Контрольная работа по «Морфология растений»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 22:37, контрольная работа

Краткое описание

Растения каких жизненных форм растут естественно или культурно в районе вашего места жительства или работы? Назовите по 2-3 известных вам вида растений каждой из указанных жизненных форм.

Файлы: 1 файл

ботаника.docx

— 2.93 Мб (Скачать)

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия

имени С. М. Кирова.

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра ботаники.

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Морфология растений»

студента 1 курса ЛХФ з/о

группа № 1

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014-2015

 

Ботаника. Морфология растений.

Общие вопросы.

  1. Растения каких жизненных форм растут естественно или культурно в районе вашего места жительства или работы? Назовите по 2-3 известных вам вида растений каждой из указанных жизненных форм.

Естественно.

Древесные: береза, клен, ель, сосна.

Полудревесные: сирень, шиповник, малина обыкновенная.

Травы: подорожник, одуванчик, сныть.

Культурно.

Древесные: яблоня,слива.

Полудревесные: смородина, крыжовник.

Травы: укроп,петрушка,щавель.

 

  1. Назовите, какие из произрастающих в районе вашего места жительства растений подлежат охране и как это осуществляется в жизни. Проведение каких мероприятий по охране и рациональному использованию растений и растительности в районе вашего жительства или работы вы считаете первоочередными.

     Плауны:

полушник колючеспоровый, полушник озерный, плауночек затопляемый

Папоротниковые:

гроздовник ромашколистный

Цветковые:

частуха злаковидная, лук угловатый, крестовник болотный, воробейник лекарственный, колокольчик жестковолосистый, жимолость голубая, гвоздика песчаная, дерен шведский, осока Макензи, росянка промежуточная, горечавка крестовидная, каулиния тончайшая, заразиха бледноцветковая.

Сохранение существующих видов растений, предотвращение их исчезновения в результате деятельности человека. Защита природной среды от загрязнения. Красная книга — перечень редких и исчезающих видов, программа практических мер по их спасению. Создаются заказники, ботанические сады, заповедники.

По моему мнению самым эффективным и первоочередным методом должно быть восстановление численности растений. После охрана исчезающих и редких растений в нашей местности, организация заповедников и выращивание в ботанических садах. Так как о законодательных запретах практически никто не знает. Возможно помогла бы еще социальная реклама, которая бы рассказывала об исчезающих видах и обращалась к совести и ответственности каждого гражданина.

Вариант №3

    1. Вегетативные и репродуктивные органы растений, их функции и особенности морфологического строения.

Вегетативные органы – это органы, обеспечивающие основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, защиту и вегетативное размножение). Это — корни, стебли, листья, почки.

Корень. Одни из основных вегетативных органов высших растений. Первичный корень, сформировавшийся во время развития зародыша, при прорастании у некоторых растений навсегда остается самым длинным и самым заметным в корневой системе. Он превращается в главный корень, от которого отрастают боковые. Главные задачи, которые он выполняет - поглощение воды и минеральных солей из почвы, передача их надземным органам, а также закрепление в почве самого растения. У некоторых растений корень служит вместилищем запасных питательных веществ. У корнеотпрысковых растений при помощи корней осуществляется вегетативное размножение.

Различают 3 вида корней:

  • главный корень развивается из корешка семени
  • придаточные – от побега (стебля, листьев),
  • боковые – от главного и придаточных.

Побег - надземный орган растения, возникший как приспособление к жизни в воздушной среде суши. Побег состоит из стебля, листьев и/или почек. Стебель приспособлен к передвижению веществ по растению и к удержанию листьев и выносу их к свету, выполняет опорную функцию. Листья выполняют важнейшую функцию фотосинтеза, транспирации и газообмена. Благодаря почкам, побег может ветвиться и создавать систему побегов, увеличивая площадь питания растений. 

 

 

Репродуктивные органы – это органы, обеспечивающие половое размножение (цветки, плоды, семена)

      1. Цветок -  это видоизмененный укороченный побег с ограниченным ростом, предназначенный для полового размножения. Поскольку цветок – это видоизмененный побег, у него различают части, имеющие стеблевое и листовое происхождение. Цветоложе и цветоножка – это видоизмененный стебель, все остальное- видоизмененные листья.

Главные части цветка – это пестик (женская часть цветка) и тычинка (мужская часть цветка).  В пестике различают рыльце, столбик, завязь. Внутри завязи расположены семязачатки, от которых образуются семена. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, где созревают споры.

Остальные части цветка:

  • Венчик – состоит из лепестков, служит для привлечения опылителей.
  • Чашечка – состоит из чашелистиков, защищает все части цветка в стадии бутона.
  • Цветоложе – укороченная стеблевая часть цветка. На ней располагаются все остальные части цветка.
  • Цветоножка – это междоузлие под цветком. Цветки, лишенные цветоножки, называются сидячими.

        

Венчик и чашечка образуют околоцветник. Околоцветник выполняет функцию защиты главных частей цветка – пестиков и тычинок, функцию привлечения опылителей. Различают простой и двойной околоцветники.

По наличию пестиков и тычинок различают цветки:

  • обоеполые - имеется и пестик и тычинка (их свыше 70%).
  • раздельнополые цветки – имеют или пестик, или тычинку. Если имеется только пестик, цветок называется пестичным (женским), если есть только тычинки – тычиночным (мужским).

В зависимости от нахождения однополых цветков на растениях различают:

  • однодомные растения – растения, у которых на одних и тех же экземплярах располагаются и женские, и мужские цветки (огурец, кукуруза, дуб);
  • двудомные растения – растения, у которых на одних экземплярах располагаются женские, а на других – мужские цветки (крапива двудомная, ива, тополь, конопля, облепиха и др.).

 

 

    1.  Соцветия – это группы цветков, расположенные в определенном порядке.

Функции соцветий – собираясь вместе, мелкие цветки становятся заметными для опылителей

    1. Плод –это генеративный орган покрытосеменных растений, внутри которого образуются семена.

Функции плода: формирование, защита и распространение семян.

Плоды характерны только для цветковых растений. Плод образуется из цветка после оплодотворения. Главную роль в образовании плода играет пестик. Нижняя часть пестика – завязь, содержащая семязачатки, разрастается и превращается в плод.

Плод состоит из околоплодника и семян, число которых соответствует числу семязачатков. Иногда в образовании плода принимают участие и другие части цветка (цветоложе, тычинки, околоцветник).

    1. Семя – это орган полового размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий жизни у семенных растений, развивающийся обычно после оплодотворения из семязачатка. Типичное семя состоит из покровов (семенной кожуры), зародыша и питательной ткани.

 

    1. Что такое метаморфоз органов? Возможные метаморфозы корня с примерами.

Метаморфоз — глубокое преобразование строения организма (или отдельных его органов), происходящее в ходе индивидуального развития (онтогенеза).

 

Метаморфозы корня.

  1. Корнеплод формируется из главного корня благодаря отложению в нём большого количества питательных веществ. Корнеплоды образуются главным образом в условиях культурного возделывания растений. Они имеются у свёклы, моркови, редьки и др. В корнеплоде различают: а) головку, несущую розетку листьев; б) шейку – среднюю часть; в) собственно корень, от которого отходят боковые корни.
  2. Корневые клубни, или корневые шишки, представляют собой мясистые уплотнения боковых, а также придаточных корней. Иногда они достигают очень большой величины и являются вместилищем запасных веществ, по преимуществу углеводов. В корневых клубнях чистяка, орхидей, запасным веществом служит крахмал. В придаточных корнях георгины, превратившихся в корневые клубни, накапливается инулин.

Из возделываемых растений следует назвать батат, из семейства вьюнковые. Его корневые клубни достигают обычно 2 - 3 кг, но могут быть больше. Культивируется в субтропических и тропических районах для получения крахмала и сахара.

  1. Воздушные корни образуются у некоторых тропических растений. Они развиваются как придаточные из стеблей, имеют бурый цвет и свободно повисают в воздухе. Характеризуются способностью поглощать атмосферную влагу. Их можно видеть у орхидей.
  2. Цепляющиеся корни, при помощи которых слабые стебли лиан поднимаются вверх по стволам деревьев, по стенам, откосам. Подобные придаточные корни, врастающие в щели, хорошо закрепляют растение и дают ему возможность подниматься на большую высоту. К группе таких лиан относится плющ.
  3. Дыхательные корни. У болотных растений, к обычным корням которых доступ воздуха сильно затруднён, вырастают специальные корни, направленные из земли вверх. Они находятся над водой и получают воздух из атмосферы. Дыхательные корни имеются у болотного кипариса.
  4. Ложные корни – присоски. Характерны для растений – паразитов (повилики, заразихи). Корни внедряются в ткани растения – хозяина и всасывают органические вещества.

 

    1. Цветок, происхождение и функции частей цветка. Чем отличаются апокарпные и ценокарпные плоды? Приведите примеры.

Цветок — это видоизмененный укороченный побег, все части которого приспособились для образования плодов и семян. Ось цветка называют цветоножкой, верхняя расширенная часть ее образует цветоложе, к которому прикрепляются все другие элементы цветка. Наружными элементами цветка являются чашелистики. Совокупность чашелистиков — это чашечка. Внутри чашечки располагается венчик цветка, образованный лепестками.

 И чашечка, и лепестки могут быть свободными (яблоня, вишня, груша) или сросшимися (колокольчик, тыква, картофель). Чашечку и венчик вместе называют околоцветником. Он выполняет двойную функцию: защищает тычинки и пестики; привлекает насекомых-опылителей.

Околоцветник бывает двойным, если он состоит из чашечки и венчика (яблоня, груша, колокольчик, картофель), и простым, если представлен или венчиком (тюльпан), или чашечкой (свекла).

Каждая тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором формируется пыльца (пыльцевые зерна). Пыльцевые мешки являются микроспорангиями, в которых формируются споры. Здесь же в спорангиях споры прорастают, образуя мужские гаметофиты (пыльцевые зерна) с мужскими гаметами — спермиями.

Пестик имеет три части: завязь, столбик и рыльце.

Столбик может отсутствовать, и тогда рыльце называют сидячим (у мака). В завязи расположены семязачатки, содержащие женские гаметы (яйцеклетки).

Семязачатки представляют собой мегаспорангии, в которых формируются мегаспоры. В семязачатке мегаспора прорастает и образует женский гаметофит с женской гаметой — яйцеклеткой. Женский гаметофит у покрытосеменных более редуцирован,чем у голосеменных, и представлен обычно семью клетками. Если у цветка есть и пестики и тычинки, он называется обоеполым, так как имеет женские и мужские гаметы (яблоня, розы, лилия). Некоторые цветки имеют только пестики — их называют пестичными (женскими), или только тычинки, тогда их называют тычиночными, или мужскими. 

     Плоды делят на апокарпные плоды, состоящие из несросшихся между собой плодиков, и ценокарпные плоды, у которых плодики, соответственно, срастаются.

Апокарпные плоды

 

1 сочная однолистовка (воронец); 2-3 многокостянка (2 малина, 3 ежевика); 4-6 однокостянка (4 персик, 5 слива,6 вишня); синкарпные плоды: 7-9 померанец (7 апельсин, 8 лимон, 9 мандарин); 10 гранатина; 11 верхняя синкарпная костянка (крушина); 12 яблоко (рябина).

Костянка – плод, состоящий из мясистого и обычно сочного среднего слоя околоплодника, внутреннего деревянистого слоя, окружающего семя (косточки), и тонкого кожистого наружного слоя. Наружный слой также может быть сухим (миндаль) или волокнистым (кокос). Обычно костянка состоит из одного семени и околоплодника – однокостянка (слива, вишня, абрикос, персики др. розоцветные, ежеголовник). Исключение составляют некоторые культурные сорта (например, персика), содержащие несколько косточек.

Сросшиеся вместе костянки образуют сложную костянку, или многокостянку (малина, ежевика, костяника, лабазник). Плод грецкого ореха называют ложная костянка.

Боб – сухой, продолговатый, много- или односемянной плод, при созревании раскрывается сверху вниз двумя створками по брюшному шву и спинной складке. Семена в бобе прикреплены к стенкам плода. Бобы наиболее характерны для семейства бобовых и др. (горох, люпин, люцерна, чина, клевер, мимоза, акация и пр.).

 Орешек – сухой, односемянной, нераскрывающийся плод с кожистым или более-менее деревянистым околоплодником. Образуется из верхней завязи. (щавель, ревень, хмель, осока, крапива, горец, шалфей и др. губоцветные, незабудка и др. бурачниковые). Плод, состоящий из нескольких орешков, называют многоорешек. 
Особые типы многоорешка – земляника, или земляничина (фрага) и цинарродий. У земляники орешки располагаются на поверхности разрастающегося мясистого и сочного цветоложа (клубника, земляника). У цинарродия орешки расположены на внутренней поверхности разросшегося цветоложа, вогнутом при созревании (роза). Цинародий и землянику часто называют ложной ягодой или ложным плодом, так как в их образовании участвует не только завязь, но и другие части цветка.

Информация о работе Контрольная работа по «Морфология растений»