Управление охраной труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:59, реферат

Краткое описание

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области.

Оглавление

1.Введение
2.Основные направления государственной политики в области охраны труда
3.Структура системы управления охраной труда в Российской федерации
4.Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда……………6
5.Функциональная подсистема управления охраной труда……………………………...7
6.Отраслевая подсистема управления охраной труда……………………………………..8
7.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в Российской Федерации….9
8.Государственная инспекция труда
9.Государственная экспертиза условий труда
10.Общественный контроль за охраной труда
11.Заключение
12.Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

4.Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда.

  Данную  подсистему представляют Министерство труда и социального развития РФ как орган, ведающий вопросами  охраны труда, и Межведомственная комиссия по охране труда, утверждаемая Правительством РФ. Задачи и функции Минтруда России и Межведомственной комиссии в области государственного управления охраной труда предусмотрены в Положениях об этих органах, которые также утверждаются Правительством РФ.

  Основные функции Минтруда РФ изложены в Положении о Министерстве, они практически соответствуют требованиям, изложенным в ст. 210 Трудового кодекса.

  На федеральном  уровне в области условий и  охраны труда Минтруд:

  осуществляет  государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;

  разрабатывает федеральные программы улучшения  условий и охраны труда;

  представляет  в Правительство Российской Федерации  ежегодные доклады о состоянии  условий и охраны труда и мерах по их улучшению;

  разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;

  разрабатывает предложения по совершенствованию  механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий  и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  осуществляет  организационно-методическое руководство  Государственной экспертизой условий  труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда;

  организует  работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным  комитетом Российской Федерации  по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификацию работ по охране труда в организациях;

  разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

  проводит  работу по совершенствованию системы  предоставления льгот и компенсаций  работникам, занятым на тяжелых работах  и работах с вредными или опасными условиями труда;

  представляет  по согласованию с Министерством  здравоохранения Российской Федерации  предложения в Правительство  Российской Федерации о перечне  тяжелых работ и работ с  вредными или опасными условиями  труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;

  организует  обучение и проверку знаний работников в области условий и охраны труда;

  разрабатывает предложения по совершенствованию  государственного управления условиями  и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;

  Те же функции выполняют органы по труду  субъектов федерации или органы местного самоуправления, если такие  функции на них возложены. В отличие  от Министерства органы по труду ближе  к непосредственным работникам и работодателям, что и вносит основные различия.

  Кроме перечисленных  функций, все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено  право осуществлять отдельные функции  нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России.

  Основная  Задача межведомственной комиссии по охране труда – это координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда. 

5.Функциональная подсистема управления охраной труда.

  Большое количество федеральных министерств  и ведомств, так или иначе, связано с реализацией Государственных функций по управлению охраной труда в Российской федерации. Так Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда. Министерство финансов РФ участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование. Министерство здравоохранения РФ (Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны труда. Министерство промышленности, науки и технологий РФ участвует в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда. Министерство образования РФ организует обучение по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии организует разработку, принимает и вводит в действие государственные стандарты в области охраны труда, организует работу по сертификации средств индивидуальной и коллективной защиты. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие и издает нормы и правила, государственные стандарты и инструкции по обеспечению безопасности труда в области строительства. Государственный комитет РФ по статистике организует государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организациях, травматизма на производстве, профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления охраной труда статистической информацией. Фонд социального страхования РФ осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

  К функциональной подсистеме можно отнести также  ряд ведомств таких как Госгортехнадзор  или Госатомнадзор основными  функциями, которых в области  охраны труда является надзор и контроль, но в рамках этой работы они более  подробно будут рассмотрены в 3 главе. 

6.Отраслевая подсистема управления охраной труда.

  С Отказом  от централизованного административно-командного метода руководства отраслями экономики уменьшилось количество отраслевых министерств и ведомств, изменились их функции. Вместе с тем появились новые крупные корпорации, такие как РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», и др., которые по сути взяли н себя функции Министерств.

  В этих условиях изменяются функции отраслевых федеральных  органов исполнительной власти, которые в большей мере играют роль координирующего и методического центра, обеспечивающего нормальную работу служб охраны труда организаций, входящих в отрасль или корпорацию. В большинстве случаев работа отраслевых федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов идентична работе территориальных органов по труду, но существуют и некоторые специфические особенности. Так непосредственно в структуре отраслевого ведомства создаются службы охраны труда. Структуру, численность работников и функции службы охраны труда, ее подчиненность определяет руководитель отраслевого федерального органа исполнительной власти с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ. Эти службы осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях отрасли или определенной сферы деятельности, организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны труда.

  Отраслевые  ведомства при методической поддержке  Минтруда РФ:

  принимают участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

  разрабатывают, пересматривают и утверждают в установленном  порядке отраслевые нормативные  правовые акты об охране труда; участвуют  в рассмотрении проектов законов  и иных нормативных правовых актов об охране труда;

  определяют  совместно с отраслевыми профсоюзами  круг производств и профессий  отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального  риска;

  участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;

  организуют  на предприятиях отрасли или определенной сферы деятельности обучение и проверку знаний требований охраны труда работников, в т. ч. руководителей;

  изучают состояние производственного травматизма  и профессиональной заболеваемости и ежегодно направляют Министерству труда и социального развития РФ информацию о состоянии и мерах  по улучшению условий и охраны труда в отрасли, предложения  по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;

  определяют  тематику исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разрабатывают  пакет заказов по данной тематике для отраслевых научно-исследовательских организаций;

  принимают участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организуют работу отраслевых комиссий по охране труда;

  обеспечивают  взаимодействие по вопросам охраны труда  в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей;

  Таким образом, видно, что функции отраслевых ведомств существенно отличаются от функций  федеральных органов исполнительной власти, а при создании новых крупных  корпораций они также будут приобретать права и обязанности отраслевых центров. 

7.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в Российской Федерации.

  В системе  государственного управления охраной  труда в текущий момент вопросы  надзора и контроля имеют определяющее значение для создания действительно безопасных условий труда на производственных предприятиях частного сектора.

  В XXI веке в России неизбежен подъем предпринимательства, причем решающей частью предпринимательства  станет малый и средний бизнес. 
Характерной особенностью становления малого предпринимательства является то, что на начальном этапе своего развития оно отличается тяжелыми условиями труда, использованием дешевой рабочей силы, эксплуатацией физически и морально изношенного оборудования. Эту стадию развития проходят малые предприятия во всех странах, не миновала она и Россию.

  Данные, получаемые в результате проверок государственными инспекторами труда, а также результаты ежегодного мониторинга социально-трудовой сферы, проводимого Минтрудом России, свидетельствуют, что, как правило, на малых предприятиях России состояние  условий и охраны труда не отвечает действующим нормам и правилам. Уровень производственного травматизма на них выше, чем на средних и крупных. Велика доля занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, превышает уровни крупных предприятий.

  В той  или иной степени надзор за соблюдением  норм охраны труда осуществляет достаточно большое количество Государственных  органов и ведомств. Основные функции  по надзору за охраной труда в российской федерации осуществляет Федеральная инспекция труда, более подробно ее функции и структура будут рассмотрены в следующем параграфе.

  Наряду  с федеральной инспекцией труда  государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда  осуществляют:

  Федеральные надзоры России: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор  России) и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России); органы государственного надзора, входящие в систему ряда министерств Российской Федерации: Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и образующие вместе с министерствами, в систему которых они входят, единые централизованные системы органов, осуществляющих соответствующий надзор.

  Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) осуществляет нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности в пределах компетенции, установленной Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, расследует причины аварий и несчастных случаев на производстве на объектах, находящихся под контролем Госгортехнадзора России.

  Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательными актами РФ и Положением о Госатомнадзоре России.

  Министерство  внутренних дел РФ, Государственная  инспекция безопасности дорожного  движения (ГИБДД) контролирует соблюдение правил дорожного движения, а также  нормативно-правовые акты в области  обеспечения безопасности дорожного движения, разрабатывает предложения по повышению безопасности дорожного движения, участвует в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносит предложения по их совершенствованию. Предоставляет в федеральную инспекцию труда информацию, необходимую для объективного рассмотрения причин и условий конкретных дорожно-транспортных происшествий.

Информация о работе Управление охраной труда