Производственная среда и проблемы её безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:06, контрольная работа

Краткое описание

Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.
Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.

Файлы: 1 файл

БЖД сдача.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ФИЛИАЛ Г. КАЛУГА

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

На тему «Производственная  среда и проблемы её безопасности»

Вариант №7

 

 

 

 

 

Исполнитель:

№ зачетной книжки:

Факультет: бакалавр МиМ

Группа: 3 курс

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Теоретический вопрос

Производственная  среда и проблемы ее безопасности.

 

Тестовые задания

1. В программных документах Всемирной программы действий

«Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:

а) всем направлениям устойчивого развития с акцентом на развитие окружающей среды;

б) вопросам борьбы с бедностью;

в) вопросам обеспечения здоровья населения;

г) вопросам сотрудничества в области метеорологических исследований.

2. Устойчивое развитие – это:

а) процесс, позволяющий обеспечить стабильное социально)

экономическое развитие при высокой степени безопасности социо-природных систем;

б) процесс, обеспечивающий глобальное выживание цивилизации, ведущий к повышению качества жизни настоящих и будущих

поколений человечества в условиях сохранения исторически сложившегося равновесия биосферы;

в) процесс  оптимизации человеческой деятельности по отношению к локальным экосистемам и биосфере в целом;

г) процесс  экономического и социального развития общества.

3. Пороговые значения безопасности – это:

а) параметры, оценивающие состояние экономики по критериям безопасности;

б) количественные показатели, характеризующие предельно

допустимый  уровень снижения объемов производства;

в) количественные оценки, характеризующие предельно допустимый уровень снижения качества жизни основной массы населения;

г) количественные показатели, характеризующие состояние

и развитие какой-либо сферы экономики в экстремальных режимах.

 

Практическое задание

У пострадавшего  кровотечение. Необходимо его остановить.

Расскажите  о видах кровотечений и правилах их остановки.

Теоретический вопрос

Производственная среда и проблемы ее безопасности.

 

Большую часть  времени активной жизнедеятельности  человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая  при несоблюдении принятых нормативных  требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение  здоровья и гибель организма; вредными – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Условия труда  зависят также от производственной обстановки или характера труда.

Характер и  организация труда, взаимоотношения  в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека. Они носят название «производственные (профессиональные) вредности», под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности или другие отрицательные последствия.

 

 

Опасные и вредные факторы подразделяются на:

  • химические, возникающие от токсических веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;
  • физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фиброгенные пыли;
  • биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.

К вредным (или  неблагоприятным) факторам относятся  также:

  • физические (статические и динамические) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;
  • физиологические – недостаточная двигательная активность (гипокинезия);
  • нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов.

Трудовая деятельность человека и производственная среда  постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее  время различают следующие формы  труда.

  1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.

Этот вид  трудовых операций применяется при  отсутствии механизированных средств  и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

  1. Механизированные формы труда.

При этих формах труда энергетические затраты рабочих  колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Механизированные  формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы  действий. Профессии механизированного  труда нередко требуют специальных знаний и навыков.

В условиях механизированного  производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

  1. Формы, связанные с частично автоматизированным производством.

Полуавтоматическое  производство исключает человека из процесса непосредственной обработки  предмета труда, который целиком  выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной  техникой. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

  1. Групповые формы труда – конвейер.

Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма  труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

  1. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.

Человек включен  в систему управления как необходимое  оперативное звено – чем менее  автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

  1. Формы интеллектуального (умственного) труда.

Этот труд представлен  как профессиями, относящимися к  сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так  и вне его – ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального  труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению  реактивности организма и повышению  эмоционального напряжения. Гипокинезия  является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечнососудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого  элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

Умственный  труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного  труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

  • Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
  • Управленческий труд – труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
  • Творческий труд – наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
  • Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
  • Труд учащихся и студентов – это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление  различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ  умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению  работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который  вовлекаются все органы и системы  человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы. Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.

Информация о работе Производственная среда и проблемы её безопасности