Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:13, диссертация
Царским указом 1731 года «поведено было, чтобы парусных полотен фабриканты клали на каждом куске заводское клеймо, и если явятся без клейма, такие отбирать безденежно».
Вскоре указом 1744 года это правило было распространено и на другие товары: «На всех вообще фабричных изделиях обозначать российскими литерами, в каком городе и на какой фабрике оныя сделаны, чтобы оныя от чужестранных товаров были при всяких случаях видимы». Эти указы были подтверждены 12 августа 1753 года и 4 февраля 1815 года. В последнем случае требуется образцы клейм препровождать в государственный Департамент мануфактур для регистрации.
ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ В
РОССИИ
«Упорядочение данных
тенденций в России происходит начиная
с послепетровского времени вплоть
до окончания XIX века, ненамного отличаясь
от аналогичных процессов в
Царским указом 1731 года «поведено
было, чтобы парусных
полотен фабриканты
клали на каждом куске
заводское клеймо, и
если явятся без клейма,
такие отбирать безденежно».
Вскоре указом 1744 года это правило было
распространено и на другие товары: «На
всех вообще фабричных изделиях обозначать
российскими литерами, в каком городе
и на какой фабрике оныя сделаны, чтобы
оныя от чужестранных товаров были при
всяких случаях видимы». Эти указы были
подтверждены 12 августа 1753 года и 4 февраля
1815 года. В последнем случае требуется
образцы клейм препровождать в государственный
Департамент мануфактур для регистрации.
Так формируется исходный образ
В России геральдическая традиция сформировалась
на несколько столетий позже, чем в Западной
Европе. Её истоком является деятельность
Геральдической палаты, созданной в 1722
году. Купеческое сословие следовало в
создании своих отличительных символов
не столько собственно геральдической,
сколько исканной народной традиции владельческих
и магических знаков: крестов, угольников,
монограмм, чем было несложно отмечать
первоначальные таможенные клейма.
Положение изменилось после учреждения Патентной
службы в России в 1823
году. Теперь требовалось
наличие веских отличительных особенностей
одного фабричного символа от других.
Правда, это непременное условие патентного
нормирования на практике не всегда соблюдалось. Наиболее
приемлемым в российских условиях оказалось
использование в качестве фирменного
знака фамилии предпринимателя в специфическом
начертании, того, что в наши дни именуется логотипом. Именно на фамилиях, как
мы подчеркивали ранее, основывалось большинство
шрифтовых вывесок второй половины XIX
века.
Примечание Редактора
портала TREKO.RU: см. Персональный
бренд Специалиста.
Нередко без каких-либо графических изменений
логотип повторялся в других ситуациях,
требующих фирменной маркировки, и ставился
на упаковках, этикетках, бланках, счетах,
прейскурантах преуспевающих предприятий.
Типичный вариант: торговый знак кондитерской
фирмы Лю Форштрем, созданной в Москве
в 1859 году. В центре небольшого круга -
монограмма из латинских букв: L и F, окруженная
декоративными ветвями. В верхней части
круга указана фамилия предпринимателя,
ниже слова: «кофе, шоколад, какао». В нижней
части - под монограммой: «Фирма существует
с 1859 года», и далее адрес: «Москва, Тверская
N 21».
Этот знак исполнен компактно, изящно,
строго, однако представляется, что отсутствие
изобразительного символа снижает его
рекламоспособность. И может быть, в этом
одна из причин того, что о данном кондитерском
заведении в начале XX века уже не было
слышно. Его оттеснили и затмили своей
активной рекламной деятельностью фирмы
«Эйнем и К°», «Абрикосов и сыновья», «Сиу
и К°».
Особой изобретательностью на рубеже
веков отличались чаеторговцы, которые
в конкурентной борьбе не жалели фантазии
для привлечения покупателей различными
рекламными приманками. Основной мотив
здесь - восточная экзотика. Товарищество
чайной торговли «В. Высоцкий и К°» избрало
своим знаком изображение лёгкой шхуны
с восточного типа мореплавателями, на
парусе которой крупно отпечатана монограмма:
«В и К°». Над шхуной парят чайки, волны
плещутся вдоль бортов - романтический
настрой изображения вполне выдержан.
Несколько нарушает эту тональность надпись
под шхуной: «Торговый знак заявлен Правительству».
Подобная надпись встречается на многих
фирменных изображениях на рубеже веков
- деятельность правительственного Патентного
бюро стала более дотошной. В 1883 году была
принята Парижская
конвенция об охране
промышленной собственности, которая
уже законодательно выделила товарные
знаки из общего понятия клейм и наделила
их правовыми гарантиями. На базе этой
конвенции соответствующий закон в России
издан в 1896 году. Свидетельства на товарный
знак выдавал Департамент торговли и мануфактур
Министерства финансов за приличную пошлину.
Охранное свидетельство было действительно
от одного года до десяти лет. Далее требовалась
перерегистрация. Такое ужесточение порядка
вызвало к жизни частные патентные бюро,
которые готовили документы для представления
в Департамент и проверяли правомерность
поступивших заявок и эскизов на неповторимость
облика товарного знака.
Существенной составляющей фабричных
марок и торговых знаков этого периода
явилось обилие медалей и оттисков государственного
герба. Так фиксировались премиальные
места, полученные на международных и
всероссийских выставках товаров и лучше
иных рекламных придумок свидетельствовавшие
о качестве предлагаемой продукции. Подобные
свидетельства наград за качество продукции
часто (но не всегда) вводились в числоэлементов
«бренда» и, как
правило, были во всем блеске представлены
на этикетках и упаковках. […]
Развитие упаковок различных товаров
эволюционирует от преимущественно предохранительных,
жестко утилитарных к обретению разнообразных
рекламных и эстетических функций. И в
этой роли упаковка в ряде случаев (но
не всегда) может выступать видом фабричной
марки или торгового знака. В России одним
из первых подобную миссию в XVIII веке приняли
на себя аптекарские коробки. Эта их роль
подтверждалась следующими признаками:
стандартной величиной применительно
к типам препаратов, обозначением торговой
марки или ее прообраза на поверхности
и краткой рекламной сентенцией. Затем
рекламную упаковку, снабженную логотипом
фирмы, широко использовали производители
дорогих кондитерских изделий.
Особенно усовершенствовалось производство
упаковочной продукции в России в середине
XIX века. Оно внедрилось в производство
бутылочной тары. В "Положении о стеклянной
посуде" 1852 года говорилось: «Заводчик
должен в удобном для
него месте ставить
клеймо, в котором означать
свое имя и фамилию,
хотя бы начальными
буквами, местонахождение
завода и год выделки». Этот текст цитирует
в своей статье «О старой бутылке замолвите
слово» исследователь С. И. Чередниченко.
И продолжает: «Так
фирма «Кармеев, Горшанов
и К» ставила клеймо
на стеклянных бутылках
в виде букв «К» и «Г»,
завод «Калинкин», помимо
товарного знака в виде
земного шара, давал
еще и выпуклую рельефную
надпись «Калинкин».
Нередко бутылка несла
на себе и рельефное
изображение полученных
на выставках и ярмарках
наград».
Весьма изысканно ёмкости для напитков
и парфюмерии, коробки для кондитерских
изделий стали выглядеть на исходе XIX века.
Появляются фигурные флаконы в виде, например,
бюста генерала Скобелева, с пробкой -
портретом императрицы Марии Федоровны.
В 80-е годы в России налажено производство
металлических коробок для упаковки. Их
богатые рекламные возможности определило
изобретение металлохромии, т.е. цветного
тиснения но жести. Этим немедленно воспользовались
кондитерские фабрики и чаеторговцы. В
начале XX века в русских столицах насчитывалось
около десятка специализированных заведений
по производству упаковки».