Терроризм как угроза национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 14:18, реферат

Краткое описание

В современных условиях терроризм представляет одну из наиболее опасных угроз. Современные международные террористские организации, обладая мощными людскими, материальными и организационными ресурсами, способны действовать в транснациональных масштабах. Поэтому необходимость противодействия терроризму осознается не только отдельными государствами, но и в целом мировым сообществом.
Для таких государств, как Российская Федерация, проблема борьбы с терроризмом стала в последние годы весьма актуальной и с внутриполитической, и с внешнеполитической точек зрения. С одной стороны, на рубеже XX и XXI веков реальная угроза терроризма проявилась в самой России. Многочисленные террористические акты в Москве, Волгодонске, Буденновске, Беслане и других местах не только отняли жизни сотен граждан России, но и напрямую угрожали стабильности и безопасности всего российского общества. Террористические угрозы в современной России тесным образом переплетаются с угрозами сепаратизма и организованной преступности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ТЕРРОРИЗМА И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
2. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИИ
3. ЗАЩИТА ОТ ТЕРРОРИЗМА КАК УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВА И ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат Терроризм как угроза национальной безопасности.docx

— 816.95 Кб (Скачать)

И в-пятых, возникновению терроризма благоприятствует упадок общественной нравственности, ведущий к снижению эффективности функционирования защитных механизмов в сфере морали.

Эффективная борьба с терроризмом предполагает не только меры, направленные против него, но также искоренение или нейтрализацию факторов, прямо и непосредственно способствующих его возникновению и развитию. Аналитики отечественных спецслужб считают, что сегодня терроризм в России развивается по самой опасной, стихийной схеме, которая уже в ближайшее время может привести к весьма серьезным последствиям. Специалисты ФСБ условно подразделяют внутренние факторы, способствующие возникновению и развитию в стране терроризма в нынешних условиях, на постоянные, нестабильные и динамичные.[7; 112]

Постоянные факторы связаны с наличием на территории России целей, привлекательных для терроризма. К ним относятся:

1. Структура населения. В городах проживают 75 % населения страны, в крупных – до 30 %. Именно они становятся основными районами базирования террористических группировок.

2. Транспортная структура. Сообщение между различными регионами  страны весьма затруднено, поэтому  транспортная система – привлекательный  объект терроризма, хотя именно  это и создает для него дополнительные  препятствия, поскольку активность  террористических группировок локализуется  в зонах транспортной доступности.

3. Инфраструктура. В настоящее  время даже незначительные сбои  в функционировании инфраструктуры  городов способны привести к  ее саморазрушению, что может  вызвать серьезные социальные  последствия. Поэтому наиболее уязвимыми  целями террористических группировок  могут стать общественный транспорт, системы тепло– и энергоснабжения.

4. Экспортные коммуникации. Поскольку основная доходная  статья российского экспорта  – продажа энергоносителей, приоритетными  целями террористических акций  могут стать нефте-и-газопроводы, а также портовые сооружения и подъездные пути в портах, через которые осуществляются экспортно-импортные операции.

5. Опасные производства. На территории Российской Федерации  размещено много предприятий, аварии  на которых чреваты экологическими  и социальными катастрофами. Большинство  подобных объектов расположено  в городах или в вблизи них  и, следовательно, в пределах возможных  зон оперативной активности террористических  группировок.

К нестабильным факторам относятся[7; 113]:

1. Общее снижение реального  уровня населения в сочетании  с усилением социальной дифференциации  общества. В этой связи повышение  активности террористических группировок  можно ожидать в первую очередь  в регионах с наибольшей дифференциацией  доходов населения.

2. Кризисное положение  отдельных социальных и профессиональных  групп населения, которые ранее  имели определенный статус в  обществе (интеллигенция, научно-технические  кадры военно-промышленного комплекса, военнослужащие и др.). Потеря  прежнего положения, а порой и  работы по специальности способны  превратить их в фактор социальной  нестабильности или объект рекрутирования членами террористических группировок.

3. Рост безработицы. При  отсутствии развитой системы  социальной поддержки, а также  значительных денежных накоплений  у населения можно прогнозировать  ощутимый рост социальной напряженности. Неизбежно возникнут стагнирующие регионы, население которых будет вынуждено мигрировать, что в условиях неразвитости рынка жилья обострит многие проблемы. Регионы с высоким уровнем безработицы могут стать источниками рекрутирования и основными зонами базирования и действий террористических группировок.

4. Военная подготовка  населения. Большинство мужчин в Российской Федерации обладает навыками обращения со стрелковым оружием армейского образца. Среди них достаточно велика доля лиц, имеющих опыт участия в боевых действиях по подавлению партизанского движения в Афганистане, Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Чечне и т. д., который легко трансформируется в поведенческие схемы партизанской войны, включающие и акты диверсий, мало чем отличающиеся от элементарного терроризма. К тому же немалая часть российского населения умеет обращаться со взрывчатыми, зажигательными и отравляющими веществами, высокотехнологичными средствами связи и наблюдения. В результате неоднократного перетряхивания спецслужб многие их бывшие сотрудники оказались без работы и стабильного заработка, в силу чего определенная их часть попала в криминальную среду. Вследствие этого значительные по численности преступные группы имеют в своем составе опытных профессионалов по ведению разведки и контрразведки. В результате беспрецедентного развала Российской армии, пик которого пришелся на 1990-е годы, потенциальные террористы вооружились современной военной техникой и снаряжением.

Динамичные факторы, способствующие терроризму, включают в себя:

1. Наличие доступного  оружия, а также материальных  и финансовых средств в зонах потенциальных действий террористических группировок. По самым «скромным» оценкам за первую половину 1990-х годов в результате ослабления контроля за хранением и торговлей оружием у населения оказалось более 3 млн. стволов только зарегистрированного оружия и в несколько раз больше незарегистрированного. Фактически отсутствуют законодательные акты, регулирующие ввоз в страну «специальных технических средств»: подслушивающих устройств, пеленгаторов, широкополосных радиостанций и другой техники, предназначенной для скрытого получения информации. Криминальные структуры через подставных лиц покупают эту технику без всяких ограничений и вполне могут ее использовать в террористических целях. Что касается доступности материальных и финансовых средств, то достаточно привести хотя бы такие факты: по данным МВД, в середине 1990-х годов криминальные структуры контролировали более 50 % всех российских хозяйственных субъектов[1; 15].

2. Политические настроения  больших групп населения. В демократических обществах, как правило, используются легитимные формы противостояния политике правительства. В России традиционно преобладали насильственные формы, приверженность к ним до сих пор сохраняется у значительной части населения.

3. Уровень и характер  активности легальных оппозиционных  организаций, в том числе террористского  толка. В составе последних есть  военизированные структуры, способные  при определенных обстоятельствах  стать основой террористических  группировок.

4. Степень противодействия  преступности со стороны органов  правопорядка и спецслужб, которые, по мнению некоторых аналитиков, значительно отличаются от своих  предшественников, поскольку их  структурное расчленение, реорганизация  и кадровая чистка, вызванные  политическими и экономическими  реформами в стране, привели к  оттоку большого числа опытных  специалистов.

Помимо указанных факторов внутреннего происхождения специалисты, изучающие проблемы терроризма, выделяют и внешние факторы, влияющие на распространение терроризма в России, в том числе:[1; 19]

• рост терроризма в странах ближнего и дальнего зарубежья;

• социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах, наличие вооруженных конфликтов в некоторых из них, а также территориальных претензий друг к другу;

• наличие в ряде этих государств «черного рынка» оружия и боеприпасов;

• отсутствие надежного пограничного контроля с новыми государствами, ранее входившими в состав СССР;

• стратегические установки в отношении России некоторых иностранных спецслужб и зарубежных, в том числе и международных, террористических организаций и группировок.

Проблема предотвращения терроризма и нейтрализации угрозы терроризма стала одной из важнейших проблем современных международных отношений. Связано этой с эволюцией самого феномена терроризма, который из локального явления постепенно превратился в международный, трансграничный. Сегодня у террористов появилось больше средств для осуществления своей преступной деятельности, а общество стало более уязвимым. Эволюционируя, феномен терроризма, оказывает воздействие и на содержание понятия безопасность как в ее национально-государственном, так и в международном, глобальном аспекте. Меняется место такой деятельности, как противоборство терроризму, в структуре приоритетов обеспечения интересов безопасности каждого отдельного государства и безопасности всего мирового сообщества[14; 325].

Для терроризма как социально-политического явления характерна внутренняя противоречивость, вытекающая из природы самой политики и политических отношений. Существуют и не находят однозначного и окончательного разрешения проблемы разграничения террористической деятельности и революционной борьбы, сепаратизма и национально-освободительных движений.

Террористы вдохновляются различными политико-идеологическими, религиозными и этнонациональными мотивами. Эти мотивы могут не совпадать, а могут и совпадать с ценностями, на которых основывается политика отдельных государств, так же как цели этой политики могут совпадать с конкретными целями действий тех или иных террористов. Все это с неизбежностью порождает двойные стандарты в оценке терроризма и мешает искреннему, не на словах, а на деле, международному сотрудничеству в борьбе с ним. Особенно явно двойные стандарты в подходе к борьбе с международным терроризмом, а также попытки использовать деятельность террористов в своих интересах проявились в годы холодной войны. Но и после ее окончания определенная двойственность в отношении отдельных государств к глобальной террористической угрозе остается. Сохранилась и созданная в период холодной войны инфраструктура международного террора в виде террористических организаций и движений, лидеров и организаторов террористической деятельности.

Однако в мотивах преступной деятельности террористов, их целях и объектах посягательств после окончания холодной войны происходят изменения. В последние пятнадцать лет очень большое влияние на феномен международного терроризма оказал процесс глобализации и, как одно из следствий этого процесса, появление проблем в отношениях между представителями различных цивилизационных общностей. Террористическая угроза проявляет себя в мировой политике в новом, зачастую ином, чем ранее, обличье[11; 70].

Существуют примеры, когда террористы и террористические организации оказываются противниками тех государств, которые в прошлом оказывали им косвенное, а иногда и прямое содействие. Несмотря на то, что на официальном уровне все страны мира, за редким исключением, заявляют о своей приверженности целям борьбы с международным терроризмом, практические подходы к этой борьбе не всегда последовательны и зависят от конкретного переплетения внутриполитических и международных факторов.

 

2. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С  ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИИ

 

Анализ проблем терроризма предполагает не только выявление его истоков и факторов возникновения и развития, но и прогнозирование общественно-политических последствий этого явления, его влияния на стабильность общества.

Политические последствия терроризма в России связаны с тем, что, подрывая систему государственной власти, расшатывая структуры управления, он резко ослабляет политическую стабильность общества, доверие населения к действующему политическому режиму, а значит, и к декларируемым им демократическим институтам, усиливает влияние радикальных, в том числе и террористских, антиконституционных оппозиционных политических сил[18; 57].

Кроме того, борьба с терроризмом отвлекает силы и средства от решения актуальных социально-экономических проблем, затрудняет процесс реформирования общества. Все это влечет за собой перерастание общественных противоречий в политические конфликты разной степени интенсивности, вплоть до вооруженного насилия. В результате обостряются отношения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, политическая обстановка в стране в целом. Терроризм с политической точки зрения представляет опасность и в связи с тем, что на территории нашей страны имеется множество военных объектов, на которых размещено оружие массового уничтожения.

Террористические акции, связанные с захватом или уничтожением подобного оружия, могут привести к непредсказуемым не только внутриполитическим, но и внешнеполитическим последствиям. Перешагивая государственные границы, терроризм приобретает международный характер, создает реальную угрозу для всего мирового сообщества. Это чревато подрывом авторитета России как политически стабильного субъекта международных отношений.

В социальной сфере последствия терроризма тоже весьма серьезны, поскольку обостряется и без того сложная социальная обстановка в российском обществе, характеризующаяся резкой имущественной дифференциацией населения и состоянием напряженности. В подобных условиях террористические акции, используемые террористскими группировками как средство внутриполитической борьбы, могут спровоцировать непредсказуемый социальный взрыв в самых различных его формах. Такой взрыв может приобрести и международный характер (как, например, в бывшей Югославии), поскольку под угрозой окажутся не только сугубо национальные интересы России, но и интересы стран ближнего и дальнего зарубежья.

В экономической сфере последствия терроризма проявляются прежде всего в резком уменьшении внутренних и потере иностранных инвестиций: вкладывать крупные материальные средства в экономику далеко не благополучного с точки зрения безопасности государства весьма опасно. Кроме того, ухудшается развитие таких сфер, как транзитные перевозки и туризм. Немаловажное значение имеет и то, что на борьбу с терроризмом и ликвидацию причиненного им ущерба затрачиваются значительные бюджетные средства, столь необходимые сегодня для развития российской экономики, реформирования общества и социальной защиты населения[18; 58].

Информация о работе Терроризм как угроза национальной безопасности