителей бюджетных
средств в субъектах РФ устанавливается
законодательными (представительными)
органами власти субъектов РФ.
Перечень
распорядителей средств местных
бюджетов утверждается решением представительных
органов местного самоуправления.
Классификация
источников внутреннего финансирования
дефицитов бюджетов – группировка
заемных средств, привлекаемых Правительством
РФ, органами исполнительной власти субъектов
РФ и органами местного самоуправления
для финансирования дефицитов бюджетов.
Классификация
источников внешнего финансирования дефицитов
бюджетов - группировка заемных средств,
привлекаемых Правительством РФ и органами
исполнительной власти субъектов РФ
для финансирования дефицитов соответствующих
бюджетов.