Терроризм как угроза национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 14:18, реферат

Краткое описание

В современных условиях терроризм представляет одну из наиболее опасных угроз. Современные международные террористские организации, обладая мощными людскими, материальными и организационными ресурсами, способны действовать в транснациональных масштабах. Поэтому необходимость противодействия терроризму осознается не только отдельными государствами, но и в целом мировым сообществом.
Для таких государств, как Российская Федерация, проблема борьбы с терроризмом стала в последние годы весьма актуальной и с внутриполитической, и с внешнеполитической точек зрения. С одной стороны, на рубеже XX и XXI веков реальная угроза терроризма проявилась в самой России. Многочисленные террористические акты в Москве, Волгодонске, Буденновске, Беслане и других местах не только отняли жизни сотен граждан России, но и напрямую угрожали стабильности и безопасности всего российского общества. Террористические угрозы в современной России тесным образом переплетаются с угрозами сепаратизма и организованной преступности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ТЕРРОРИЗМА И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
2. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИИ
3. ЗАЩИТА ОТ ТЕРРОРИЗМА КАК УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВА И ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат Терроризм как угроза национальной безопасности.docx

— 816.95 Кб (Скачать)

Серьезный ущерб терроризм наносит и нравственному здоровью общества. Он оказывает негативное морально-психологическое воздействие на людей, вызывая страх, острое чувство незащищенности, ожесточенность, недоверие к властям, хаос, беспорядки, стремление к самозащите даже незаконными средствами, тоску по «сильной руке», т. е., по сути, по диктатуре и государственному насилию.

Внутриполитические факторы, определяющие готовность стран бороться с терроризмом, включают степень актуальности угрозы терроризма для безопасности того или иного государства. Международные факторы, определяющие готовность стран к сотрудничеству в антитеррористической борьбе, обусловлены, с одной стороны, местом, которое данное государство занимает в структуре международных отношений, с другой стороны, значением антитеррористической борьбы на данном, конкретном этапе развития мирового политического процесса.

Переплетение этих факторов и их реальное воздействие на внешнюю политику государств можно проследить на примере Российской Федерации.

С момента становления новой России в качестве самостоятельного субъекта международных отношений место и роль антитеррористического направления в ее внешней политике неоднократно менялось. В первые годы, когда угроза терроризма внутри страны еще не приобрела своей остроты, участие России в международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом носило не очень активный и во многом декларативный характер. Террористическая угроза представлялась и в тогдашней мировой политике и в российской внутренней и внешней политике довольно абстрактно и борьба с ней не относилась к числу приоритетов ни для самой России, ни для всего мирового сообщества. По мере того как угроза террористических атак внутри Российской Федерации превращалась из потенциальной в реальную, по мере того как прямую опасность для ее национальных интересов стал представлять международный терроризм, российская дипломатия стала придавать все большее значение контртеррористической проблематике[5; 194].

 

3. ЗАЩИТА ОТ ТЕРРОРИЗМА  КАК УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА  И ЧЕЛОВЕКА

 

Терроризм как угроза безопасности государства и общества и как крайне общественно опасный криминальный феномен имеет социально-политическую природу. Изучение его генезиса приводит нас к выводу: он возникает только там и тогда, где и когда возникают и разрастаются острые противоречия социально-политического свойства. Эксперты говорят, что правоохранительные органы стали активно преследовать членов националистических группировок.

При этом к терроризму, как правило, прибегает та сторона, которая считает, что конституционными, легитимными способами она не сможет достичь целей, представляющихся ей жизненно важными, поскольку противник гораздо сильнее.

Именно по этой причине весьма часто используют террористический метод разрешения конфликтных ситуаций в достижении витальных целей сепаратистские, националистические и иные экстремистские группировки и организации, которым противостоит мощная государственная машина с армией, специальными службами и правоохранительными органами[20].

Борьба с терроризмом на государственном (а в необходимых случаях – и на межгосударственном) уровне должна осуществляться комплексно, то есть включать в себя ряд мер, ориентированных на решение различных задач и имеющих приложение в различных сферах общественных отношений:

  • нейтрализация (уничтожение) активных субъектов террористической деятельности
  • выявление, разрешение и устранение конфликтов, играющих роль источников и детерминант терроризма
  • разоблачение призывов и лозунгов организаторов террористической деятельности
  • привитие идей терпимости и толерантности тем категориям, слоям и группам населения, представители которых чаще всего вовлекаются в терроризм.

Главным, магистральным направлением в борьбе с терроризмом должна быть профилактика террористических проявлений.

Меры профилактики терроризма ориентированы на устранение самих первопричин его возникновения, факторов, детерминирующих терроризм и обстоятельств, способствующих реализации акций терроризма, а также на оказание сдерживающего управляющего воздействия на лиц, динамика поведения которых свидетельствует об их возможном вовлечении в террористическую деятельность в той или иной форме.

В частности, одним из важных направлений в профилактике терроризма являются противодействие распространению террористической идеологии и формирование антитеррористического сознания в обществе. И это понятно, ведь опасность терроризма как нелегитимного и жестокого инструмента для достижения социально-политических целей резко возрастает, если террористические идеи с пониманием и поддержкой воспринимаются среди части населения.

Прекрасно осознавая это, организаторы террористической деятельности выстраивают целые идейно-политические концепции, в рамках которых осуществляется обоснование необходимости и неизбежности применения специфических террористических методов для разрешения и преодоления существующих острых противоречий[14; 325].

Конечно же, проблемы борьбы с терроризмом должны быть сняты в первую очередь за счет решения экономических, социальных, политических и других задач, накопившихся в России за последние 25 лет. Идеология является производным, надстроечным образованием по отношению к этим фундаментальным основам государства и общества.

Cовременная российская действительность дает весьма богатый материал для спекуляций идеологов терроризма:

  • социальная незащищенность граждан, расслоение общества на богатую «верхушку» и малообеспеченное большинство и тесно связанные с этим обстоятельством двойные стандарты при оценке правонарушений граждан
  • безразличие к нуждам простых людей и произвол чиновников
  • высокий уровень коррупции, об истинных масштабах которой мы можем лишь догадываться при отстранении от власти какого-нибудь «утратившего политическое доверие» крупного чиновника (жена которого ввиду «исключительных деловых качеств» «заработала» миллиардное состояние)
  • отсутствие единой и поддерживаемой большинством населения государственной идеологии, внятной молодежной политики, стратегии развития межнациональных отношений
  • недостатки в вопросах образования и воспитания
  • пропаганда безнравственности и насилия в средствах массовой информации.

Все это, а также ряд других негативных факторов нашего бытия активно используется организаторами террористической деятельности в целях ее агитационно-пропагандистского обеспечения. На этом фоне вполне понятны часто звучащие заявления о том, что террористы «переигрывают государство на информационном поле».

Вероятно, не случайно Президент Российской Федерации Владимир Путин обратился к членам РАН с просьбой приложить усилия к решению задачи по формированию общенациональной государственной идеологии. Но выполнима ли она в сегодняшних российских условиях?

В нашей стране поддержку большинства населения может получить лишь государственная идеология, базирующаяся на принципе социальной справедливости. И если такую идеологию не просто декларировать, а пытаться внедрять в жизнь, то первыми практическими шагами должны стать: достижение равенства граждан перед законом, что при нынешнем уровне коррупции представляется невозможным и пересмотр итогов так называемой приватизации 90-х годов, что выглядит еще более невероятным.

Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такую общенациональную идеологию, которая бы сближала и сплачивала подавляющее большинство граждан, а для этого ее основные идеи и провозглашаемые общенациональные цели должны быть более значимыми и привлекательными, чем различные террористические концепции, в основе которых лежит противопоставление людей друг другу.

Пока же в общественной жизни верховенствуют буржуазно-либеральные ценности и пропагандируется индивидуализм, субъектами терроризма будут активно использоваться идеи национал-сепаратизма, расизма, клерикализма, воинствующего исламизма и т.д. Как уже указывалось, в основе терроризма лежат острые противоречия социально-политического и экономического характера.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение нужно отметить, что государство, которое несет главную ответственность за противодействие терроризму, должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для профилактики и борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, инициируя необходимые меры и осуществляя адекватные правовые действия по защите общества.

Основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму в России, по мнению большинства исследователей, является создание эффективной системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма, разработка и реализация общегосударственной комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный (оперативный, розыскной, технический, охранный) и другие аспекты.

Эта программа должна основываться на следующих основополагающих принципах и стратегических установках:

  • уяснение содержания террористической деятельности (ее субъектов, целей, задач, средств, а также типологии современного терроризма, его причин, социальной базы, специфики и форм подготовки и проведения террористических операций);
  • нормативно-правовое обеспечение антитеррористических действий;
  • анализ и учет зарубежного опыта борьбы с терроризмом, различных моделей антитеррористической деятельности по предупреждению и пресечению терроризма;
  • преимущество превентивных мероприятий, позволяющих осуществлять выявление намерений проведения террористических акций, оперативное пресечение террористических действий на стадии их реализации, обеспечение правомочий и ресурсов;
  • централизация руководства всеми антитеррористическими действиями, обеспечение согласованности усилий силовых ведомств и органов власти всех уровней на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местного уровней;
  • всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий;
  • воспитательно-идеологическое дифференцированное воздействие на население, террористов, субъектов их поддержки и противников, всестороннее информационно-психологическое обеспечение антитеррористической деятельности;
  • обеспечение взаимодействия и координации действий антитеррористических сил в международном, межгосударственном масштабе;
  • неуклонное обеспечение неотвратимости наказания за террористические преступления в соответствии с законом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.
  2. Будницкий О.В. Терроризм глазами историка. Идеология терроризма // Вопросы философии. 2011. № 5. С. 3-19.  
  3. Гафнер В., Петров С., Забара Л. Опасности социального характера и защита от них. – М., Издательство: Наука, 2012. - 320 с.
  4. Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему.- М.: Флинта, 2009.
  5. Грачев С.И. Характеристика транснационального терроризма как одного из видов международного терроризма // Национальная безопасность. 2008. № 1. С. 194-197.
  6. Джантаев Х.М. Терроризм и международное право: проявление терроризма на Кавказе - причины, генезис // Современные гуманитарные исследования. 2012. № 5. С. 62-70.
  7. Дихтиевский П.В., Лихолат И.А.Терроризм в российской империи. Факторы, обусловливающие появление терроризма // Закон и право. 2012. № 5. С. 112-113.
  8. Жалилов М. Терроризм как угроза стабильности в мире, актуальность борьбы с терроризмом // Национальная безопасность. 2013. № 7. С. 281-282.
  9. Зинченко Ю.П. Психологический портрет терроризма: истоки терроризма как социальной формы идентичности // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 3-7.  
  10. Игнатовский О.М., Игнатовский М.О. Некоторые причины трансформации «традиционных форм терроризма» и появления «новых форм терроризма» // Стратегическая стабильность. 2009. № 4. С. 2-8.  
  11. Ильин Е.П. О некоторых аспектах формирования единого международного антитеррористического пространства // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2010, №1. С.69-70.
  12. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие / В. Н. Латчук, С. К. Миронов. Москва, 2011. С. 12-29.
  13. Соснин В.А. Духовно-религиозные основы суицидального терроризма: идеология глобального джихада как психологическая мотивация оправдания суицидального терроризма исламскими радикалами // Национальная безопасность. 2013. № 2. С. 112-159.  
  14. Терроризм в современном мире. 2 изд. / под ред. В.Л. Шульца.- М.: Наука, 2011. С. 325-336.
  15. Фатхи Д.В. Информационный терроризм как новая форма терроризма // Национальная безопасность. 2010. № 2. С. 241-243.  
  16. Чернядьева Н.А. Борьба с терроризмом в единой Европе: проблемы выработки единых подходов к понятию «терроризм» // Социальные науки. 2011. № 10. С. 542-552.  
  17. Чибинёв В.М., Пиджаков А. К истории мирового терроризма: терроризм хашашинов // Мир юридической науки. 2010. № 9. С. 32-39.  
  18. Шарипов У.З. Государственный терроризм и его активизация в современном международном терроризме // Национальная безопасность. 2012. № 8. С. 57-62.  
  19. Щебляков Е.С. Содержание понятия «терроризм» и необходимость закрепления в законодательстве характерных признаков терроризма // Современное право. 2008. № 12. С. 10-14.
  20. www.arms-expo.ru

Информация о работе Терроризм как угроза национальной безопасности