Смета, составленная на основе
бюджетных норм расходов, является
финансовым планом учреждений социально-культурной
сферы. Смета не имеет доходной части,
а является подтверждением необходимости
финансирования тех расходов, которые
в ней определены. На основе смет
финансовые органы определяют общий
объем расходов.
Программное финансирование
как метод бюджетного финансирования
широко используется при финансировании
научных учреждений. В соответствии
с этим методом общий объем
выделяемых средств определяется не
на основе составленной сметы, а в
зависимости от значимости той или
иной научной темы. Общий объем
денежных средств по каждой теме выделяется
непосредственно научным учреждениям
- Российской академии наук, отраслевым
академиям, учебным заведениям и
др., которые, в свою очередь, исходя
из объемов общей суммы составляют
конкретные сметы расходов.
Метод финансирования на покрытие
части издержек, возмещение которых
не обеспечивается за счет цены продукции
(услуги), широко используется в отношении
зрелищных учреждений, услуги которых
являются платными. Это театры, кинотеатры,
художественные галереи и т.п. Поскольку
эти учреждения имеют особую социальную
значимость, цены на их услуги не могут
быть установлены на уровне, позволяющем
возмещать все затраты. Поэтому
государство дотирует их деятельность
из бюджета, но не в полном объеме, а
в объеме тех средств, которых
недостаточно для покрытия затрат.
Объем этих дотаций определяется
исходя из реальной разницы доходов
и затрат, возникающих на конец
текущего финансового года.
Финансирование капиталовложений
- это предоставление денежных средств
на создание новых, расширение, реконструкцию,
техническое перевооружение действующих
основных фондов производственного
и непроизводственного назначения.
Как метод бюджетного финансирования
широко используется в различных
отраслях народного хозяйства. При
финансировании капиталовложений средства
выделяются на ограниченный круг объектов,
вошедший в специальный перечень
строек, утвержденных Правительством
РФ. Именно правительство определяет
приоритетные направления, для которых
необходима государственная поддержка
за счет средств федерального бюджета.
Эти средства могут предоставляться
на безвозвратной и возвратной основах.
Для открытия финансирования на безвозвратной
основе государственные заказчики предоставляют
Министерству финансов РФ выписки из утвержденного
перечня строек и объектов с указанием
объемов капиталовложений и государственные
контракты (договоры подряда) на сооружение
объектов для федеральных нужд. Открытие
финансирования государственным заказчикам
производится Минфином РФ путем перечисления
средств после утверждения объемов централизованных
капиталовложений и перечня строек для
федеральных нужд. В свою очередь, государственные
заказчики перечисляют средства федерального
бюджета непосредственно заказчикам (застройщикам)
в пределах выделенных сумм. Начиная с
1997 г. Правительство РФ выделяет средства
из федерального бюджета на безвозмездной
основе для строительства, реконструкции
и технического перевооружения негосударственным
предприятиям только при условии оформления
этой части средств в качестве доли государственной
собственности.
2. Бюджетная система Российской
Федерации
Традиционно под бюджетной
системой понимают основанную на экономических
отношениях и государственном устройстве,
регулируемую нормами права совокупность
бюджетов различных территориальных уровней.1
Нормы бюджетного права содержатся
в Конституции Российской Федерации.
Статьи 71 и 72 определяют компетенцию
Российской Федерации и сферу
совместной деятельности РФ и ее субъектов
в области бюджета. В Конституции
РФ установлен порядок рассмотрения,
утверждения бюджета (статьи 101, 104, 106,
114 и др.).
Бюджетное право рассматривается
в отечественной правовой доктрине
как подотрасль финансового права,
как его составная часть2.
В юридической науке преобладает
мнение, что предметом финансового
права являются общественные отношения,
возникающие в ходе образования, распределения
и использования государством финансовых
фондов (финансовых ресурсов) в целях покрытия
своих затрат на выполнение задач по реализации
социально-экономических, оборонных и
иных программ3. Метод финансового права характеризуется
использованием императивных норм, властных
предписаний, юридическим неравенством
субъектов финансовых отношений, сочетающимся
с методом рекомендаций и согласования4.
Бюджетное законодательство
Российской Федерации состоит из
Бюджетного Кодекса Российской Федерации,
принятого Государственной Думой
17 июля 1998 г. и утвержденного Федеральным
Законом № 145-ФЗ от 31 июля 1998 г.5, и принятых в соответствии
с ним федеральных законов о федеральном
бюджете на соответствующий год, законов
субъектов Российской Федерации о бюджетах
субъектов Российской Федерации на соответствующий
год, нормативных правовых актов представительных
органов местного самоуправления о местных
бюджетах на соответствующий год и иных
федеральных законов, законов субъектов
Российской Федерации и нормативных правовых
актов представительных органов местного
самоуправления.
Бюджетный кодекс Российской
Федерации представляет собой объемный
нормативный акт, состоящий из 5 частей,
28 глав и 307 статей. В нем нашли
отражение практически все стороны
бюджетных правоотношений, в частности:
структура бюджетной системы, все
стадии бюджетного процесса, вопросы ответственности
за нарушение бюджетного законодательства.
Кроме того, к числу несомненных достоинств
Бюджетного кодекса следует отнести то,
что подавляющее большинство его норм
являются нормами прямого действия и не
требуют конкретизации в подзаконных
актах.
Статья первая Бюджетного
кодекса Российской Федерации устанавливает,
что к бюджетным правоотношениям
относятся отношения, возникающие
между субъектами бюджетных правоотношений
в процессе формирования доходов
и осуществления расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации и бюджетов
государственных внебюджетных фондов,
осуществление государственных
и муниципальных заимствований,
регулирования государственного и
муниципального долга, а также отношения,
возникающие между субъектами бюджетных
правоотношений в процессе составления
и рассмотрения проектов бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской
Федерации, утверждения и исполнения
бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации, контроля
за их исполнением.
Центральное место в финансовой
системе страны занимает государственный
бюджет – самый крупный денежный фонд,
который использует правительство для
финансирования своей деятельности.6
В юридической и экономической
литературе понятие «бюджет» (от англ.
budget – сумка, кошелек) рассматривается
в разных аспектах.
Бюджет определяется как
экономическая категория, то есть совокупность
экономических отношений, возникающих
в процессе создания, распределения
и использования государственного
централизованного фонда денежных
средств.
Как правовая категория, бюджет
- это основной финансовый план государства,
роспись его доходов и расходов.
С точки зрения профессора
Н.И.Химичевой, в правовом аспекте
бюджет можно понимать как основной финансовый
план образования, распределения и использования
централизованного денежного фонда государства
или муниципального образования, утверждаемый
соответствующим представительным органом
государственной власти или местного
самоуправления. Данный финансовый план
закрепляет юридические права и обязанности
участников бюджетных отношений.7
Согласно статьи 6 Бюджетного
Кодекса Российской Федерации бюджет
определяется как форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.
Бюджетная система Российской
Федерации состоит из бюджетов трех
уровней:
_первый уровень - федеральный
бюджет и государственные внебюджетные
фонды;
_второй уровень - бюджеты субъектов
Российской Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
_третий уровень - местные бюджеты.
Федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются
в форме федеральных законов,
бюджеты субъектов Российской Федерации
и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов разрабатываются
и утверждаются в форме законов
субъектов Российской Федерации, местные
бюджеты разрабатываются и утверждаются
в форме правовых актов представительных
органов местного самоуправления либо
в порядке, установленном уставами
муниципальных образований.
В современной России основным
источником наполнения доходной части
бюджета являются налоги, таможенные
платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные
сборы и другие платежи, взимаемые в установленном
порядке таможенными органами).
Законодательство Российской
Федерации о налогах и сборах
состоит из Налогового Кодекса и
других законодательных нормативных
актов, направленных на регулирование
сферы налогообложения в Российской
Федерации8. Налоговый Кодекс устанавливает
систему налогов, взимаемых в федеральный
бюджет, а также общие принципы налогообложения
и сборов в Российской Федерации.
Наиболее острой проблемой
является низкий уровень собираемости
налогов.
На протяжении многих лет
задания по исполнению доходной части
федерального бюджета не выполнялись.
По данным Министерства по налогам
и сборам Российской Федерации поступления
в бюджетную систему страны составляют
около 60% бюджетных заданий.9
На современном этапе
приоритетами правовой политики российского
государства в бюджетной сфере
являются: стремление к четкому законодательному
разграничению бюджетных полномочий
между различными уровнями власти;
созданию финансово прозрачного
механизма межбюджетных отношений:
обеспечение закрепления на долгосрочной
основе за региональными и местными
бюджетами доходов от поступления
из определенных налоговых источников;
внедрению современных методов
оценки рациональности бюджетных расходов,
разработке научных методов оценки
эффективности затрат государственных
средств; устранению излишней асимметрии
бюджетного федерализма.
Развитие и укрепление
собственной доходной базы региональных
и местных бюджетов должно оптимально
сочетаться в условиях большого разнообразия
регионов и стоящих перед ними
задач с нарастанием масштабов
и интенсивности перераспределительных
финансовых процессов.
Заключение
В заключение проведенной
работы, можно отметить, что данная
курсовая работа была сделана с учетом
всех требований методического пособия
и полностью им отвечает. Работа
широко раскрывает тему " Формы и
методы бюджетного финансирования",
как одну из самых значимых и актуальных
тем на сегодняшний день не только
в разделе финансы, но и для
всего экономического устройства государства,
т. к. экономических уровень развития
страны держится на объемах и эффективности
его государственного финансирования.
Как было необходимо курсовая
работа содержит титульный лист, оглавление,
введение. Введение, выполняя свои функции,
плавно вводит в раскрытие темы.
В введении кратко рассказано о бюджетной
системе, что неслучайно, т. к. бюджетное
финансирование - это функция бюджетной
системы, и трудно рассказывать и
анализировать систему бюджетного
финансирования в стране, не ознакомившись
с понятиями бюджета и бюджетной
системы. В введении показывается актуальность
данный темы на сегодняшний день и
ее практическая значимость. Определена
методология: объект, цели и задачи
исследования, содержание, информационная
база.
Первая глава носит
общетеоретический характер. В ней
дан теоретический материал, который
раскрывает тему на основе изученных
литературных источников, финансового
материала, статистических данных. По
данным первой главы можно сделать
краткие выводы, подвести итоги. Бюджетное
финансирование - это в первую очередь
расходы денежных средств государства,
которые имеют свои особенности,
механизмы и формы. На основе рассмотренных
в ходе подготовки работы нормативных
документов разных годов можно судить
о том, что механизмы и формы
бюджетного финансирования менялись с
течением времени, что явилось результатом
поиска государством новых путей
совершенствования данной системы,
улучшения экономического уровня страны
и повышения качества жизни людей. Суть
бюджетного финансирования в том, что
деньги поступают из государственного
бюджета на основе необходимых документов
и нормативов в бюджетные учреждения,
это денежные ресурсы, которые государство
предоставляет на их содержание. Особенность
заключается в том, что поступление бюджетных
ресурсов куда более гарантированный
источник содержания и обеспечения, чем
внебюджетное финансирование, например,
введение платных услуг или кабинетов
элитного, сервисного обслуживания. Бюджетное
финансирование дает ощущение гарантии
и стабильности. Население нашей страны
считает более надежным брать кредиты
не в коммерческих банках, в Сбербанке
РФ, а различные организации обслуживать
там свои счета и операции. Также были
рассмотрены роли государство в качестве
кредитора, заемщика и гаранта. Роль государства
в качестве кредитора - предоставление
юридическим, физическим или бюджетам
других уровней денежных средств на возвратной
и платной основе.
В наше время государственный
кредит играет большую роль, т. к. он
дает возможность населению, юридическим
лицам улучшить свое финансовое положение,
а предпринимателям, решившим открыть
свое дело, получить необходимые для
того средства. Государственные заимствования
- одна из форм бюджетного финансирования
через ценные бумаги, виды которых
подробно описаны в первой главе,
займы государства у физических
и юридических лиц с последующим
их погашением. Роль государства как
гаранта - финансирование затрат третьему
лицу в случае непогашения долга
лица, которому была выдана государственная
гарантия.
Для более углубленного
и качественного анализа данной
темы система бюджетного финансирования
представлена как в обобщенном формате,
так и конкретизировано для отдельной
отрасли народного хозяйства. Так
же были рассмотрены непосредственно
формы и методы бюджетного финансирования
в РФ.
Такой подход помогает более
наглядно выявить особенности, проблемы
и пути их решения в системы
финансирования.