Роль и задачи ОБЖ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:18, лекция

Краткое описание

Задачи органов ОБЖ (ГО):
- организация, развитие и поддержание в постоянной готовности системы управления, оповещения и связи;
- создание сил ГО, их подготовка и поддержание в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- подготовка персонала центральных и местных исполнительных органов, организация и обучение населения;
- наблюдение, лабораторный контроль за радиационной, химической и бактериологической обстановкой;
- обеспечение мобилизационной готовности воинских подразделений гражданской обороны (ОБЖ);
- накопление и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, запасов средств индивидуальной защиты и другого имущества для ОБЖ;
- оповещение населения, центральных и местных исполнительных органов об угрозе жизни и здоровью людей и порядка действий в сложившейся обстановке;
- проведение поисково-спасательных и других мероприятий. Организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и его эвакуация из опасных зон;
- защита продовольствия, водных источников, пищевого сырья, фуража, животных и растений от радиоактивного, химического и бактериологического заражения.

Файлы: 1 файл

Lektsia_1.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

 

1.4 Руководство органами безопасности  жизнедеятельности 

в республике Казахстан

 

Общее руководство органами ОБЖ (ГО) в республике возложено на премьер-министра, который осуществляет законодательное регулирование вопросов ОБЖ, рассматривает основные направления ее организации и развития, осуществляет контроль за исполнением законодательных актов в области ОБЖ, принимает решения о создании необходимых запасов материальных средств для оказания помощи населению при стихийных бедствиях. Премьер-министр также является начальником ГО республики Казахстан.

Непосредственное руководство  организацией ОБЖ возложено на Агентство  по чрезвычайным  ситуациям, образованное  указом президента РК №3655 от 10.10.1997г.  Коллегия Агентства по ЧС  13 чел., центральный аппарат 110 человек. В составе АЧС имеются следующие департаменты:

  • предупреждения ЧС;
  • оперативного реагирования;
  • гражданской обороны и воинских частей;
  • по государственному надзору за ЧС;
  • по техническому и горному надзору;
  • государственной противопожарной службы республики.

 

Основные функции Агентства  по ЧС:

  • координирует работу центральных и местных органов, научных учреждений в области ЧС,  ОБЖ, пожарной безопасности и безопасности промышленных объектов;
  • участвует в разработке государственных социально – экономических, научно-технических  программ и индивидуальных планов;
  • утверждает или согласовывает стандарты в области ЧС;
  • осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению  и ликвидации ЧС;
  • организует расследование аварий, катастроф и других стихийных бедствий;
  • мобилизует ресурсы материально-технических средств предприятий и учреждений;
  • разрабатывает план ОБЖ по мобилизационной системе экономики, обеспечивает    боевую и мобилизационную готовность воинских частей.

Права Агентства по ЧС:

  • осуществляет контроль и  наблюдение за нормативами запасов;
  • выдают предписание по безопасности (государственная техническая инспекция);
  • запрашивает статистику и информацию  по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;
  • вносит  предложение в министерство обороны, внутренних дел по использованию техники и ресурсов;
  • использует государственные и ведомственные средства связи;
  • вносит предложения к привлечению к ответственности должностных лиц;
  • осуществляет государственный контроль и надзор по  предупреждению   и ликвидации  ЧС;
  • контролирует соблюдение норм и правил  по безопасной эксплуатации подъемных сооружений, паровых и водогрейных котлов, сосудов работающих под давлением.

Кроме вышеизложенного имеются  органы АЧС  на местах. Каждая область имеет областное управление по  чрезвычайным ситуациям,  в районах – районный отдел по чрезвычайным  ситуациям. Акимы областей  и районов являются начальниками гражданской обороны области или района. 

В министерствах, ведомствах  и на объектах хозяйствования органы  обеспечения жизнедеятельности возглавляют первые руководители (в нашем институте ректор). На объектах имеются штабы по ГО и ЧС.

Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в районах (городах) создаются  инженерные команды, команды для отвода воды, мобильные медицинские отряды. При поражении в очагах СДЯВ создаются токсикологические подразделения.

 

1.5 Формирования органов обеспечения  жизнедеятельности населения

 

Формирования создаются в мирное время по территориально - производственному принципу в республике, области, районе и на объекте хозяйствования (на предприятиях, в организациях, учреждениях, учебных заведениях и  на фермерских хозяйствах).

В мирное время формирования могут  использоваться для борьбы с пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Формирования комплектуются из рабочих, служащих, студентов, учащихся и другого трудоспособного населения (мужчин от 16 до 63 лет, женщин от 16 до 58 лет), за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание, инвалидов I и I I группы, беременных женщин и женщин имеющих детей до 8 летнего возраста, женщин-медиков со средним и высшим образованием, имеющих детей до двухлетнего возраста.

Силы органов ОБЖ – это  воинские части и невоенизированные формирования. Основу сил ОБЖ составляют невоенизированные формирования.

Невоенизированные формирования ОБЖ  – это группа людей, не входящая в состав вооруженных сил, сформированная согласно штату, оснащенная специальной  техникой и имуществом и предназначенная для выполнения определенных задач органов ОБЖ (ГО).

Формирования по подчиненности  подразделяются на территориальные  и объектовые.

Территориальные формирования создаются  для решения задач органов  ОБЖ самостоятельно или совместно  с объектовыми формированиями на наиболее важных объектах. Они подчиняются начальнику ГО района и начальникам служб и используются по плану района.

Объектовые формирования создаются  для решения задач непосредственно  на своих объектах (сводные команды, спасательные отряды, команды, группы, посты радиационного и химического наблюдения, санитарные дружины (посты), команды охраны общественного порядка, аварийно-технические команды и другие формирования).

По назначению формирования бывают общего назначения и формирования служб (специальные).

К формированиям общего назначения относятся: сводные отряды (команды, группы), спасательные отряды (команды, группы). Они решают задачи в интересах  всех структурных подразделений  объекта хозяйствования.

К формированиям служб относятся: формирования специальной разведки, связи, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, противорадиационной и химической разведки, охраны общественного порядка и другие.

Они предназначены для выполнения специальных мероприятий при  проведении спасательных работ, усиления формирования общего назначения и всестороннего обеспечения их действий в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

По срокам готовности формирования могут быть:

  • в повседневной готовности;
  • в повышенной готовности;
  • в общей (полной) готовности.

В состоянии повышенной готовности, как правило, содержатся: разведывательные формирования, формирования управления (связи), спасательные, медицинские  и другие.

Полная готовность, когда формирование поднято по тревоге, полностью сформировано, оснащено всей необходимой техникой и имуществом и может немедленно приступить к выполнению задачи.

Начальником ГО Алматинского института  энергетики и связи является –  ректор. Приказом ректора создан отдел  по чрезвычайным ситуациям и спецработ, кроме того создана чрезвычайная комиссия и эвакуационная комиссия. Также созданы служба оповещения и связи, противорадиационной и противохимической защиты, материально-техническая, медицинская, противопожарная, транспортная и служба охраны общественного порядка.

Вся история существования ОБЖ (ГО), ее цели, способы действий, привлекаемые силы и средства подтверждают ее внутреннее защитное и оборонное предназначение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Роль и задачи ОБЖ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени