Защита населения в черезвычайных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:58, реферат

Краткое описание

Здесь рассмотрены такие вопросы как, классификация чрезвычайных ситуаций, Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, организация защиты от чрезвычайных происшествий, правила поведения и действия населения в чрезвычайных ситуациях.

Файлы: 1 файл

Защита населения в чрезвычайных ситуациях1.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Основные задачи ГО:

- обучение населения способам  защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных  действий или вследствие их;

- эвакуация населения, материальных  и культурных ценностей в безопасные  районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- осуществление мероприятий по  световой и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных  работ в случае возникновения  опасностей для населения при  ведении военных действий или  вследствие их;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникающими  при ведении боевых действий  или вследствие их;

- обнаружение и обозначение  районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и  иному заражению;

- обеззараживание населения, техники,  зданий, территорий и другие необходимые  мероприятия;

- восстановление и поддержание  порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их;

- восстановление функционирования  необходимых коммунальных служб  в военное время;

- срочное захоронение трупов  в военное время;

- разработка и осуществление  мер, направленных на сохранение  объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;

- обеспечение постоянной готовности  сил и средств ГО.

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному  принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается  в организации ГО на территориях  республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному  делению Российской Федерации.

Производственный принцип состоит  из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО Российской Федерации  осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:

- руководит организацией и ведением ГО;

- издает нормативные правовые  акты и организует разработку  проектов федеральных законов  в области ГО;

- определяет порядок отнесения  территорий к группам по ГО  в зависимости от численности  проживающего на них населения  и числа организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения;

- устанавливает порядок создания  убежищ и иных объектов ГО, а также порядок накопления, хранения  и использования в целях ГО  запасов материально-технических,  продовольственных, медицинских и иных средств.

За руководство ГО в республиках, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие  руководители органов исполнительной власти.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается  штатный заместитель НГО, являющийся в мирное время начальником структурного подразделения, уполномоченного на решение задач ГО, и основным организатором всех подготовительных мероприятий по ГО. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам гражданской обороны объекта.

Кроме штатного приказом НГО назначаются  заместители: по рассредоточению и  эвакуации работающего персонала  и членов их семей; по инженерно-технической  части и материально-техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих основных служебных обязанностей.

На небольших предприятиях службы ГО обычно не создаются, а их функции  выполняют структурные органы управления этих объектов.

Для непосредственного ведения работ, связанных с выполнением задач Гражданской обороны, создаются силы ГО.

Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления состояния  войны, фактического начала военных  действий или введения Президентом  РФ военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Систему управления ГО возглавляют должностные лица:

1. На федеральном уровне - Президент  РФ, начальник ГО - председатель Правительства  РФ и первый заместитель начальника  ГО - министр по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных бедствий, который является председателем межведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям.

2. В министерствах, ведомствах, учреждениях: начальник ГО - руководитель  министерства, ведомства, председатель  комиссии по чрезвычайным ситуациям  (КЧС) - заместитель руководителя министерства, ведомства;

3. В республиках, краях, областях  и т.д. начальником ГО является  руководитель исполнительного органа  государственной власти, председателем  КЧС - заместитель руководителя  исполнительного органа государственной власти.

4. На объекте экономики начальник  ГО - руководитель предприятия; председатель  КЧС - заместитель руководителя.

Начальники ГО, председатели КЧС  руководят подчиненными органами управления, всей повседневной деятельностью РСЧС и ГО, обеспечением постоянной готовности РСЧС и ГО в мирное время, а также переводом на военное положение.

Каждый уровень РСЧС имеет:

1. Координирующие органы управления.

2. Постоянно действующие органы, специально уполномоченные решать  задачи ГО, задачи в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).

3. Органы повседневного управления.

В отдельных случаях для ликвидации особо крупных ЧС (Нефтегорск) может  быть образована правительственная (государственная) комиссия.

Координирующими являются следующие  органы РСЧС:

1. На федеральном уровне - Межведомственная  комиссия по предупреждению и  ликвидации чрезвычайных ситуаций  и ведомственные комиссии по  чрезвычайным ситуациям в федеральных  органах исполнительной власти.

2. На региональном уровне, охватывающем  территории нескольких субъектов  Российской Федерации, - региональные  центры по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных  бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий .

3. На территориальном уровне, охватывающем  территорию субъекта Российской  Федерации, - комиссии по чрезвычайным  ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. На местном уровне, охватывающем  территорию района, города (района  в городе), - комиссии по чрезвычайным  ситуациям органов местного самоуправления.

5. На объектовом уровне, охватывающем  территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Войска ГО РФ, силы и средства РСЧС в полном объеме подчиняются председателю МВК - министру МЧС России, который  осуществляет руководство ими в  мирное время и по указанию Председателя Правительства РФ - непосредственное управление в военное время.

На объектах экономики создается  отдел или сектор, а при невозможности  их создания, назначается отдельный  специалист ГОЧС.

Органы повседневного управления РСЧС являются рабочими органами руководства. К ним относятся:

1. Центр управления в кризисных  ситуациях, который создан в  МЧС России и является органом  оперативного управления силами  и средствами РСЧС;

2. Оперативно-дежурные службы органов  управления ГОЧС всех уровней;

3. Дежурные диспетчерские службы  и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций и объектов.

Для эффективного функционирования РСЧС в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС устанавливается один из следующих  режимов функционирования РСЧС:

1. Режим повседневной деятельности.

2. Режим повышенной готовности  устанавливается при ухудшении  промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической  обстановки при получении прогноза возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

3. Режим чрезвычайной ситуации  устанавливается при возникновении  и во время ликвидации чрезвычайных  ситуаций.

В составе войск гражданской  обороны мирного времени (по состоянию  на 1.10.2001 г.) имеется 45 соединений, воинских частей и учреждений, дислоцированных на территории 6 регионов.

Общая штатная численность военнослужащих войск гражданской обороны составляет более 25 тысяч человек, в том числе:

Общая штатная численность гражданского персонала войск гражданской обороны составляет около 4,4 тыс. человек.

 

3. Организация защиты от чрезвычайных происшествий.

Защита  населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий, определена федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О гражданской обороне" в качестве основной задачи РСЧС и гражданской обороны, так как сохранение людских ресурсов является важнейшим условием поддержания необходимого уровня экономической и военной мощи государства.

Защита  населения от поражающих факторов - одна из главных задач гражданской обороны.

При ЧС наиболее сильно страдают важные промышленные и административные центры, где сосредоточены крупные ОЭ, узлы связи и транспорта, многочисленное население, то есть основа производительных сил.

Защита населения осуществляется проведением комплекса мероприятий, включая следующие:

1. Укрытие людей в защитных сооружениях.

2. Рассредоточение рабочих и служащих  ОЭ, продолжающих работу в городе, и эвакуация населения.

3. Применение индивидуальных и  медицинских средств защиты.

Основным  способом защиты является укрытие людей  в ЗС ГО. Однако из-за их дороговизны  обычно приходится удовлетворяться сочетанием всех способов:

- эвакуация уменьшит число людей  до величины, на которое в городе  имеется достаточное количество  мест в ЗС ГО;

- применение СИЗ даст возможность  сохранить жизнь людей в ЗС  ГО, не обеспечивающих защиту  от всех поражающих факторов.

Кроме того, проводится всеобщее обязательное обучение населения способам защиты в ЧС и оповещение населения.

Основным  способом оповещения является передача речевой информации по сетям проводного, радио- и телевещания. А перед  этим подается предупредительный сигнал «Внимание всем!» для привлечения внимания населения путем включения сирен, гудков и других сигнальных средств. По этому сигналу надо включить средства вещания и прослушать информацию о ЧС и правилах поведения в данном конкретном случае. Сигнал оповещения может быть подан штабом ГО или соответствующей диспетчерской службой по локальной системе оповещения.

Защитные сооружения ГО - это инженерные сооружения, предназначенные для  защиты населения от поражающих факторах при ЧС.

Классификация защитных сооружений:

- убежища, в том числе быстровозводимые (БВУ);

- укрытия, в том числе противорадиационные  (ПРУ);

- укрытия простейшего типа (щели, траншеи, приспособленные помещения, подземные переходы, горные выработки).

Убежища - это инженерные сооружения, обеспечивающие защиту от всех поражающих факторов.

Классификация убежищ производится по нескольким признакам.

1. По назначению:

- двойного назначения (в мирное  время они используются как  помещения хозяйственно-бытового  назначения) - убежище должно быть  готово к заполнению людьми  через 12ч;

- специальные, постоянно готовые  к приему людей и расчетов  КП.

2. По месту расположения:

- встроенные убежища размещают  под зданием с аварийным выходом  за пределы зоны возможных  завалов;

- отдельно стоящие убежища (они  автономны и строятся на удалении  от зданий за пределами зоны  вероятных завалов). Обычно строятся  без аварийных выходов.

3. По срокам строительства:

- построенные заблаговременно;

- быстровозводимые убежища (их  строят из заготовленных или  подручных материалов при угрозе  ЧП по заранее подготовленным  документам).

4. По вместимости:

- убежища малой вместимости  (до 600 человек);

- убежища средней вместимости  (от 600 до 2000 человек);

- убежища большой вместимости  (более 2000 человек: они достаточно  автономны, надежны, экономичны  и удобны в эксплуатации).

Убежище вместимостью менее чем  на 150 человек и более чем на 5000 человек строить нецелесообразно.

5. По степени защищенности от  ударной воздушной волны:

Информация о работе Защита населения в черезвычайных ситуациях