Стресс в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 07:06, реферат

Краткое описание

Стресс — это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу термина •стресс», можно считать, что это — «адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и/или психологическими процессами, которая является ответом на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, предъявляющие к человеку повышенные требования психологического и/или физического характера». Демонстрацией стресса могут выступать физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной понижательной оценкой ситуации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……2
1. Рабочие факторы возникновения стресса………………..…..3
2. Нерабочие факторы возникновения стресса…………….…….7
3. Характер влияния стресса на человека………………….…….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….21

Файлы: 1 файл

СТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (БЖД).doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     Человек привыкает к действию интенсивных  стрессовых факторов. Однако такая  ситуация несет в себе опасность. Когда человек испытывает стресс, происходят физиологические изменения: повышаются уровень адреналина, артериальное давление. Организм пытается восстановить баланс, затрачивая на это физическую и психологическую энергию. В результате наступает переутомление, могут развиться различные заболевания как физического, так и психического характера.

     Стрессовые  факторы оказывают неодинаковое влияние на людей, поэтому внешние проявления их необязательно связаны с физиологическими изменениями. У некоторых людей повышается кровяное давление, учащается или замедляется пульс. У других организм реагирует в меньшей степени. Независимо от физиологической реакции разных людей у них может не наблюдаться внешних признаков стресса.

     Такие индивидуальные характеристики, как  терпимость к неопределенности, самоконтроль, самоуважение, уверенность в себе, влияют на процесс борьбы со стрессом.

     Когда человек испытывает стресс, происходит естественная ре- 3 акция на стрессовые факторы. Физиологические, психологические | или поведенческие изменения, вызванные первичной оценкой ситуации, называют проявлением стресса.

     Физиологическая реакция

     Во  время стресса функции организма  человека изменяются, повышаются уровень адреналина, содержание сахара в крови, учащается сердцебиение, сокращаются мускулы и обостряется восприятие.

     Долгосрочные  физические реакции, вызванные стрессом, более серьезны. Когда человек  испытывает стресс в течение длительного периода, ему угрожают такие болезни, как гипертоническая язва, мигрень. Стресс может привести к ослаблению иммунной системы. 
 

     Психологическая реакция

     Это мысли и чувства, связанные или  не связанные с работой. Очень  много стрессовых факторов обусловлено спецификой работы человека. Например, медсестры, испытывая стресс, становятся более депрессивными и раздражительными. Неудовлетворенность работой, беспокойство о карьере, увеличивающееся безразличие — это психологическая реакция на стресс.

     Нерабочие реакции имеют краткосрочное и долгосрочное влияние на психологическое состояние индивида. Когда эти эффекты сохраняются, они могут отражать изменение в личности, которое само по себе является защитной реакцией. Такими психологическими реакциями являются заниженная самооценка, отрицание ситуации, возрастающее ощущение тщетного усилия, невротическое состояние, напряжение, общее беспокойство, раздражительность, враждебность и депрессия.

     Поведенческие реакции

     Во время стресса люди ведут себя по-разному. Увеличивающее потребление алкоголя, сигарет, изменение в пристрастиях к еде - это симптомы стресса. Может снизиться производительность, е расти нежелание работать. Люди в состоянии стресса становя менее общительными, появляются нетерпимость и враждебное другим людям, агрессивность, обостряется конкуренция.

     Защитные  стратегии

     Защита — это метод, которым человек борется против стрессовых факторов. Человек сознательно или бессознательно выбирает способ борьбы со стрессовыми факторами. Данный процесс реализуется через вторичную познавательную оценку.

     Существует  две функции защиты. Первая — это функция решения проблемы: можно так изменить стрессовый фактор окружения, что он либо вообще не появится, либо будет легче восприниматься. Например, человек испытывает стресс, так как получил информацию, что руководство недовольно его работой. Если человек работает хорошо, то он может изменить это мнение, позаботившись, чтобы начальник получал верную информацию. Он может также исправить это мнение, увеличив свою производительность. Вторая функция защиты — управлять физиологическими и эмоциональными реакциями на стресс, чтобы они не угрожали человеку и не разрушали его моральное и социальное функционирование. Словом, борьба со стрессом — управление эмоциями.

     Существует  несколько защитных стратегий: поиск информации или информационная защита, прямое действие или ответная реакция, сдерживающее действие и психологические методы.

     Поиск информации предполагает познание того, что представляют собой стрессовые факторы и что их вызывает.

     Прямое действие имеет различные проявления. Когда человек испытывает стресс на работе, он может больше работать, принимать таблетки, начать пить, сменить работу, сменить обстановку. Он может избежать прямой опасности стресса и принять меры, чтобы блокировать стрессовые факторы. Другая форма прямого действия — поиск и развитие социальной поддержки. Помощь со стороны других может ослабить влияние стресса и помочь найти конструктивное решение.

     Сдерживающее  действие — еще один путь борьбы со стрессом. Иногда лучший способ — это бездействие, особенно когда действие может привести к нежелательным последствиям. Например, реакция на проблемы на работе может привести к тому, что человек становится агрессивным с коллегами. Это чревато разладом в семье, изменениями в карьере и др.

     Психологическая защита — более общая реакция  на стресс. Эмоции и поведение определяются тем, как человек реагирует на ситуацию. Отрицание существования  проблемы и другие защитные механизмы  могут изменить восприятие объективной  реальности так сильно, что эта созданная им реальность будет единственной, в которой человек сможет комфортно действовать.

     Люди, разные в своем первичном восприятии одной и той же ситуации, используют различные защитные стратегии, выбор  которых зависит от личности. Более  нетерпеливые, агрессивные работники выбирают стратегии прямого действия, заключающиеся в том, что они начинают просто больше работать. Психологически более слабые покидают работу. Те, кто расценивает работу, как центр своей жизни, пытаются найти ошибки в своей деятельности и что-либо изменить в поведении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Стресс  всегда присутствует в жизни человека, хотим мы этого или нет. Это  понятие уже прочно вошло в  нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в  отрицательном значении. Стресс – это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении, оказалось, что он просто необходим – поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Ведь именно под воздействием стресса организм приспосабливается к различным факторам окружающей среды. Любая деятельность не может быть осуществлена без какого-то уровня стресса. Как утверждает Г. Селье, полное отсутствие стресса может означать только смерть.

   Важнейшее качество, придающее стрессу конструктивность, - умение анализировать тревожную ситуацию спокойно, без паники разобраться в ней. С этим качеством тесно связано умение анализировать и планировать собственные поступки.

     Стресс становится конструктивным, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она на экзамене или в реальной жизни – это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. Опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний.

    Чувство тревожности из препятствия может превратиться в источник успеха. Однако это возможно, во-первых, только при наличии какой-то прочной, надёжной основы - глубинной уверенности в себе, а во-вторых, при владении определёнными знаниями, навыками и умениями в саморегуляции. 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э. А. Арустамова. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001.– 678 с.
  2. Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. - СПб, М, Краснодар: Лань, Омега-Л, 2005. - 448 с. 
  3. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Юрайт, 2006.
  4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. С.В.Белова. М.: Высшая школа, 1999.
  5. Биненко В.И.и др. Чрезвычайные ситуации в современном мире и безопасность жизнедеятельности. – М., 2002.
  6. Ваганов П. А, Ман - Сунг Им. Экологический риск: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1999. – 116 с.
  7. Дудко М. Н., Локтионов Н. И. и др. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник. - М., 2000. - 315с.
  8. Головин С.Ю. Под ред. Тарас А.Е. Словарь психолога практика. 2-е изд. Минск 2003.
  9. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПБ.2002
  10. Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса», Москва, издательство «Наука», 1983. 368 с.
  11. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПБ: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
  12. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
  13. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р.X. и Гарбера Е.И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с. — (Образовательный стандарт XXI).
  14. Психофизиология: Учебник для ВУЗов под ред. Ю.И. Александрова СПБ, 2006, 326. С

Информация о работе Стресс в жизни человека