Устойчивое развитие и безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:23, реферат

Краткое описание

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), на которой было принято историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение глав правительств и лидеров 179 стран, собравшихся на ЮНСЕД, было обусловлено стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемой на основе анализа ее динамики глобальной катастрофой, которая может разразиться уже в XXI в. и привести к гибели всего живого на планете.

Файлы: 1 файл

Реферат БЖД.docx

— 32.44 Кб (Скачать)

В переходе к устойчивому  развитию Россия имеет ряд особенностей (в первую очередь имеются в  виду высокий интеллектуальный потенциал  и наличие мало затронутых хозяйственной  деятельностью территорий, составляющих более 60 % всей территории страны), благодаря  которым она может сыграть  роль лидера в переходе к новой  цивилизационной модели развития. В  настоящее время важно выйти  из системного кризиса, обрести относительно стабильное и безопасное состояние, из которого можно наименее болезненно начать переход на траекторию устойчивого развития.

Как уже отмечалось, глубинная суть устойчивого развития заключается в сохранении и цивилизации, и биосферы. Представляется целесообразным особое внимание обратить на связь  идей устойчивого развития и становления  ноосферы. Ноосферная ориентация устойчивого  развития выдвигает на первое место  интеллектуально-духовные и рационально-информационные факторы и ресурсы, которые в  отличие от материально-вещественных и природных ресурсов и факторов безграничны и создают основу для выживания и непрерывно долгого  развития цивилизации. Именно поэтому  в заключительной части Концепции  перехода Российской Федерации к  устойчивому развитию речь идет о  ноосфере как целевой ориентации устойчивого развития, таком этапе  развития цивилизации, когда критерием  индивидуального и национального  богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Недавно об этом напомнил Президент РФ В.В.Путин на состоявшемся 15 ноября 2000 г. деловом саммите стран  АТЭС “Бизнес и глобализация”, отметив, что на фундаменте учения о ноосфере фактически строится сегодня концепция  устойчивого развития. Сделать такое  напоминание уместно и здесь - чтобы подчеркнуть, что идея устойчивого  развития, довольно часто выдаваемая за сугубо западную, имеет российские корни, и обратить внимание на уже  выявленную специфику перехода России к устойчивому развитию.

Это важно и потому, что государственная стратегия  должна содержать не только общие  рекомендации относительно последующего развертывания хозяйственной, организационно-управленческой и иной практической деятельности, - она должна также стать мировоззренческим  ориентиром для всего XXI в. и даже для всего III тысячелетия. Именно в  этом веке и тысячелетии должно разрешиться  противоречие между старой моделью  цивилизационного развития (т.е. неустойчивого  развития) и пока только теоретически декларируемой моделью устойчивого  развития, которой, на наш взгляд, надо придать ноосферную ориентацию. В  зависимости от этого XXI в. станет либо веком глобальной антропоэкологической катастрофы, либо веком выживания  и устойчивого развития цивилизации.

Специфика перехода России к устойчивому развитию помимо сказанного выше о необходимости  его ноосферной ориентации связана  с тем, что этот переход по историческим масштабам времени совпадает  с переходом к рыночным отношениям и демократии. Важно, чтобы дальнейшие реформы и государственные решения  ориентировались на стратегию устойчивого  развития страны, а не на модернизационные рецепты сторонников движения по модели неустойчивого развития. Если стратегия устойчивого развития окажется в фокусе формируемой сейчас национальной идеи, Россия обретает шанс уйти от модернизационно-догоняющих преобразований, уводящих на периферию мирового развития, мы сможем перейти к опережающим  и сбалансированным действиям путем  принятия комплексных решений в  духе новой цивилизационной парадигмы.

Еще одна важная концептуальная идея связана с актуальной необходимостью сопряжения концепции перехода к  устойчивому развитию с концепцией национальной безопасности. Налицо противоречие между уже разработанными концепциями  безопасности (в том числе и  в новых редакциях) и Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию. Это обусловлено в основном тем, что обеспечение безопасности до их пор мыслилось в рамках старой модели, т.е. модели неустойчивого развития. В соответствии с таким мировоззренческим  принципом принятие государственных  решений носит несистемный, в  основном ведомственный характер. В  существующей практике принятия государственных  решений имеется противоречие, которое  необходимо разрешить, с тем чтобы  существенно повысить их эффективность. Это противоречие заключается в  том, что государственные решения  принимаются, как правило, без учета  обеспечения безопасности их реализации, а уже потом принимаются решения  Советом безопасности в его области  компетенции.

Приведем характерный  пример подобной процедуры принятия решений. Правительство РФ обсуждает  и принимает Государственную  стратегию социально-экономического развития страны до 2010 г., и только спустя почти год начинается разработка новой редакции Государственной  стратегии экономической безопасности Российской Федерации, которая должна быть завершена к середине 2002 г. (и  рассчитана на те же сроки).

Как правило, важные государственные решения, принимаются  без учета обеспечения безопасности и в других сферах, и это обусловлено  прежде всего неадекватным представлением о роли и месте безопасности в  процессах развития. Чаще всего безопасность понимается как особая область деятельности, которая как бы дополняет основной вид деятельности, защищает его от внешних либо внутренних угроз и  опасностей. В определенной степени  подобное понимание безопасности как  состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства (объекта безопасности) от внутренних и внешних угроз правомерно и  даже отражено в федеральном законе “О безопасности” (1992 г.). Вместе с тем  если обеспечение безопасности мыслить  как защиту основной деятельности, то происходит раздвоение деятельности на созидательную и дополнительную, связанную с обеспечением безопасности. К тому же в рамках модели неустойчивого  развития безопасность можно обеспечить лишь временно и на самом минимальном  уровне.

Вот почему идея реализовать  обеспечение безопасности через  развитие [7] оказывается наиболее плодотворной для решения проблемы безопасности. В этом случае раздвоение деятельности исчезает, основная созидательная деятельность и обеспечение безопасности совпадают, поскольку модель устойчивого развития оказывается одновременно и моделью  безопасного развития. Если мы принимаем  принцип обеспечения безопасности через развитие, то это однозначно приводит к обеспечению безопасности именно через устойчивое развитие, и иной модели развития, где могла  бы быть гарантирована безопасность, причем на длительное время, просто не существует.

ЮНСЕД связала развитие с охраной окружающей среды, а  мы сейчас должны выйти на более  широкую концепцию, связав развитие с безопасностью во всех сферах. Это означает, что сказанное выше относится не только к проблеме экологической безопасности, которой в обсуждаемом проекте стратегии отведено основное место, но и ко всем видам социально- экономической и иной деятельности, особенно если принимаются решения на государственном уровне (ведь государство как раз и является основным субъектом обеспечения безопасности личности, общества и самого государства). Таким образом, речь идет об одновременном обеспечении экономической эффективности и экономической безопасности, социальной справедливости и социальной безопасности, экологической безопасности и коэволюционного развития.

Ведь особенностью перехода каждого суверенного государства  является реализация им своих национальных интересов (в том числе в плане  обеспечения безопасности), а теперь также - одновременная по историческим масштабам ориентация на переход  к устойчивому развитию. Совершенно очевидно, что разрешение этого противоречия связано с тем, что обеспечение  безопасности должно все в большей  степени осуществляться через развитие и все в меньшей - через защиту, что вынуждает найти консенсус  между новым мировоззрением, соответствующим  идее устойчивого развития, и мировоззрением, на котором до сих пор основывалось обеспечение безопасности любого государства  через защиту.

Именно поэтому  реальный переход к устойчивому  развитию начнется только тогда, когда  на уровне государственного управления решения по обеспечению безопасности станут приниматься одновременно с  решениями по основным видам деятельности. Устойчивое развитие - это не только системное единство экономических, социальных и экологических видов  и аспектов деятельности, но и имманентная  взаимосвязь развития и безопасности, это обеспечение безопасности через  развитие и развитие через обеспечение  безопасности.

В свете сказанного важно во всех разделах проекта обсуждаемой  стратегии связать переход к  устойчивому развитию с обеспечением национальной и других видов безопасности (как это сделано в отношении  экологии и процесса экологизации). Это важно прежде всего для  того, чтобы не поступили “как всегда”  и, приняв стратегию, через некоторое  время не стали разрабатывать  стратегию ее защиты, т.е. ее безопасной реализации.

В настоящее время  во всех странах мира, и в том  числе, как уже отмечалось, в России, обеспечение безопасности мыслится и реализуется в соответствии с моделью неустойчивого развития. Такая традиционная ориентация в  области безопасности сталкивается со все большими трудностями и  в принципе бесперспективна, несмотря на все возрастающие финансовые и  административно-организационные ресурсы, вкладываемые в это направление  человеческой деятельности. Важно концептуально-мировоззренчески осознать неэффективность традиционного  подхода к обеспечению безопасности во всех видах деятельности и для  всех объектов (для человечества, биосферы, государства, личности и социума) и  разработать новый теоретико-методологический подход к решению этой жизненно важной проблемы.

Переход к устойчивому  развитию предполагает обеспечение  безопасности во всех отношениях, а  всеобщая безопасность, как уже отмечалось, также реализуется на пути устойчивого  развития. Столь тесная взаимосвязь  всеобщей (и глобальной) безопасности страны и мирового сообщества и устойчивого развития и определяет особенности дальнейшего человеческого существования. В качестве методологической основы подобного видения должны использоваться все средства исследования будущего, включая прогностические, футурологические, системные, ноосферные и другие подходы, определяющие специфику проблемы безопасности.

Безопасность - это  некоторый инвариант существования  и развития, который характерен для  любой модели развития цивилизации. Даже в рамках модели неустойчивого  развития необходимо добиться определенного  уровня стабильности и безопасности, для того чтобы можно было осуществлять переход к стратегии устойчивого  развития. В годовом докладе о  работе ООН за 1999 г. “Предотвращение  войн и бедствий: глобальный вызов  растущих масштабов” Генеральный секретарь  ООН отметил, что “справедливое  и устойчивое развитие является одним  из необходимых условий обеспечения  безопасности, однако обеспечение минимальных  стандартов безопасности, в свою очередь, является одной из предпосылок развития. Стремление решить одну задачу в отрыве от другой не имеет большого смысла” [8].

Вот почему существуют принципы обеспечения безопасности, которые специфичны для модели неустойчивого  развития и для модели устойчивого  развития. Существуют также принципы, общие для обоих моделей. Так, например, основные принципы обеспечения  безопасности, упомянутые в федеральном  законе “О безопасности”, характерны как для традиционно понимаемой модели развития, так и для модели устойчивого развития. Среди них - законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность  личности, общества и государства  в отношении обеспечения безопасности, интеграция с международными системами  безопасности.

Выделение этих принципов  диктовалось переходом от прежнего, советского, типа общества и государства  к демократическому и правовому. Теперь же в свете концепции обеспечения  безопасности через устойчивое развитие требуется выделение новых основных принципов.

Как уже неоднократно отмечалось, в рамках новой стратегии  безопасность и развитие (саморазвитие) оказались настолько взаимосвязанными, что обеспечение безопасности цивилизации  в принципе невозможно без перехода на путь устойчивого развития. И  наоборот, устойчивое развитие, т.е. сохранение человеческой культуры и биосферы, невозможно без обеспечения их совместной безопасности. Рассмотрим далее ряд  принципов обеспечения безопасности через устойчивое развитие, на которых  мы подробно останавливались в другой работе


Информация о работе Устойчивое развитие и безопасность