Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:19, контрольная работа
Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.
Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.
1.Теоретический вопрос…………………………………………………3
2.Тестовые задания…………………………………………...……….....11
3.Практическое задание……………………………………………….….12
4.Список используемой литературы…………………..………………...16
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
Курский филиал
Кафедра «Экономика организации и управления персоналом»
Контрольная работа
по дисциплине «БЖД»
Вариант 7
Курск 2012
1.Теоретический вопрос…………………………………………………3
2.Тестовые задания………………………………
3.Практическое задание……………………………………………….….12
4.Список используемой литературы…………………..………………...16
Теоретический вопрос
Производственная среда и проблемы ее безопасности
Большую часть времени
активной жизнедеятельности человека
занимает целенаправленная профессиональная
работа, осуществляемая в условиях
конкретной производственной среды, которая
при несоблюдении принятых нормативных
требований может неблагоприятно повлиять
на его работоспособность и
Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.
Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.
Условия труда зависят также от производственной обстановки или характера труда.
Характер и организация
труда, взаимоотношения в трудовых
коллективах могут
Опасные и вредные факторы подразделяются на:
· химические, возникающие
от токсических веществ, способных
вызвать неблагоприятное
· физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фиброгенные пыли;
· биологические, вызванные
патогенными микроорганизмами, микробными
препаратами, биологическими пестицидами,
сапрофитной спорообразующей
К вредным (или неблагоприятным) факторам относятся также:
· физические (статические и динамические) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;
· физиологические –
· нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов.
Трудовая деятельность человека
и производственная среда постоянно
меняются в процессе интенсивного использования
продуктов научно-технического прогресса
и осуществления широких
В соответствии с принятой
физиологической классификацией трудовой
деятельности в настоящее время
различают следующие формы
1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.
Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.
Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.
2. Механизированные формы труда.
При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.
Механизированные формы
труда изменяют характер мышечных нагрузок
и усложняют программы
В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.
3. Формы, связанные с
частично автоматизированным
Полуавтоматическое
Физиологическая особенность
автоматизированных форм труда –
это постоянная готовность работника
к действию и быстрота реакции
по устранению возникающих неполадок.
Такое функциональное состояние
«оперативного ожидания»
4. Групповые формы труда – конвейер.
Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.
Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.
Монотония – одно из отрицательных
последствий конвейерного труда, которое
выражается в преждевременной усталости
и нервном истощении. В основе
этого явления лежит
5. Формы труда, связанные
с управлением
Человек включен в систему
управления как необходимое оперативное
звено – чем менее
6. Формы интеллектуального (умственного) труда.
Этот труд представлен
как профессиями, относящимися к
сфере материального
Интеллектуальный труд заключается
в переработке и анализе
Для интеллектуального труда
характерна гипокинезия, т. е. значительное
снижение двигательной активности человека,
приводящее к ухудшению реактивности
организма и повышению
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
· Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
· Управленческий труд – труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
· Творческий труд – наиболее
сложная форма трудовой деятельности,
требующая значительного объема
памяти, напряжения внимания, что повышает
нервно-эмоциональное
· Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
· Труд учащихся и студентов – это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Успешное осуществление
различных форм трудовой деятельности
человека возможно при обязательном
учете физиологических основ
умственного и физического
Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы. Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.
Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.
Под утомлением понимают особое
физиологическое состояние
Один из объективных признаков
– это снижение производительности
труда, субъективно же оно обычно
выражается в ощущении усталости, т.
е. нежелании или даже невозможности
дальнейшего продолжения
Утомление связано с изменениями физиологического состояния всего организма в результате длительной или тяжелой работы, причем определенное значение имеют нарушения, возникающие в центральной нервной системе.
При длительном воздействии
на организм вредных факторов производственной
среды может развиться
Основой для возникновения переутомления служит постоянное несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.
Симптомы переутомления – различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных людей наблюдаются головные боли, расстройства сна (бессонница), ухудшение аппетита и повышенная раздражительность.
Кроме того, хроническое переутомление обычно вызывает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям, что выражается в повышении заболеваемости и травматизма. Довольно часто это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии.
Информация о работе Производственная среда и проблемы ее безопасности