Бюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:21, реферат

Краткое описание

Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.

Файлы: 1 файл

бюджетные отношения.docx

— 19.53 Кб (Скачать)

Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием  бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.  

Бюджетное право является важнейшей частью финансового права и состоит  из общей и особенной частей.  

Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие самые общие  принципы и методы деятельности органов  государственного управления и местного самоуправления в бюджетной сфере, а также основные полномочия субъектов  бюджетных правоотношений.  

Субъектами  бюджетных правоотношений являются: 

государство, национально-государственные и административно-территориальные  образования (РФ и ее субъекты, которые  участвуют в бюджетных правоотношениях  через свои представительные и исполнительные органы в интересах РФ или субъектов  РФ в целом); 
 

представительные  и исполнительные органы государственной  и местной власти; 
 

организации – получатели бюджетных средств 
 

К бюджетным  правоотношениям относятся: 

отношения, возникающие между субъектами бюджетных  правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; 
 

отношения, возникающие между субъектами бюджетных  правоотношений в процессе составления  и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации, контроля за их исполнением. 
 

Нормы общей части бюджетного права  конкретизируются в особенной части. 

Источниками бюджетного права являются нормативные  правовые акты различной юридической  силы, которые можно условно разделить  на две группы: 

нормативные акты, устанавливающие общие правила  для участников бюджетных отношений; 
 

финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т.д. 
 

Основным  источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция  устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов  федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения  Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.

        Таблица 1. Предметы ведения Российской  Федерации, субъектов РФ и совместного  ведения 
 
 
 

Кроме того, в Конституции (ст. 132) закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.  

В развитие основных положений в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции  РФ, издаются и специальные законодательные  акты, составляющие собственно бюджетное  законодательство РФ.  

Бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный  кодекс РФ и принятые в соответствии с ним: 

федеральные законы о федеральном бюджете;

законы  субъектов РФ о бюджетах субъектов  РФ;

нормативные правовые акты муниципальных образований  о местных бюджетах;

иные  федеральные законы, законы субъектов  РФ, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения;

нормы международного права.  
 

 Бюджетный  кодекс РФ 

Федеральный закон “Бюджетный кодекс РФ” был  принят в 1998 году и является важнейшим  документом, регулирующим бюджетные  правоотношения. В первой части Бюджетного кодекса фиксируются определения  базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной  власти РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления в области  регулирования бюджетных правоотношений.

        Таблица 2. Компетенция органов  власти различных уровней в  области бюджетных правоотношений 
 
 
 

Вторая  часть Бюджетного кодекса РФ называется “Бюджетная система РФ” и описывает  бюджетное устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов. В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса, осуществляемого в РФ. Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Наконец, пятая часть - заключительные положения. 

Среди прочих федеральных законов, относящихся  к источникам бюджетного права необходимо выделить Федеральный закон “О бюджетной  классификации РФ”.  

Бюджетной классификацией называют группировки  доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Бюджетная классификация  обеспечивает сопоставимость показателей  всех уровней бюджетной системы  РФ. 

Определение и состав бюджетной классификации  описаны в Бюджетном кодексе  РФ, в то время как подробное  описание каждой из группировок приводится в ФЗ “О бюджетной классификации  РФ”. 

Бюджетная классификация включает в себя следующие  виды группировок: 

классификация доходов бюджетов РФ;

функциональную  классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ

классификацию источников внешнего финансирования дефицитов  федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов  муниципального долга;

классификацию видов государственных внешних  долгов РФ и субъектов РФ, а также  государственных внешних активов  РФ; 
 

Классификация доходов бюджетов РФ 

Доходы  бюджетов РФ подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.  

Группами  бюджетных доходов являются: 

налоговые доходы;

неналоговые доходы;

безвозмездные перечисления;

доходы  целевых бюджетных фондов;

доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 
 

Каждая  из групп включает в себя ряд подгрупп. Например, группа налоговых доходов включает в себя такие подгруппы как: 

налоги  на прибыль;

налоги  на товары и услуги. лицензионные и регистрационные сборы;

налоги  на имущество;

платежи за пользование природными ресурсами;

налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции;

прочие  налоги, пошлины и сборы. 
 

В рамках подгрупп выделяют статьи и подстатьи.  

Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ 

Функциональная  классификация является группировкой расходов бюджетов всех уровней и  отражает направления бюджетных  средств на реализацию основных функций  государства. Функциональная классификация  расходов включает в себя четыре уровня. Первый уровень – разделы, отражающие направления расходования бюджетных  средств на реализацию основных функций  государства. Примеры разделов функциональной классификации расходов: 

государственное управление и местное самоуправление;

судебная  власть;

национальная  оборона;

образование

и т.д. 
 

В пределах разделов выделяют подразделы, конкретизирующие направления расходования бюджетных  средств. Например, в рамках раздела  “образование” бюджетные средства направляются на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование и т.д., которые являются подразделами раздела “Образование” функциональной классификации расходов. 

Третий  уровень функциональной классификации  расходов составляют целевые статьи, которые отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов  функциональной классификации. В качестве примеров целевых статей, выделяемых в рамках раздела “образование”  функциональной классификации можно  назвать “ведомственные расходы  на образование”, а также расходы  на реализацию федеральных целевых  программ “Дети России” и “Молодежь  России”. 

Наконец, четвертым уровнем функциональной классификации являются виды расходов, которые детализируют направления  расходования бюджетных средств в пределах целевых статей. Так, например, видом расходов в рамках целевой статьи “ведомственные расходы на образование” подраздела “дошкольное образование” раздела “образование” функциональной классификации расходов является финансирование “детских дошкольных учреждений”. 

Экономической классификацией расходов называют группировку  расходов бюджетов по их “экономическому  содержанию”. Это означает, что расходы  группируются в зависимости от целей: 

финансирование  текущих расходов;

финансирование  капитальных расходов;

предоставление  кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом  погашения. 
 

К текущим  расходам относят закупки товаров  и оплату услуг; выплату процентов; субсидии, субвенции и текущие  трансферты, а также оплата услуг  по признанию прав собственности  за рубежом. Капитальные расходы  включают капитальные вложения в  основные фонды; создание государственных  запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов; капитальные трансферты. 

Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение средств по главным  распорядителям и распорядителям (на местном уровне) средств соответствующих  бюджетов. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается ежегодно федеральным законом о  федеральном бюджете.  

Перечень  главных распорядителей бюджетных  средств в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ.  

Перечень  распорядителей средств местных  бюджетов утверждается решением представительных органов местного самоуправления. 

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – группировка  заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов бюджетов. 

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов  бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих  бюджетов.  

Информация о работе Бюджетные отношения