Защита населения в черезвычайных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:58, реферат

Краткое описание

Здесь рассмотрены такие вопросы как, классификация чрезвычайных ситуаций, Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, организация защиты от чрезвычайных происшествий, правила поведения и действия населения в чрезвычайных ситуациях.

Файлы: 1 файл

Защита населения в чрезвычайных ситуациях1.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

 

 

Введение

 

Наряду с позитивными явлениями  научно-технический  прогресс принес человечеству ряд негативных:

– истощение природных ресурсов;

– загрязнение литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы;

– усиление техногенной, природной  и экологической опасности.

 Необходимо отметить, что в  последнее время увеличивается потенциальная опасность техногенных чрезвычайных ситуаций, а также загрязнения биосферы из-за физического износа оборудования во всех отраслях народного хозяйства. В этой связи актуальной становится задача по защите населения в чрезвычайных ситуациях, подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, приобретение соответствующих знаний и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация ЧС

 

     В мировой практике их делят  на ЧС:

• природного;

• природно-антропогенного;

• антропогенного происхождения.

     ЧС классифицируются по четырем основным признакам:

1. Сфера  возникновения. 

2. Скорость  распространения. 

3. Ведомственная  принадлежность.

4. Масштабам  последствий. 

 

По масштабам последствий  ЧС делят:

на локальные, местные, региональные, республиканские

(государственные) и трансграничные.

 

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более одной тысячи минимальных заработных плат на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой  не выходит за

пределы территории объекта производственного или социального назначения.

 

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше одной тысячи, но не более пяти тысяч минимальных заработных плат на день возникновения чрезвычайной

ситуации и зона которой не выходит за  пределы  населенного  пункта, города, района.

 

К региональной относится чрезвычайная  ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше пяти тысяч, но не более 0,5 миллиона минимальных заработных плат на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона, которой не выходит за пределы области.

 

К  республиканской (государственной) относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона минимальных заработных плат на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой выходит за пределы более чем двух областей.

 

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

 

 

По сфере возникновения  ЧС делят на:

– природные;

– техногенные;

– биолого-социальные;

– экологические;

– социальные.

 

 

Природные чрезвычайные ситуации

Источник природы ЧС – процессы и явления в неживой  природе.

 Они подразделяются на:

геологические

  • оползни, обвал, эрозия почв, просадка земной поверхности;

геофизические

  • землетрясения, извержения вулканов;

метеорологические

  • бури, ураганы, смерчи, шквалы, вертикальные вихри;
  • дождь с количеством осадков 50 мм и более в течение 12 часов и

             менее или суммарно 150 мм и в течение 2 – 3 суток;

  • сильный снегопад – количество осадков 20 см и более за 12 часов и

             менее;

  • гроза, крупный град диаметром более 20 мм;
  • сильная метель – в течение 12 часов и скорость ветра 15 м/сек и

             более;

  • сильный гололед – диаметр отложений на проводах 20 мм и более;
  • сильный мороз – температура – 38 Сº и ниже;
  • сильная жара – температура + 38 Сº и выше;
  • заморозки – температура 0 Сº и ниже в июле – августе, приводящие к гибели сельскохозяйственной продукции, не менее, чем на 1/3 территории административного района;
  • засуха – сочетание высоких температур и дефицита осадков, снижение урожая или его гибель не менее, чем на 1/3 территории района;
  • суховей – температура воздуха + 25 Сº и более при скорости ветра более 5 м/сек и низкой влажности;
  • сильный туман – видимость менее 100 м;

гидрологические

  • наводнение, паводок, заторы, зажоры, нагоны, сель, снежные лавины, половодье;
  • морские природные явления

       волнение, тропический циклон, цунами, сложная ледовая обстановка, изменения           уровня моря;

  • природные пожары

            лесные, торфяные, степные, полевые, тундровые;

  • космические явления 

             падание на землю космических тел, опасные космические излучения и т.д.;

гелиофизические явления 

  • нарушение условий распространения радиоволн и т. д.; 9
  • массовые заболевания

            эпидемия, эпизоотия, эпифитотия.

 

Техногенные чрезвычайные ситуации

• транспортные аварии и катастрофы (железнодорожный,  надводный, авиационный, автомобильный транспорт, метро, газо и нефтепроводы, линии электропередач);

• пожары и взрывы на объектах хозяйствования;

• аварии и катастрофы на объектах с выбросом вредных веществ;

• аварии и катастрофы на коммунальных системах жизнеобеспечения;

• аварии и катастрофы на очистных сооружениях;

• гидродинамические аварии и катастрофы (прорыв плотин, дамб);

• обрушение зданий и сооружений;

• аварии на электросистемах. 

 

Экологические чрезвычайные ситуации

(антропогенного происхождения) 

• эрозия, заболачивание, засоление, опустынивание почв, загрязнение пестицидами, радионуклидами;

• загрязнение воздуха вредными и ядовитыми веществами, недостаток кислорода, высокий уровень шумов, кислотные дожди;

• нехватка пресной воды, обмеление  водоемов и высыхание озер,

малых рек;

• исчезновение отдельных видов  флоры и фауны.

 

Биолого-социальные чрезвычайные ситуации

• массовые инфекционные и другие заболевания людей и животных;

• массовые поражения сельскохозяйственных растений болезнями 

и вредителями.

 

Социальные чрезвычайные ситуации

Войны, конфликты, голод, диверсии, террористические акты, масштабные забастовки, создание криминальной обстановки.

По скорости распространения ЧС подразделяются на:

– внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии);

– быстро возникающие (выброс газа, пожары, гидродинамические аварии  10

    с образованием волн прорыва, аварии на железнодорожном транспорте с

     выбросом сильнодействующих ядовитых веществ);

– умеренные (извержение вулканов, половодье, выброс радиоактивных 

     веществ);

– медленно распространяющиеся (засухи, эпидемии, аварии на очистных

    сооружениях, экологические изменения).

   

 

 

 

Ведомственная принадлежность ЧС обусловлена той отраслью

народного хозяйства, где  она случилась:

– в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

– в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлической,

машиностроительной, горнодобывающей  и т. д.);

– в коммунально-бытовой сфере (водопроводно-канализирующих системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

– на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);

– в сельском и лесном хозяйстве.

Эта классификация условна. Одни ЧС порождают другие. На практике чаще всего возникают комбинированные ЧС, развивающиеся по катастрофическому сценарию.

 

 

 

 

 

 

Катастрофы различают  по сфере возникновения:

• природные;

• техногенные;

• биолого-социальные;

• экологические;

• социальные.

 

Катастрофы различают  по характеру развития:

• функциональные;

• эволюционные.

 

Катастрофы различают  по ведомственной принадлежности:

аварии в строительстве, промышленности, сфере обслуживания населения, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, транспорте.

Очаги ЧС классифицируют по видам медицинских последствий:

• травматический;

• химический;

• радиационный;

• инфекционный (эпидемический);

• комбинированы

 

 

2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных  бедствий, аварий и катастроф, которые  уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время  разрушают все, что создавалось  годами, десятилетиями и даже веками.

До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения.

В середине 80-х и начале 90-х годов  на фоне мирной обстановки боевыми  выглядели потери при авариях, катастрофах  и стихийных бедствиях. Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение  в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф вскрыли серьезные недостатки этой системы. Нужны были кардинальные преобразования в области ликвидации чрезвычайных ситуаций.

С учетом этого Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей.

Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

Основные задачи РСЧС:

- обеспечение готовности к действиям  органов управления, сил и средств,  предназначенных для предупреждения  и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка, обмен и выдача  информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

- подготовка населения к действиям  при ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических  последствий ЧС;

- создание резервов финансовых  и материальных ресурсов для  ликвидации ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

- ликвидация ЧС;

- осуществление мероприятий по  социальной защите населения,  пострадавшего от ЧС, проведение  гуманитарных акций.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

- федеральный, охватывающий всю  территорию Российской Федерации;

- региональный, охватывающий территорию  нескольких субъектов Российской  Федерации;

- территориальный, охватывающий  территорию субъекта Российской Федерации;

- местный, охватывающий территорию  района (города, населенного пункта);

- объектовый, охватывающий территорию  объекта.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются  в субъектах Российской Федерации  для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются  федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики. Таких подсистем насчитывается более трех десятков.

Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Проблема защиты населения и  объектов на территории страны от опасностей, возникающих при ведении войны и вследствие военных действий, издавна является актуальной проблемой человечества. Для их решения непосредственно предназначены силы гражданской обороны, относящейся к числу стратегических факторов обеспечения национальной безопасности и жизнедеятельности государства. Исторически сложилось, что в России важной частью сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) являются войска гражданской обороны.

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их.

Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны. Она осуществляется по территориально-производственному принципу.

Информация о работе Защита населения в черезвычайных ситуациях