Терроризм: определение и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:21, реферат

Краткое описание

Цель исследования - на основе анализа комплекса угроз, которые несет террористическая активность для различных сфер национальной безопасности России, исследовать достижения и недостатки сложившейся в нашей стране практики преодоления терроризма и предложить наиболее перспективные направления для дальнейшего совершенствования и развития антитеррористической политики российского государства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Терроризм: определение и формы 5
Глава 2. Классификация терроризма 9
Глава 3. Правовая база 13
Заключение 19
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 49.75 Кб (Скачать)

В нашей стране ответственность  за терроризм впервые была установлена  Федеральным законом от 1 июля 1994 года, который ввёл в действие Уголовный  кодекс Российской Федерации. До этого  в Уголовном кодексе РСФСР (1960 г.) предусматривалось наказание лишь за такие преступления как Террористический акт – статья 66 и Террористический акт против представителя иностранного государства – статья 679.

Вопрос  о том, как именно определять в  законодательстве терроризм, насколько  конкретно или обобщено, следует ли его выделять особо или остановиться на практике Европейской конвенции о борьбе с терроризмом (1977 года), перечисляющей лишь отдельные виды террористической деятельности, не устанавливая единой общей для них дефиниции, вызывает у исследователей множество споров. Этим разногласиям способствуют и достаточно противоречивые законодательные подходы к определению терроризма непосредственно УК РФ и Федерального закона «О борьбе с терроризмом» (1998 год). Следует заметить, что в толковании самого термина «терроризм» в этих двух документах наблюдаются некоторые противоречия.

Кодекс (статья 205) относит терроризм к  группе преступлений против общественной безопасности и понимает под ним  «совершение взрыва, поджога или  иных действий, создающих опасность  гибели людей, причинения значительного  имущественного ущерба либо наступления  иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти», а также угрозу «совершения указанных действий в тех же целях»10. В то же время собственно террористический акт, понимаемый в узком смысле как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, отнесен уже к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства.

Уголовный кодекс, являясь основой для вынесения  приговоров по уголовным делам, вынужден дать строгое и четкое описание преступного  деяния – его целей мотивов, способов совершения и т.д. Таким образом, в УК РФ представлена конкретная дефиниция, определяющая, какие деяния могут  быть квалифицированы как терроризм. Например, согласно УК РФ, не является актом терроризма захват заложника  – это самостоятельное преступление11.

Для сравнения, в отличие от России, в США не существует единого закона, определяющего, что есть терроризм. Так террористическими  действиями могут быть признаны убийства, совершение или попытка организации  взрыва, вооружённые ограбления, захват заложников и другие преступные деяния, в зависимости от мотивов их совершения.

В Федеральном  законе «О борьбе с терроризмом» российский законодатель также пошёл по пути выработки комплексного определения терроризма. Определение, содержащееся в Уголовном кодексе, расширено и дополнено: к терроризму отнесены посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (в УК РФ самостоятельное преступление – ст. 277) и нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, в УК РФ это ст. 360.

Помимо  этого, законодатель ввел термин «преступление  террористического характера», попытавшись  объединить террористические преступления, разведённые по разным статьям российского  Уголовного кодекса. Это сводное понятие включает преступления, предусмотренные статьями 205 (собственно терроризм), 206 (захват заложника), 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), 208 (организация незаконного вооружённого формирования или участие в нем), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля – террористический акт), и 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой) Уголовного кодекса РФ, если они совершены в террористических целях12.

Особо следует  отметить тот факт, что именно закон  «О борьбе с терроризмом» регламентирует проведение контртеррористической операции на территории Российской Федерации (глава III). Последняя, согласно российскому законодательству является единственным возможным случаем применения вооружённых сил в мирное время.

В зоне проведения контртеррористической операции вводится особый правовой режим. При этом на данной территории могут быть ограничены некоторые права и свободы. Так, может ограничиваться свобода передвижения; право частной собственности на средства, которые руководство контртеррористической операции считает использовать при её проведении (использование в случае необходимости средств связи и транспортных средств, принадлежащих гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности); неприкосновенность жилища; свобода распространения информации.

Как видно, существуют некоторые концептуальные отличия между двумя основополагающими  документами. Налицо разрозненность и  искусственное разделение преступлений террористической направленности, что существенно затрудняет практическое применение указанных норм и надлежащую квалификацию аналогичных преступных деяний.

Необходимо  отметить, что в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» имеется  ряд более глубоких и качественных формулировок. Так в нем содержится наиболее приемлемое и наиболее качественное определение понятия «терроризм» (в российской практике). Так, терроризм в нем рассматривается как «насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершённое в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений»13.

Данное  определение ещё более детализируется в разъяснении понятия «террористическая  деятельность», в качестве которой  выступают:

  1. Организация, планирование, подготовка и реализация террористической акции.
  2. Подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях.
  3. Организация незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организированной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции.
  4. Вербовка, вооружение, обучение и использование террористов.
  5. Финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.

Как замечают по данному поводу Е.Г. Ляхов и  А.В. Попов, закон перечисляет все  основные виды террористической активности в обычном смысле. Однако когда  дело дойдёт до юридического оформления соответствующих деяний, то отделять их от сходных составов преступлений будет весьма сложно.

Это основное положение, которое выдвигают противники и сторонники общего определения, - его практическая применимость и  значимость.

По мнению М.В. Назаркина, действующая формулировка статьи 205 об ответственности за терроризм содержит в себе существенный недостаток, поскольку она является весьма неопределенной, так как к терроризму можно отнести широкий круг преступлений так называемой террористической направленности – криминальные взрывы, поджоги, убийства предпринимателей и т. п. Такое положение создаёт возможность, с одной стороны, слишком расширенного, недостаточно определённого толкования терроризма. Другая сторона заключается в том, что большая часть преступных деяний, которые принято именовать проявлениями криминального терроризма, деяний, имеющих чётко выраженную террористическую направленность, не подпадает под признаки этой статьи и квалифицируется как иные составы преступления. Это во многом делает данную статью не функциональной, поскольку описываемое в ней преступление «рассредоточивается» по смежным статьям, свидетельством чего являются уголовная статистика и судебная практика.

Многие  ученые и практики уже неоднократно высказывали пожелание включить состав терроризма не в главу УК, содержащую составы преступлений против общественной безопасности, а в какую то другую, поскольку в тех случаях, когда этот состав находится среди статей о преступлениях против государства или против мира и безопасности человечества, за его основу принимаются не типичные случаи актов терроризма, а, напротив, наиболее тяжкие формы его проявления, в результате чего искажается характер и искусственно завышается степень общественной опасности тех актов терроризма, которые в действительности не были направлены ни против основ государственности, ни против международного правопорядка. Расположение состава терроризма в другой главе представляется возможным лишь тогда, когда в нем выражена специальная норма при наличии в УК общей нормы, находящейся в главе «Преступления против общественной безопасности14.

По мнению ряда исследователей, конкретный состав терроризма должен содержать совокупность следующих признаков:

  • Совершение или угроза совершения общеопасных действий;
  • Направленность этих действий на устрашение населения;
  • Наличие цели оказания влияния на принятие решения органами государственной власти, международной организацией, физическим или юридическим лицом или группой лиц.

Отсутствие  хотя бы одного из указанных признаков  должно свидетельствовать об отсутствии состава терроризма, хотя бы деяние по многим показателям и было сходно с терроризмом.

 

Заключение

Предупреждение терроризма представляет собой исключительно сложную  задачу, поскольку это явление  порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины и  должны быть объектом профилактического  вмешательства, но сделать это совсем не просто, поскольку значительная часть названных причин связана  с обладанием государственной властью  и ее захватом, распределением собственности, торжеством «своей» идеологии, изменением национальной или социальной структуры  общества и т.д. При всем этом терроризм, как отмечалось выше, неискореним, поскольку  является разновидностью извечного  и неумирающего спутника человечества - убийства. Невозможно представить  себе, чтобы когда-нибудь исчезли  с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы; невозможно представить себе, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства.

Собственно, вопрос вовсе и не стоит  о полном уничтожении терроризма в мире, особенно если иметь в  виду его самые разнообразные  проявления. Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы  не давать ему распространяться и вовремя выявлять террористическую угрозу.

Предупреждение терроризма должно осуществляться одновременно в нескольких направлениях:

1. воздействие на основные, даже глобальные явления и процессы в обществе, обладающие террористическим эффектом. Данное направление можно назвать стратегическим, и было бы естественно,если бы ему предшествовало бы долгосрочное и даже сверхдолгосрочное прогнозирование наиболее значительной террористической активности с определением их возможных субъектов;

2. выявление и предотвращение террористических актов, которые могли бы быть совершены в недалеком будущем или даже в ближайшее время. Это предполагает выявление субъектов и объектов терроризма, его причин, способов и иных обстоятельств;

3. пресечение совершающегося терроризма и террористических актов в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду. Чрезвычайно важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов и вдохновителей террора, что, как известно, очень трудно;

4. предупреждение, предотвращение и пресечение таких сходных с терроризмом преступлений, как захват заложников, геноцид, диверсия, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и т.д. Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с терроризмом принадлежит международным организациям, а также координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла.

Помимо названных направлений  борьбы с таким явлением как терроризм  необходимо бороться с этом злом как можно эффективнее и на законодательном уровне, улучшать и углублять законодательство регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее за него ответственность.

 

 

Список используемой литературы

1.Конституция РФ от 12.12.1993. Официальное издание. М., 1993.

2.Постановление правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года № 167

3. Толмач А.Д. Феномен терроризма в массовом сознании// Социс. Социол.исслед. - 2009.

4. Асильдаров А.Ч. Правовое государство: проблемы противодействия // Российский следователь. - 2008. - № 21.-С.17-19. 

5.Терроризм и контртерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий. Под ред. О.А.Колобова. М., Экслит, 2003.

6.Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. Учебное пособие. – М., ЮИ МВД России, Книжный мир, 2003.

Интернет  ресурсы

 

http://nak.fsb.ru

http://ru.wikipedia.org

http://antiterror.condoleeza.ru

http://terrorunet.ru

1 Терроризм и контртерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий. Под ред. О.А.Колобова. М., Экслит, 2003. с.3.

2 Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. Учебное пособие. – М., ЮИ МВД России, Книжный мир, 2003. с. 4.

3 Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. Учебное пособие. – М., ЮИ МВД России, Книжный мир, 2003.

4 Терроризм и контртерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий. Под ред. О.А.Колобова. М., Экслит, 2003. с.4.

Информация о работе Терроризм: определение и формы