Развитие интеллектульной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:13, диссертация

Краткое описание

Царским указом 1731 года «поведено было, чтобы парусных полотен фабриканты клали на каждом куске заводское клеймо, и если явятся без клейма, такие отбирать безденежно».

Вскоре указом 1744 года это правило было распространено и на другие товары: «На всех вообще фабричных изделиях обозначать российскими литерами, в каком городе и на какой фабрике оныя сделаны, чтобы оныя от чужестранных товаров были при всяких случаях видимы». Эти указы были подтверждены 12 августа 1753 года и 4 февраля 1815 года. В последнем случае требуется образцы клейм препровождать в государственный Департамент мануфактур для регистрации.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ.docx

— 17.85 Кб (Скачать)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В  РОССИИ 

«Упорядочение данных тенденций в России происходит начиная  с послепетровского времени вплоть до окончания XIX века, ненамного отличаясь  от аналогичных процессов в западноевропейских странах.  
 
Царским указом 1731 года «поведено было, чтобы парусных полотен фабриканты клали на каждом куске заводское клеймо, и если явятся без клейма, такие отбирать безденежно».  
 
Вскоре указом 1744 года это правило было распространено и на другие товары: «На всех вообще фабричных изделиях обозначать российскими литерами, в каком городе и на какой фабрике оныя сделаны, чтобы оныя от чужестранных товаров были при всяких случаях видимы». Эти указы были подтверждены 12 августа 1753 года и 4 февраля 1815 года. В последнем случае требуется образцы клейм препровождать в государственный Департамент мануфактур для регистрации. 
 
Так формируется исходный образ 
фабричной марки, первоначально имевший преимущественно фискальную и различительную функции, ещё не преследовавший рекламных целей. Подобное положение существенно меняется в середине XIX века не без влияния со стороны аналогичных процессов в Западной Европе. Иностранные промышленники и коммерсанты, обосновываясь в России, культивировали свои фабричные марки, эмблемы которых, по мнению многих исследователей: «шагнули в товарные знаки прямо из гербов, принося с собой уже сформированную символику». 
 
В России геральдическая традиция сформировалась на несколько столетий позже, чем в Западной Европе. Её истоком является деятельность Геральдической палаты, созданной в 1722 году. Купеческое сословие следовало в создании своих отличительных символов не столько собственно геральдической, сколько исканной народной традиции владельческих и магических знаков: крестов, угольников, монограмм, чем было несложно отмечать первоначальные таможенные клейма. 
 
Положение изменилось после учреждения 
Патентной службы в России в 1823 году. Теперь требовалось наличие веских отличительных особенностей одного фабричного символа от других. Правда, это непременное условие патентного нормирования на практике не всегда соблюдалось. Наиболее приемлемым в российских условиях оказалось использование в качестве фирменного знака фамилии предпринимателя в специфическом начертании, того, что в наши дни именуется логотипом. Именно на фамилиях, как мы подчеркивали ранее, основывалось большинство шрифтовых вывесок второй половины XIX века.  
 
Примечание Редактора портала TREKO.RU: см. 
Персональный бренд Специалиста. 
 
Нередко без каких-либо графических изменений логотип повторялся в других ситуациях, требующих фирменной маркировки, и ставился на упаковках, этикетках, бланках, счетах, прейскурантах преуспевающих предприятий. Типичный вариант: торговый знак кондитерской фирмы Лю Форштрем, созданной в Москве в 1859 году. В центре небольшого круга - монограмма из латинских букв: L и F, окруженная декоративными ветвями. В верхней части круга указана фамилия предпринимателя, ниже слова: «кофе, шоколад, какао». В нижней части - под монограммой: «Фирма существует с 1859 года», и далее адрес: «Москва, Тверская N 21». 
 
Этот знак исполнен компактно, изящно, строго, однако представляется, что отсутствие изобразительного символа снижает его рекламоспособность. И может быть, в этом одна из причин того, что о данном кондитерском заведении в начале XX века уже не было слышно. Его оттеснили и затмили своей активной рекламной деятельностью фирмы «Эйнем и К°», «Абрикосов и сыновья», «Сиу и К°». 
 
Особой изобретательностью на рубеже веков отличались чаеторговцы, которые в конкурентной борьбе не жалели фантазии для привлечения покупателей различными рекламными приманками. Основной мотив здесь - восточная экзотика. Товарищество чайной торговли «В. Высоцкий и К°» избрало своим знаком изображение лёгкой шхуны с восточного типа мореплавателями, на парусе которой крупно отпечатана монограмма: «В и К°». Над шхуной парят чайки, волны плещутся вдоль бортов - романтический настрой изображения вполне выдержан. Несколько нарушает эту тональность надпись под шхуной: «Торговый знак заявлен Правительству». 
 
Подобная надпись встречается на многих фирменных изображениях на рубеже веков - деятельность правительственного Патентного бюро стала более дотошной. В 1883 году была принята Парижская конвенция об охране промышленной собственности, которая уже законодательно выделила товарные знаки из общего понятия клейм и наделила их правовыми гарантиями. На базе этой конвенции соответствующий закон в России издан в 1896 году. Свидетельства на товарный знак выдавал Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов за приличную пошлину. Охранное свидетельство было действительно от одного года до десяти лет. Далее требовалась перерегистрация. Такое ужесточение порядка вызвало к жизни частные патентные бюро, которые готовили документы для представления в Департамент и проверяли правомерность поступивших заявок и эскизов на неповторимость облика товарного знака. 
 
Существенной составляющей фабричных марок и торговых знаков этого периода явилось обилие медалей и оттисков государственного герба. Так фиксировались премиальные места, полученные на международных и всероссийских выставках товаров и лучше иных рекламных придумок свидетельствовавшие о качестве предлагаемой продукции. Подобные свидетельства наград за качество продукции часто (но не всегда) вводились в число
элементов «бренда» и, как правило, были во всем блеске представлены на этикетках и упаковках. […] 
 
Развитие упаковок различных товаров эволюционирует от преимущественно предохранительных, жестко утилитарных к обретению разнообразных рекламных и эстетических функций. И в этой роли упаковка в ряде случаев (но не всегда) может выступать видом фабричной марки или торгового знака. В России одним из первых подобную миссию в XVIII веке приняли на себя аптекарские коробки. Эта их роль подтверждалась следующими признаками: стандартной величиной применительно к типам препаратов, обозначением торговой марки или ее прообраза на поверхности и краткой рекламной сентенцией. Затем рекламную упаковку, снабженную логотипом фирмы, широко использовали производители дорогих кондитерских изделий. 
 
Особенно усовершенствовалось производство упаковочной продукции в России в середине XIX века. Оно внедрилось в производство бутылочной тары. В "Положении о стеклянной посуде" 1852 года говорилось: «Заводчик должен в удобном для него месте ставить клеймо, в котором означать свое имя и фамилию, хотя бы начальными буквами, местонахождение завода и год выделки». Этот текст цитирует в своей статье «О старой бутылке замолвите слово» исследователь С. И. Чередниченко. И продолжает: «Так фирма «Кармеев, Горшанов и К» ставила клеймо на стеклянных бутылках в виде букв «К» и «Г», завод «Калинкин», помимо товарного знака в виде земного шара, давал еще и выпуклую рельефную надпись «Калинкин». Нередко бутылка несла на себе и рельефное изображение полученных на выставках и ярмарках наград»
 
Весьма изысканно ёмкости для напитков и парфюмерии, коробки для кондитерских изделий стали выглядеть на исходе XIX века. Появляются фигурные флаконы в виде, например, бюста генерала Скобелева, с пробкой - портретом императрицы Марии Федоровны. 
 
В 80-е годы в России налажено производство металлических коробок для упаковки. Их богатые рекламные возможности определило изобретение металлохромии, т.е. цветного тиснения но жести. Этим немедленно воспользовались кондитерские фабрики и чаеторговцы. В начале XX века в русских столицах насчитывалось около десятка специализированных заведений по производству упаковки».

Информация о работе Развитие интеллектульной собственности