Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:11, реферат
В частности, в интервью председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Н.В. Комаровой утверждается: «Уклад, который существовал в нашей стране на протяжении десятилетий, укоренил расточительное, пренебрежительное отношение к ресурсам развития. Например, в Швеции удельное водопотребление на 1 доллар ВВП составляет 0,012 кубометра в год, в Великобритании – 0,007 кубометра, а в России – более 0,3 кубометра».
Весьма показательны данные по США, Канаде и Австралии, опровергающие миф о сверхвысокой водоемкости российской экономики по сравнению с ведущими развитыми странами. Говорить о ситуации в Китае и Индии (где, кстати, объем ВВП больше, чем в России), а также в Аргентине, Мексике, Турции в этом контексте вообще не приходится.
Иногда можно услышать, что статистика водозабора в нашей стране имеет неполный характер, то есть занижена. Поэтому показатель водоемкости оказывается неоправданно малым по сравнению с другими странами. По нашему мнению, рассуждения на эту тему должны быть сопряжены с обязательным условием. Требуется квалифицированно доказать, что статистика водопользования в соответствующих государствах гораздо более точна и полна, чем наша.
В этой связи исследование водохозяйственной практики стран с очень низкой водоемкостью экономики должно в обязательном порядке включать анализ объективности публикуемой статистической информации о водозаборе в этих государствах.
Зачастую можно также услышать, что в России существует стимул к занижению в отчетности объемов воды, забираемой из водных объектов. Ведь за эту воду ныне приходится платить. Однако нельзя забывать также о другом. У организаций по централизованному водоснабжению (коммунальных водопроводов и др.) имеется не менее высокий стимул по завышению объемов подаваемой воды, подлежащей оплате потребителями. При этом неизбежно завышение объемов воды, забираемой из водных источников, поскольку иначе не будут сходиться элементарные отчетно-балансовые соотношения.
Характерно, что именно данный факт, наравне с другими причинами, послужил толчком к началу массовой установки индивидуальных и домовых счетчиков, позволяющих оценивать реальные объемы подаваемой воды, подлежащей оплате.
Возникает
вопрос: откуда же возникла информация
о чрезвычайно большой
Во-первых,
приводимые цифры понадобились не только
для доказательства необходимости
повсеместной экономии воды. Вполне возможно
ставилась задача убедить общественность
в абсолютной неэффективности отечественного
водопотребления по сравнению с другими
странами. А это в свою очередь должно
послужить дополнительным аргументом
в пользу передачи неприватизированных
(полуприватизированных) к настоящему
моменту элементов водохозяйственного
комплекса, прежде всего городских водопроводно-канализационных
объектов, в руки частных или частно-государственных
предпринимателей-
Одновременно
приводимые запредельные цифры могут
служить доказательством
Что ж, экономия воды – цель, безусловно, благая. Однако подобные средства ее достижения весьма сомнительны и в целом для страны неэффективны.
Не исключена и другая версия. Имеет место до конца не изжитое наследие конца 89-х – начала 90-х годов прошлого века, когда априори считалось, что в нашей стране в области природопользования все во много-много раз хуже, чем за рубежом. В то время с весьма высоких трибун озвучивались и не такие данные… Образно говоря, в силе был «статистический» подход Виктора Михайловича Полесова из «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова: «Как же большевики будут воевать? Чем? Мне один видный коммунист говорил, что у них – ну, как вы думаете, сколько аэропланов? – Штук двести? – Не двести, а тридцать два! А у Франции восемьдесят тысяч боевых самолетов!». Однако в настоящее время подобная аргументация уже не действует.
Если говорить серьезно, то задача снижения удельной водоемкости хозяйствования в Российской Федерации требует гораздо более весомых организационных, финансово-экономических, пропагандистских и правовых усилий, значительного времени и продуманной политики в масштабах всей экономики страны.
Настоящая статья была подготовлена в июле сего года, а 20 августа состоялось заседание Правительства страны, на котором был одобрен проект Водной стратегии на период до 2020 г. Характерно, что в выступлении Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации на этом заседании прозвучали уже иные цифры, нежели приводились ранее: «Мы забираем на единицу ВВП воды в два-два с половиной раза больше, чем страны Евросоюза» («Российская газета» от 21.08.2009). Судя по всему, осознание правильности указанных цифр у разработчиков Стратегии пришло в последний момент. Однако в выступлении и тексте Водной стратегии появились не менее одиозные показатели. В частности, одним из основных контрольных заданий на 2020 г. стало «снижение водоемкости валового внутреннего продукта с 2,4 до 1,4 м3 /тыс. руб. – это водоемкость ВВП в 2007 г. в ценах данного периода (с учетом забора морской воды). В 2008 г. указанный показатель в текущих ценах был уже на уровне 1,9 м3 /тыс. руб. Получается, что одиннадцатилетнее задание было наполовину выполнено еще до принятия рассматриваемой Стратегии!
В завершение необходимо отметить, что исходя из перечисленных фактов, приводимые в начале статьи сопоставительные данные об удельной энергоемкости экономики различных стран, также как и удельных выбросах вредных веществ в атмосферу, поступлении в окружающую природную среду отходов и т.д., нуждаются в тщательной проверке. Подобные сравнения, выполненные на профессиональном уровне, должны не только адекватно характеризовать объемы ВВП по различным государствам. Требуется учитывать общие сложности построения топливно-энергетического баланса (отражение перехода энергии из одного вида в другой с исключением повторного счета, необходимость расчета по конечному потреблению, приведение разных физических измерителей энергии в сопоставимый вид и др.). Точно также следует помнить о специфике статистики окружающей природной среды в каждой стране, в частности о расхождениях в учете выбросов в воздушный бассейн по различным источникам, несовпадениях в информационно-статистическом обеспечении управления обращением отходов и о многом другом. Только при таком подходе можно обеспечить надежность и статистическую значимость итоговых результатов. В свою очередь только надежные результаты международных сопоставлений должны приниматься во внимание при формировании реальной и эффективной политики энергопотребления и природопользования в нашей стране.
До
завершения квалифицированных
Информация о работе Природоемкость экономики России и других стран: некоторые статистические аспекты