Производственная среда и проблемы ее безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:19, контрольная работа

Краткое описание

Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.
Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.

Оглавление

1.Теоретический вопрос…………………………………………………3
2.Тестовые задания…………………………………………...……….....11
3.Практическое задание……………………………………………….….12
4.Список используемой литературы…………………..………………...16

Файлы: 1 файл

бжд.docx

— 32.97 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования  «Финансовый университет при  Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)

Курский филиал

 

     Кафедра «Экономика организации и управления персоналом»

 

Контрольная работа

по дисциплине «БЖД»

Вариант 7

 

 

 

 

 

 

 

                                       Курск 2012

                                                     Содержание

1.Теоретический вопрос…………………………………………………3

2.Тестовые задания…………………………………………...……….....11

3.Практическое задание……………………………………………….….12

4.Список используемой литературы…………………..………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический вопрос

Производственная среда  и проблемы ее безопасности

Большую часть времени  активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая  при несоблюдении принятых нормативных  требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Производственная среда  – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические  факторы и факторы, связанные  с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность  или вызывающие профессиональные заболевания  и другие неблагоприятные последствия.

Условия труда зависят  также от производственной обстановки или характера труда.

Характер и организация  труда, взаимоотношения в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или  здоровье человека. Они носят название «производственные (профессиональные) вредности», под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление  острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности или другие отрицательные последствия.

Опасные и вредные факторы  подразделяются на:

· химические, возникающие  от токсических веществ, способных  вызвать неблагоприятное воздействие  на организм;

· физические, причиной которых  могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические  параметры (температура, влажность  и подвижность воздуха), атмосферное  давление, уровень освещенности, а  также фиброгенные пыли;

· биологические, вызванные  патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.

К вредным (или неблагоприятным) факторам относятся также:

· физические (статические  и динамические) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное  положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;

· физиологические – недостаточная  двигательная активность (гипокинезия);

· нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные  перегрузки, перенапряжение анализаторов.

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно  меняются в процессе интенсивного использования  продуктов научно-технического прогресса  и осуществления широких социально-экономических  преобразований. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным  условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования  личности.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время  различают следующие формы труда.

1. Формы труда, требующие  значительной мышечной энергии.

Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему  и стимулируя обменные процессы, напряженный  физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

2. Механизированные формы  труда.

При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в  пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы  труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда  нередко требуют специальных  знаний и навыков.

В условиях механизированного  производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

3. Формы, связанные с  частично автоматизированным производством.

Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который  целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием  автоматизированных линий и управлением  электронной техникой. Характерные  черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная  напряженность.

Физиологическая особенность  автоматизированных форм труда –  это постоянная готовность работника  к действию и быстрота реакции  по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние  «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит  от отношения к работе, срочности  необходимого действия, ответственности  предстоящей работы и т. д.

4. Групповые формы труда  – конвейер.

Особенность этой формы заключается  в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту  с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда  требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще  ее содержание.

Монотония – одно из отрицательных  последствий конвейерного труда, которое  выражается в преждевременной усталости  и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает  возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает  утомление.

5. Формы труда, связанные  с управлением производственными  процессами и механизмами.

Человек включен в систему  управления как необходимое оперативное  звено – чем менее автоматизирован  процесс управления, тем больше участие  человека. С физиологической точки  зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других –  редких. В первом случае непрерывное  внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или  речедвигательных актах, во втором –  работник находится главным образом  в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

6. Формы интеллектуального  (умственного) труда.

Этот труд представлен  как профессиями, относящимися к  сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его – ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается  в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и  как следствие этого – мобилизация  памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как  правило, незначительны, суточные энергозатраты  составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда  характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным  производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии  у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого  элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно  физического труда, увеличивается  доля умственного компонента, когда  даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

Умственный труд связан с  приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации  процессов мышления, эмоциональной  сферы.

Формы умственного труда  подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских  работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации  трудового процесса, равномерности  нагрузки, степени эмоционального напряжения.

· Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции  управления и контроля за работой  технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой  базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

· Управленческий труд –  труд руководителей учреждений, предприятий  характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием  решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

· Творческий труд – наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это  труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

· Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными  контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и  информации для принятия правильного  решения, что обусловливает высокую  степень нервно-эмоционального напряжения.

· Труд учащихся и студентов  – это напряжение основных психических  функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление  различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ  умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению  работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который  вовлекаются все органы и системы  человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная  нервная система, обеспечивающая координацию  функциональных изменений, развивающихся  в организме при выполнении работы. Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.

Интенсивная работа, как  физическая, так и умственная, может  привести к утомлению и переутомлению.

Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной  работы и выражающееся во временном  понижении работоспособности.

Один из объективных признаков  – это снижение производительности труда, субъективно же оно обычно выражается в ощущении усталости, т. е. нежелании или даже невозможности  дальнейшего продолжения работы. Утомление может возникать при  любом виде деятельности.

Утомление связано с изменениями  физиологического состояния всего  организма в результате длительной или тяжелой работы, причем определенное значение имеют нарушения, возникающие  в центральной нервной системе.

При длительном воздействии  на организм вредных факторов производственной среды может развиться переутомление, называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью  не восстанавливает снизившуюся  за день работоспособность.

Основой для возникновения  переутомления служит постоянное несоответствие продолжительности и тяжести  работы и времени отдыха. Кроме  того, развитию переутомления могут  способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные  бытовые условия, плохое питание.

Симптомы переутомления  – различные нарушения со стороны  нервно-психической сферы, например ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных людей  наблюдаются головные боли, расстройства сна (бессонница), ухудшение аппетита и повышенная раздражительность.

Кроме того, хроническое  переутомление обычно вызывает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям, что выражается в повышении заболеваемости и травматизма. Довольно часто это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии.

Информация о работе Производственная среда и проблемы ее безопасности