Кассовое исполнение бюджета
Особенностью казначейской
системы является то, что при ней
исполнение бюджета осуществляется
не Центральным банком, а органами
исполнительной власти. С переходом
на данную систему функции банка
ограничиваются, однако он сохраняет
за собой ряд важных полномочий,
к числу которых относится
кассовое исполнение бюджета. Под кассовым
исполнением государственного бюджета
понимается совокупность операций, связанных
с получением денежных средств в бюджет
и их выдачей, а также учетом наличия средств,
которые производятся в ходе исполнения
бюджета. Все связанные с этим платежи
и расчеты осуществляются Центральным
банком, его учреждениями и уполномоченными
кредитными организациями.
К функциям учреждений Центрального
банка относятся: принятие и зачисление
средств, которые поступают в
доходы бюджета; распределение доходов
между федеральным и региональными
бюджетами, отчисления от доходов в
местные бюджеты; а также выдача
бюджетных средств в пределах
сумм, имеющихся на соответствующих
счетах. Банковские учреждения ведут учет
доходов и расходов бюджета. На этой основе
ими составляются отчеты о кассовом исполнении
бюджета, которые направляются вышестоящей
организации и государственным финансовым
органам. Учреждения Центрального банка
производят расчетное и кассовое обслуживание
бюджетных организаций, они осуществляют
контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных
средств.
Для учета доходов, поступающих
в бюджет государства, а также
распределяемых между бюджетами
разных уровней, в учреждениях Центрального
банка открываются лицевые счета.
Такие счета создаются отдельно
для каждого вида платежа по каждому
финансовому органу и каждому
учреждению, администрирующему данный
вид доходов.
Платежи в бюджет зачисляются
следующим образом. Если тот или
иной вид доходов полностью поступает
в федеральный бюджет или в
бюджет того субъекта федерации, на территории
был собран, то он зачисляется учреждениями
ЦБ в соответствующий бюджет по месту
поступления. Если же доход подлежит
зачислению в бюджет другого региона
или предусматривает отчисления
в местные бюджеты, то он перечисляется
другим учреждениям Центрального банка.
Для распределения поступивших
доходов между бюджетами разных
уровней учреждения ЦБ составляют ведомость
распределения доходов. Такие ведомости
составляются по каждому финансовому
органу на основании данных соответствующих
лицевых счетов.
Средства бюджетным организациям
выдаются в соответствии с классификацией
расходов, а также схемой ежемесячного
отчета ЦБ о кассовом исполнении бюджета
и оформления полномочий на распоряжение
бюджетными счетами. Перечисление средств
с одного бюджетного счета организации
на другой производиться не может, за
исключением некоторых специально
оговоренных случаев (например, в
связи с неправильно произведенными
расходами).
Распорядителям бюджетных
средств открываются отдельные
счета в учреждениях ЦБ: на расходы
самого учреждения и для перевода
средств подведомственным организациям,
а также на централизованные мероприятия,
проводимые распорядителем по этим организациям.
На текущие счета подведомственных
организаций средства перечисляются
по поручениям распорядителей.
Бюджетный учет и отчетность
об исполнении бюджета
К функциям казначейства относится
организация и ведение учета
по исполнению федерального бюджета. Бюджетный
учет основан на едином плане счетов,
который устанавливается Правительством.
Учету подлежат все доходы, расходы,
дефицит (профицит) бюджета, поступления
из источников финансирования дефицита,
а также операции с бюджетными
средствами. Они отражаются казначейством
в соответствующих регистрах
учета.
Казначейство определяет
порядок ведения учета и составления
отчетности об исполнении бюджетов всех
уровней бюджетной системы, а
также смет расходов бюджетных учреждений.
Главное управление федерального казначейства
утверждает отчетность по формам, содержанию
и срокам представления.
Все операции, связанные
с поступлением доходов в федеральный
бюджет, а также с санкционированием
и финансированием его расходов,
отражаются в Главной книге казначейства.
Главная книга ведется на основе
утверждаемого казначейством плана
счетов. Записи в ней делаются по
факту совершения соответствующих
операций в процессе исполнения бюджета.
Данные Главной книги казначейства служат
основой для формирования отчетов об исполнении
бюджета. Такая отчетность бывает оперативной
(ежемесячной), ежеквартальной, полугодовой
и годовой. Федеральное казначейство составляет
отчет об исполнении федерального бюджета
и представляет его в Правительство. При
наличии соответствующих соглашений может
также составлять отчеты об исполнении
региональных и местных бюджетов. Для
выполнения своих функций казначейство
вправе требовать от главных распорядителей,
распорядителей и получателей бюджетных
средств предоставления отчетов об использовании
средств федерального бюджета и других
сведений, связанных с получением, перечислением,
зачислением и использованием бюджетных
средств;
Единая методология отчетности
устанавливается Правительством, а
непосредственное ее составление возлагается
на казначейство. Ежеквартальные и годовой
отчеты об исполнении федерального бюджета
представляются в Федеральное Собрание,
один экземпляр направляется также в Счетную
палату. Ежеквартальный отчет должен быть
утвержден Правительством, годовой отчет
подлежит утверждению законодателями.
Сведения об исполнении местных бюджетов
представляются муниципальными образованиями
в Государственный комитет по статистике.
- Контроль за исполнением бюджетов.
Бюджетный контроль — это процесс сопоставления
фактических результатов с бюджетными,
анализ отклонений и внесение необходимых
корректировок в бюджеты следующих периодов.
Теоретически после окончательного
согласования бюджета бюджетные
доходы должны быть получены, а бюджетные
затраты — не превышены.
Конечно, эта цель скорее
идеальна, чем реальна, поскольку
внутренние и внешние обстоятельства
могут измениться, что оказывает
на бюджет предприятия определенное
влияние: положительное или отрицательное.
Поэтому на практике бюджеты подлежат
постоянному пересмотру, в них
могут вноситься поправки на заседании
бюджетного комитета. Тем не менее следует
стремиться к достижению поставленной
цели, иначе не имеет смысла приступать
к составлению бюджета.
Методы контроля
Для того чтобы легче соблюдать
бюджет, необходимо установить методы
контроля:
- легко применимые;
- регулярные;
- осуществимые на самом нижнем уровне управления.
Легко применимые
методы предполагают, что текущий контроль
над доходами, затратами, прибылью, движением
денежных средств, состоянием активов
и пассивов компании является легким и
быстрым, а не трудным и отнимающим много
времени. Важно также, чтобы данные были
легко доступны в любое время, когда в
них возникнет необходимость.
Регулярность — это неукоснительное соблюдение
установленных на предприятии сроков
формирования и предоставления заинтересованным
лицам управленческой отчетности.
Эффективный контроль над
бюджетом обычно предполагает, что процедуры начинаются
на самом нижнем уровне управления компанией —
т. е. непосредственно там, где получены
доходы и понесены затраты.
Основная цель анализа
исполнения бюджета — получение
приоритетных показателей, дающих объективную
картину финансового состояния
предприятия.
Для этого выработаны следующие
методы анализа:
- горизонтальный;
- вертикальный;
- сравнительный;
- факторный;
- маржинальный;
- метод финансовых коэффициентов.
Горизонтальный
(или временной) анализ предполагает сравнение показателей
отчетности с аналогичными параметрами
предыдущих периодов. Применяется простое
сравнение статей отчетности по принципу
«план-факт» и изучение причин их резких
изменений, а также анализ изменения одних
статей отчетности по сравнению с колебаниями
других.
Вертикальный
(или структурный) анализ осуществляют с целью определения
удельного веса отдельных статей отчета,
например, баланса, в общем итоговом показателе
и последующего сравнения полученного
результата с данными прошлого периода.
Горизонтальный и вертикальный анализ
дополняют друг друга и при составлении
аналитических таблиц могут применяться
одновременно.
Сравнительный
(или пространственный) анализ проводят на основе показателей
подобных компаний (имеются в виду конкуренты
или просто компании, имеющие аналогичные
схемы ведения бизнеса).
Факторный анализ предполагает изучение влияния
отдельных факторов (причин) на результативный
показатель.
Метод финансовых
коэффициентов — это расчет отношений данных
отчетности, определение взаимосвязи
показателей и их интерпретация.
Контроль за исполнением
бюджета осуществляется следующими
органами:
1) Счетной палатой Российской Федерации;
2) представительными органами власти;
3) финансовыми и налоговыми органами;
4) контрольно-счетными палатами на местах.
В соответствии с законодательством Российской
Федерации, контроль за исполнением бюджета
осуществляется в двух формах - парламентской
и
административной.
- Проведите анализ и сделайте заключение о структуре и динамике расходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 3 года(включая текущий).
Структура расходов ФСС сформирована
из трех разделов функциональной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации:
«Общегосударственные вопросы», «Образование»,
«Социальная политика».
Расходы Фонда предусмотрены – в 2010 году
в сумме 375,5 млрд. рублей, или 122,6% к уровню
2009 года, в 2011 году – 356,1 млрд. рублей, или
94,8% к уровню 2010 года, в 2012 году в сумме 389,5
млрд. рублей или 109,4% к уровню 2011 года, включая расходы по
следующим видам: на обязательное социальное
страхование – в 2010 году в сумме 264,8 млрд.
рублей, или 130,6% к уровню 2009 года, в 2011 году
- 259,6 млрд. рублей, или 98% к уровню 2010 года,
в 2012 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню
2011 года; на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний – в 2010 году в сумме 49,9 млрд.
рублей, в 2011 году – 51,9 млрд. рублей, или
104% к уровню 2010 года, в 2012 году – 55,3 млрд.
рублей, или 106,6% к уровню 2011 года.
Таблица 1
Горизонтальный анализ бюджетных показателей
расходной части ФСС на 2010 год и на период
до 2012 года.
Статьи расходов |
Сумма расходов
на 2010 г., тыс. руб. |
Сумма расходов
на 2011 г., тыс. руб. |
Темп роста, % |
Сумма расходов
на 2012 г., тыс. руб. |
Темп роста, % |
1) Общегосударственные вопросы |
3427,8 |
3164,4 |
92,3 |
3218,4 |
101,7 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
3427,8 |
3164,4 |
92,3 |
3218,4 |
101,7 |
2) Образование |
17123502 |
17120286 |
99,9 |
18147507,1 |
106 |
Профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации |
578307,1 |
615897 |
106 |
652850,9 |
106 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке
кадров |
42465,9 |
45226,1 |
106 |
47939,7 |
106 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
1654516 |
16504391 |
99,8 |
17494656,2 |
106 |
3) Социальная политика |
358421499 |
338943928 |
95 |
371312882 |
109 |
Социальное обеспечение населения |
356928881 |
337356401 |
95 |
370236459 |
109 |
Обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации |
8989699 |
9680090 |
108 |
10387050 |
107 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет гражданам,
не подлежащим обязательному соц. страхованию |
34351125,6 |
16795276 |
49 |
17169184,8 |
102 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет гражданам, подлежащим
обязательному соц. страхованию |
45220082,2 |
52220719 |
115 |
59032339,6 |
113 |
Пособия при рождении ребенка |
14723016 |
13772000 |
87 |
14062400 |
102 |
Пособия при временной нетрудоспособности
по обязательному соц. страхованию |
134059547 |
128267460 |
95,7 |
143236160 |
111,7 |
Пособия по беременности и родам |
39697020 |
33901200 |
85,4 |
38798085 |
114,4 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности,
родов и в послеродовом периоде |
16600000 |
17000000 |
102 |
17000000 |
100 |
Пособия по временной нетрудоспособности
по социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний |
2395877,4 |
1768181,8 |
74 |
1801006,2 |
102 |
Оплата путевок на санаторно-курортное
лечение работников |
4383536,5 |
4189187,7 |
96 |
4440538,9 |
106 |
Другие вопросы в области соц. политики |
1411508,2 |
1501145,4 |
106 |
984857,4 |
66 |
Итого расходов |
375548429 |
356067380 |
94,8 |
389463607,5 |
109,4 |
Статьи расходов |
Сумма расходов
на 2008 г., тыс. руб. |
Уд.
вес, % |
Сумма расходов
на 2009 г., тыс. руб. |
Уд.
вес, % |
Сумма расходов на 2010 г.,
тыс. руб. |
Уд.
вес, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
- Общегосударственные вопросы
|
3427,8 |
0,001 |
3164,4 |
0,001 |
3218,4 |
0,001 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
3427,8 |
0,001 |
3164,4 |
0,001 |
3218,4 |
0,001 |
2) Образование |
17123502 |
4,56 |
17120287,5 |
4,8 |
18147507,1 |
4,67 |
Профессиональная подготовка, переподготовка
и повышение квалификации |
578307,1 |
0,15 |
615897 |
0,17 |
652850,9 |
0,17 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке
кадров |
42465,9 |
0,01 |
45226,1 |
0,01 |
47939,7 |
0,01 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
16545195 |
4,4 |
16504390,5 |
4,64 |
17494656,2 |
4,49 |
3) Социальная политика |
358421499 |
95,44 |
338943928,1 |
95,19 |
371312882 |
95,34 |
Социальное обеспечение населения |
356928881 |
95,04 |
337356400,7 |
94,75 |
370236459,6 |
95,06 |
Обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации |
8989699 |
2,39 |
9680090 |
2,72 |
10387050 |
2,67 |
Выплата пособий по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет
гражданам, не подлежащим обязательному
соц. страхованию |
34351125,6 |
9,15 |
16795276,2 |
4,72 |
17169184,8 |
4,41 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц.
страхованию |
45220082 |
12,04 |
52220719,8 |
14,67 |
59032339,6 |
15,16 |
Пособия при рождении ребенка |
14723016 |
3,92 |
13772000 |
3,87 |
14062400 |
3,61 |
Пособия при временной нетрудоспособности
по обязательному соц. страхованию |
134059547 |
35,7 |
128267460 |
36 |
143236160 |
36,78 |
Пособия по беременности и родам |
39697020 |
10,57 |
33901200 |
9,52 |
38798085 |
9,96 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности,
родов и в послеродовом периоде |
16600000 |
4,42 |
17000000 |
4,77 |
17000000 |
4,36 |
Пособия по временной нетрудоспособности
по обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний |
2395877,4 |
0,64 |
1768181,8 |
0,5 |
1801006,2 |
0,46 |
Оплата путевок на санаторно-курортное
лечение работников |
4383536,5 |
1,17 |
4189187,7 |
1,18 |
4440538,9 |
1,14 |
Другие вопросы в области соц. политики |
1411508,2 |
0,38 |
1501145,4 |
0,42 |
984857,4 |
0,25 |
Итого расходов |
375548429 |
100 |
356067380 |
100 |
389463607,5 |
100 |