Аудит денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение состояния бухгалтерского учета денежных средств и их аудиторской проверки, выявление недостатков в организации учета и контроля денежных средств и рекомендации по улучшению учета и контроля за денежными средствами на примере ООО «Престиж».

Файлы: 1 файл

учет и аудит денежных средств.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

При работе с кассовыми документами необходимо строго соблю­дать следующие требования:

    приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расход­ные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть запол­нены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной);

    в этих документах не допускаются подчистки, помарки или исп­равления (даже оговоренные);

    прием и выдача денег по кассовым ордерам может производить­ся только в день их составления;

    в приходных и расходных кассовых ордерах обязательно указы­ваются основания для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.

Все поступления и выдачи наличных денег записываются в кассо­вую книгу. Записи ведутся в двух экземплярах через копирку чернила­ми или шариковой ручкой. По каждому кассовому ордеру или заменя­ющему его документу делается отдельная запись. В конце рабочего дня кассир подсчитывает обороты по операциям за день и выводит остаток денег в кассе на начало следующего рабочего дня.

Каждая организация ведет одну кассовую книгу. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Процедура опечатывания должна проводиться в соответст­вии с требованиями, изложенными в порядке ведения кассовых опера­ций в РК. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия. При нумерации лис­тов книги первые и вторые экземпляры должны иметь одинаковый но­мер. Первые экземпляры остаются в кассовой книге. Вторые экземп­ляры должны быть отрывными, они передаются в бухгалтерию вместе с приходными и расходными кассовыми документами в качестве отче­та кассира под расписку в кассовой книге. При ведении кассовой кни­ги не допускаются подчистки и неоговоренные исправления. Каждое исправление должно быть заверено подписями кассира и главного бух­галтера или лица, его заменяющего.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера. А ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций несут три лица — руководитель организации, глав­ный бухгалтер и кассир. В свою очередь банки должны систематически проверять соблюдение организациями порядка ведения кассовых опе­раций.

Для обеспечения сохранности денежных средств в кассе периоди­чески должна проводиться ревизия кассы в сроки, установленные ру­ководителем организации. Кроме того, ревизия проводится и при сме­не кассира. Ревизия кассы должна быть внезапной, денежная налич­ность проверяется путем полного полистного пересчета. Остаток денежной наличности сверяется с данными учета по кассовой книге. По результатам ревизии составляется акт.

Учет операций по расчетному счету

Расчетные операции между организациями — юридическими ли­цами возникают из договорных отношений по поставке материальных ценностей, оказанию услуг, выполнению работ. В соответствии с за­ключаемыми договорами одна сторона берет на себя обязательства по­ставить свою продукцию или товары, выполнить определенные рабо­ты, оказать услуги, а другая сторона обязуется оплатить стоимость по­лученных материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг. В процессе хозяйственной деятельности у организаций возникают также обязательства по расчетам с бюджетом и внебюджетными орга­нами, связанные с налоговыми платежами и уплатой единого социаль­ного налога. Поэтому организация системы расчетов, ее бесперебойное функ­ционирование является важнейшим условием, обеспечивающим хо­зяйственные связи между организациями. Вопросами организации расчетов, их нормативным регулировани­ем занимается Национальный банк Республики Казахстан. В соответ­ствии с установленным им порядком расчеты между организациями, как правило, осуществляются путем безналичных платежей через бан­ковскую сеть. Для этого организация открывает в банке расчетный счет.

Расчетный счет может открыть организация, являющаяся юриди­ческим лицом, а значит, наделенная собственным имуществом, обо­ротными средствами и имеющая самостоятельный баланс. Этот счет используется для взаимных расчетов с другими организациями в без­наличном порядке, но с него можно получить и наличные деньги (на­пример, для выдачи заработной платы, для расчетов с работниками по  командировкам, на хозяйственные нужды), а также зачислить на него наличные денежные средства (полученную от организаций наличную; выручку, невыданную заработную плату, возвращенные работниками , остатки неиспользованных авансов, выданных им под отчет на коман­дировочные расходы или на хозяйственные нужды).

При открытии расчетного счета с банком заключается договор бан­ковского счета, который регламентирует взаимоотношения между банком и клиентом по расчетно-кассовому обслуживанию. В прило­жении к договору определяются ставки на услуги банка. После подпи­сания договора на расчетно-кассовое обслуживание счету присваива­ется номер.

Банк гарантирует клиенту право беспрепятственно распоряжаться своими денежными средствами, ограничения могут устанавливаться только законом. При этом банк, не нарушая право клиента на распоря­жение имеющимися на счете денежными средствами, может использо­вать временно свободные денежные средства клиента в своих целях, за что клиенту начисляются проценты.

Банк устанавливает лимит остатка денежных средств, хранящихся на счете клиента. Если сумма денежных средств на счете окажется ниже этого лимита и несмотря на предупреждения банка не будет вос­становлена в течение месяца, банк имеет право расторгнуть договор с клиентом по своей инициативе. Другим основанием для расторжения договора по инициативе банка является отсутствие операций по счету в течение года. Организация может расторгнуть договор банковского счета по своей инициативе в любое время на основании заявления об этом.

Расчеты производятся через банк на основании расчетных доку­ментов. Установленные законодательством РК формы расчета:

1)     Расчеты платежными поручениями.

Платежное поручение пред­ставляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя.

Рис. 1.   Схема расчетов платежными поручениями

Если по условиям договора между поставщиком и покупателем производится предварительная оплата (оплата до отгрузки поставщи­ком материальных ценностей, до выполнения работ, до оказания услуг), то последовательность операций меняется.

Рис. 2.  Схема расчетов платежными поручениями при предварительной оплате.

Банк исполняет поручение на основании первого экземпляра, пла­тельщику выдается копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении.

2)Расчеты платежными требованиями.

Платежное требование пред­ставляет собой расчетный документ, в котором содержится требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы через банк за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.

Рис.3. Схема расчетов платежными требованиями

Возможен вариант, когда требование поставщик направляет прямо покупателю.

Рис.4. Схема расчетов при прямом направлении платежного требования плательщику

В определенных случаях не требуется согласие (акцепт) платель­щика. Например, требования на оплату за газ, воду, электроэнергию, телефон и другие аналогичные услуги оплачиваются без акцепта.

2)     Расчеты аккредитивами.

Аккредитив представляет собой поруче­ние банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные докумен­ты, предъявленные поставщиком, на определенных условиях, указан­ных в аккредитиве.

Рис.5. Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов.

Аккредитивы делятся на отзывные и безот­зывные. Отзывный аккредитив банк-эмитент может аннулировать или изменить его условия без согласования с поставщиком, если в этом возникнет необходимость. Безотзывный аккредитив не может быть ан­нулирован, и его условия не могут быть изменены без согласия постав­щика, в пользу которого открыт аккредитив.

3)     Расчеты чеками.

Чек представляет собой письменное поручение владельца чека (чекодателя) банку, который его обслуживает, на пере­числение определенной суммы денег, указанной в чеке, с его счета на счет получателя денежных средств (чекодержателя).

Для расчетов чеками организация должна получить в своем банке чековую книжку. Для этого она по­дает в банк заявление и одновременно платежное поручение на депони­рование денежных средств, т.е. снятие определенной суммы денег с рас­четного счета организации и зачисление их на специальный счет в этом же банке, с которого будут только оплачиваться чеки, выдаваемые владельцем чековой книжки.

Рис.6. Схема расчетов чеками

Чек оплачивается в полной сумме, на которую он выписан. Чековая книжка, по которой установлен лимит расчетов, называ­ется лимитированной чековой книжкой. По такой книжке помимо ли­мита устанавливается также срок ее действия. Лимит устанавливается в размере суммы денежных средств, находящихся на специальном счете.

Движение де­нежных средств на расчетном счете организации, т.е. их зачисление и списание, оформляется банковской выпиской.

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно - расчетных документов. Аналитический учет по счету "Расчетные счета" ведется по каждому расчетному счету.    

Учет операций по валютным счетам

Для проведения операций в иностранной валюте юридическим лицам открываются валютные счета в уполномоченных банках Республики Казахстан. Для открытия валютного счета представляются такие же документы, как и для открытия расчетного счета. После проверки документов банк оформляет распоряжение на открытие счета и заключает с клиентом договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором устанавливаются тарифы на услуги банка, сроки проведения операций (в пределах установленных банковским законодательством), сроки предъявления претензий и другие условия. Для проведения расчетов организациям открываются два счета – транзитный валютный счет и текущий валютный счет.

Транзитный валютный счет предназначен для зачисления всех сумм иностранной валюты, поступающих в пользу клиента как от нерезидентов, так и от резидентов. Круг операций по транзитному валютному счету организаций ограничен. Основное предназначение этого счета – контроль за обязательной продажей валюты и проведение операций по её продаже.

Текущий валютный счет организации предназначен для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Поступления от экспорта зачисляются в части, не подлежащей обязательной продаже, с транзитного валютного счета организации. На этот счет зачисляются также с транзитного валютного счета все другие поступления в иностранной валюте, не связанные с экспортными операциями организаций (на благотворительные цели, кредиты банков и др.).

Все операции по валютным счетам, осуществляемые организациями, должны соответствовать действующему валютному законодательству и режиму соответствующего счета.

Бухгалтерский учет наличия и движения валютных средств на счетах организации ведется в двух оценках – в иностранной валюте и в тенге. Пересчет сумм иностранной валюты в тенге производится по курсу НБ РК на дату совершения операции, т. е. на дату зачисления и списания денежных средств в иностранной валюте. Кроме того, на каждую отчетную дату или при каждом изменении курса НБ РК производится пересчет в тенге остатка средств в иностранной валюте по курсу Банка РК, действующему на дату пересчета.

Записи операций на валютных счетах ведутся в валюте платежа (доллары США, немецкие марки и т. д.) и её тг. эквиваленте  по курсу НБ РК, установленному на дату поступления (списания) средств на валютные счета с валютных счетов.

Выписки банка по валютному счету отражают все операции в иностранной валюте, а бухгалтерия должна переводить путем пересчета иностранной валюты по курсу НБ РК, действующему на дату выписки расчетно-денежных документов. Все выписки банка обрабатываются и разносятся в инвалютных единицах в регистрах бухгалтерского учета (в тенге и валюте). Ежеквартально уполномоченные банки начисляют и выплачивают предприятию проценты по текущим валютным счетам, которые в бухгалтерии отражаются так: Дебет   «Валютные счета» Кредит «Прибыли и убытки». По транзитным валютным счетам проценты не начисляются.

Учет денежных средств на специальных счетах

Счет "Специальные счета в банках" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РК и иностранных валютах, находящихся на территории Республики Казахстан и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

К счету "Специальные счета в банках" могут быть открыты субсчета: "Аккредитивы"; "Чековые книжки"; "Депозитные счета" и др.

На субсчете "Аккредитивы" учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета "Специальные счета в банках" и кредиту счетов "Расчетные счета", "Валютные счета", "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов.

Принятые на учет по счету "Специальные счета в банках" средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом "Расчетные счета" или "Валютные счета". Аналитический учет по субсчету "Аккредитивы" ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.

Информация о работе Аудит денежных средств