Бюджетная система РФ, бюджетное финасирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

Во всех государствах в результате производственной деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, которые в дальнейшем проходят стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.

Оглавление

Введение
1. Бюджетное финансирование
1.1 Понятие бюджетного финансирования
1.2 Принципы бюджетного финансирования
1.3 Направления расходования бюджетных средств
1.4 Формы распределения бюджетных средств
1.5 Методы бюджетного финансирования
2. Бюджетная система Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

бюджетная система рф.docx

— 35.27 Кб (Скачать)

Смета, составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а является подтверждением необходимости  финансирования тех расходов, которые  в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий  объем расходов.

Программное финансирование как метод бюджетного финансирования широко используется при финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом общий объем  выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в  зависимости от значимости той или  иной научной темы. Общий объем  денежных средств по каждой теме выделяется непосредственно научным учреждениям - Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и  др., которые, в свою очередь, исходя из объемов общей суммы составляют конкретные сметы расходов.

Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых  не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении  зрелищных учреждений, услуги которых  являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т.п. Поскольку  эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут  быть установлены на уровне, позволяющем  возмещать все затраты. Поэтому  государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а  в объеме тех средств, которых  недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов  и затрат, возникающих на конец  текущего финансового года.

Финансирование капиталовложений - это предоставление денежных средств  на создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих  основных фондов производственного  и непроизводственного назначения. Как метод бюджетного финансирования широко используется в различных  отраслях народного хозяйства. При  финансировании капиталовложений средства выделяются на ограниченный круг объектов, вошедший в специальный перечень строек, утвержденных Правительством РФ. Именно правительство определяет приоритетные направления, для которых  необходима государственная поддержка  за счет средств федерального бюджета. Эти средства могут предоставляться  на безвозвратной и возвратной основах. Для открытия финансирования на безвозвратной основе государственные заказчики предоставляют Министерству финансов РФ выписки из утвержденного перечня строек и объектов с указанием объемов капиталовложений и государственные контракты (договоры подряда) на сооружение объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Минфином РФ путем перечисления средств после утверждения объемов централизованных капиталовложений и перечня строек для федеральных нужд. В свою очередь, государственные заказчики перечисляют средства федерального бюджета непосредственно заказчикам (застройщикам) в пределах выделенных сумм. Начиная с 1997 г. Правительство РФ выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям только при условии оформления этой части средств в качестве доли государственной собственности.

2. Бюджетная система Российской  Федерации

Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.1

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции Российской Федерации. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию  Российской Федерации и сферу  совместной деятельности РФ и ее субъектов  в области бюджета. В Конституции  РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (статьи 101, 104, 106, 114 и др.).

Бюджетное право рассматривается  в отечественной правовой доктрине как подотрасль финансового права, как его составная часть2.

В юридической науке преобладает  мнение, что предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в ходе образования, распределения и использования государством финансовых фондов (финансовых ресурсов) в целях покрытия своих затрат на выполнение задач по реализации социально-экономических, оборонных и иных программ3. Метод финансового права характеризуется использованием императивных норм, властных предписаний, юридическим неравенством субъектов финансовых отношений, сочетающимся с методом рекомендаций и согласования4.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 17 июля 1998 г. и утвержденного Федеральным  Законом № 145-ФЗ от 31 июля 1998 г.5, и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс Российской Федерации представляет собой объемный нормативный акт, состоящий из 5 частей, 28 глав и 307 статей. В нем нашли  отражение практически все стороны  бюджетных правоотношений, в частности: структура бюджетной системы, все  стадии бюджетного процесса, вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Кроме того, к числу несомненных достоинств Бюджетного кодекса следует отнести то, что подавляющее большинство его норм являются нормами прямого действия и не требуют конкретизации в подзаконных актах.

Статья первая Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к бюджетным правоотношениям  относятся отношения, возникающие  между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление государственных  и муниципальных заимствований, регулирования государственного и  муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных  правоотношений в процессе составления  и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

Центральное место в финансовой системе страны занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.6

В юридической и экономической  литературе понятие «бюджет» (от англ. budget – сумка, кошелек) рассматривается в разных аспектах.

Бюджет определяется как  экономическая категория, то есть совокупность экономических отношений, возникающих  в процессе создания, распределения  и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Как правовая категория, бюджет - это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расходов.

С точки зрения профессора Н.И.Химичевой, в правовом аспекте  бюджет можно понимать как основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.7

Согласно статьи 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджет определяется как форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

_первый уровень - федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

_второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

_третий уровень - местные бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме законов  субъектов Российской Федерации, местные  бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В современной России основным источником наполнения доходной части  бюджета являются налоги, таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами).

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и  других законодательных нормативных  актов, направленных на регулирование  сферы налогообложения в Российской Федерации8. Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Наиболее острой проблемой  является низкий уровень собираемости налогов.

На протяжении многих лет  задания по исполнению доходной части  федерального бюджета не выполнялись. По данным Министерства по налогам  и сборам Российской Федерации поступления  в бюджетную систему страны составляют около 60% бюджетных заданий.9

На современном этапе  приоритетами правовой политики российского  государства в бюджетной сфере  являются: стремление к четкому законодательному разграничению бюджетных полномочий между различными уровнями власти; созданию финансово прозрачного  механизма межбюджетных отношений: обеспечение закрепления на долгосрочной основе за региональными и местными бюджетами доходов от поступления  из определенных налоговых источников; внедрению современных методов  оценки рациональности бюджетных расходов, разработке научных методов оценки эффективности затрат государственных  средств; устранению излишней асимметрии бюджетного федерализма.

Развитие и укрепление собственной доходной базы региональных и местных бюджетов должно оптимально сочетаться в условиях большого разнообразия регионов и стоящих перед ними задач с нарастанием масштабов  и интенсивности перераспределительных  финансовых процессов.

 

Заключение

В заключение проведенной  работы, можно отметить, что данная курсовая работа была сделана с учетом всех требований методического пособия  и полностью им отвечает. Работа широко раскрывает тему " Формы и  методы бюджетного финансирования", как одну из самых значимых и актуальных тем на сегодняшний день не только в разделе финансы, но и для  всего экономического устройства государства, т. к. экономических уровень развития страны держится на объемах и эффективности  его государственного финансирования.

Как было необходимо курсовая работа содержит титульный лист, оглавление, введение. Введение, выполняя свои функции, плавно вводит в раскрытие темы. В введении кратко рассказано о бюджетной  системе, что неслучайно, т. к. бюджетное  финансирование - это функция бюджетной  системы, и трудно рассказывать и  анализировать систему бюджетного финансирования в стране, не ознакомившись  с понятиями бюджета и бюджетной  системы. В введении показывается актуальность данный темы на сегодняшний день и  ее практическая значимость. Определена методология: объект, цели и задачи исследования, содержание, информационная база.

Первая глава носит  общетеоретический характер. В ней  дан теоретический материал, который  раскрывает тему на основе изученных  литературных источников, финансового  материала, статистических данных. По данным первой главы можно сделать  краткие выводы, подвести итоги. Бюджетное  финансирование - это в первую очередь  расходы денежных средств государства, которые имеют свои особенности, механизмы и формы. На основе рассмотренных  в ходе подготовки работы нормативных  документов разных годов можно судить о том, что механизмы и формы  бюджетного финансирования менялись с  течением времени, что явилось результатом  поиска государством новых путей  совершенствования данной системы, улучшения экономического уровня страны и повышения качества жизни людей. Суть бюджетного финансирования в том, что деньги поступают из государственного бюджета на основе необходимых документов и нормативов в бюджетные учреждения, это денежные ресурсы, которые государство предоставляет на их содержание. Особенность заключается в том, что поступление бюджетных ресурсов куда более гарантированный источник содержания и обеспечения, чем внебюджетное финансирование, например, введение платных услуг или кабинетов элитного, сервисного обслуживания. Бюджетное финансирование дает ощущение гарантии и стабильности. Население нашей страны считает более надежным брать кредиты не в коммерческих банках, в Сбербанке РФ, а различные организации обслуживать там свои счета и операции. Также были рассмотрены роли государство в качестве кредитора, заемщика и гаранта. Роль государства в качестве кредитора - предоставление юридическим, физическим или бюджетам других уровней денежных средств на возвратной и платной основе.

В наше время государственный  кредит играет большую роль, т. к. он дает возможность населению, юридическим  лицам улучшить свое финансовое положение, а предпринимателям, решившим открыть  свое дело, получить необходимые для  того средства. Государственные заимствования - одна из форм бюджетного финансирования через ценные бумаги, виды которых  подробно описаны в первой главе, займы государства у физических и юридических лиц с последующим  их погашением. Роль государства как  гаранта - финансирование затрат третьему лицу в случае непогашения долга  лица, которому была выдана государственная  гарантия.

Для более углубленного и качественного анализа данной темы система бюджетного финансирования представлена как в обобщенном формате, так и конкретизировано для отдельной  отрасли народного хозяйства. Так  же были рассмотрены непосредственно  формы и методы бюджетного финансирования в РФ.

Такой подход помогает более  наглядно выявить особенности, проблемы и пути их решения в системы  финансирования.

Информация о работе Бюджетная система РФ, бюджетное финасирование