Предмет безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:53, доклад

Краткое описание

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Оглавление

1. Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций.
2. Основы национальной безопасности.
3. Продовольственная безопасность.
4. Экологическая безопасность.

Файлы: 1 файл

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИъ.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

 

 

 

 

 

 

 

по  дисциплине: «Основы безопасности жизнедеятельности»

 «Предмет безопасности жизнедеятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                               

Проверил:                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012г.

 

Содержание:

 

1. Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций.

 

2. Основы национальной безопасности.

 

3. Продовольственная безопасность.

 

4. Экологическая безопасность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Предмет  безопасности жизнедеятельности. Основные понятия,

термины и  определения. Классификация опасных  и чрезвычайных ситуаций

 

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая  общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие  способы защиты от них в любых условиях обитания.

Безопасность жизнедеятельности  как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она  должна опираться на научные достижения и практические разработки в области  охраны труда, окружающей среды и  защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Факторы, негативно действующие  на человеческий организм, принято  делить на вредные и опасные. К  вредным, согласно определению, данному  в законе «Об основах охраны труда  в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам  и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все  системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

Все опасные и вредные факторы  образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

Опасная ситуация - это неблагоприятная  обстановка, в которой действуют  вредные и опасные факторы  различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу  и среде обитания.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

Экстремальная ситуация возникает  при нахождении человека в ледяной  воде, в пути во время снежной  бури, при пожаре и т.д. В последнее  время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.

Часто на определенной территории в  результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных  аварий и катастроф, а также экологических  бедствий нарушаются нормальные условия  жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

Точное определение чрезвычайной ситуации дается в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994): Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или уже повлек за собой человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, сопровождаться значительными материальными потерями и нарушением жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера - это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС - это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.

Согласно Постановлению Правительства  Российской Федерации от 13.09.1996 г. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации классифицируются по сфере возникновения, по масштабу последствии и по ведомственной принадлежности.

Таблица 1

Классификация чрезвычайных ситуаций

 

По сфере возникновения

По масштабу последствий

По ведомственной принадлежности

 

ЧС природного характера (стихийные  бедствия)

частные (выходит из строя установка, аппаратура и т.д.)

на промышленных предприятиях

 

ЧС техногенного характера

локальные (происходит на территории одного пред приятия, пострадавших не более 10 человек)

на сельскохозяйственных объектах

 

ЧС социально-криминального характера

местные (происходит на территории населенного  пункта, пострадавших от 10 до 15 человек)

в строительстве

 

ЧС экологического характера

территориальные (занимает территорию одного субъекта России, пострадавших от 50 до 100 чело век)

в лесном хозяйстве

 

ЧС биологического характера

региональные (последствия охватывают территорию нескольких субъектов Рос  сии, пострадавших от 100 до 500 человек)

в жилищной сфере

 

ЧС военного характера

федеральные (происходит на территории одной страны, пострадавших от 500 до 1000 человек)

   
 

трансграничные (глобальные), выходящие  за пределы одной страны, пострадавших может быть более 1 тыс. человек

   
       

По масштабу распространения и  тяжести последствий чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.

Некоторые авторы предлагают четырехуровневую систематизацию чрезвычайных ситуаций (А.Н. Лисин). Он предлагает разделить  их на группы (природные ЧС, техногенные  ЧС, социальные ЧС), типы (геофизические, геологические и др.), виды (землетрясения, наводнения), классы (литосферные, атмосферные и др.) (рис. 1).

ЧС природного характера (стихийные  бедствия)

Рис.1. Схема классификации ЧС

Для того чтобы избежать несчастных случаев и нарушений здоровья и экстремальных и чрезвычайных ситуациях, каждый человек должен хорошо знать и соблюдать все условия безопасности, правильно организовывать свою деятельность.

Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.

Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в  возможных опасных ситуациях  введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

Эти дисциплины изучают сложный  процесс взаимодействия человека и  окружающей среды.

Основными задачами БЖД являются:

* распознавание и оценка негативных  воздействий среды обитания;

* снижение отрицательных последствий  опасных и вредных факторов  на окружающую среду и человека;

* обучение населения, особенно  молодежи, правилам поведения, алгоритмам  действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению  основных умений и навыков существования  в различных опасных ситуациях  должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

Модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

 

2. Основы национальной  безопасности

 

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника  власти в стране. Российская Федерация  является многонациональной великой страной, которая играет немаловажную роль в мире.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России должны быть направлены на:

* сохранение  стабильности конституционного  строя;

* обеспечение  территориальной целостности государства;

* создание  единого правового пространства;

* становление  правопорядка и демократического  общества;

* обеспечение  гражданского мира и межнационального  согласия;

* защита  личности, общества от терроризма, религиозного экстремизма, чрезвычайных  ситуаций;

* обеспечение  высокого, достойного уровня жизни  народа;

* укрепление  духовных, нравственных ценностей  общества;

* воспитание  патриотизма человека.

Во внешней  политике соблюдение национальных интересов  предполагает:

* обеспечение  суверенитета и укрепление позиции России во всем мире;

* развитие  экономических, политических и  других связей со всеми странами;

* соблюдение  и защита прав и свободы  гражданина России.

Несмотря  на определенные усилия со стороны  Президента и Правительства, для  укрепления национальной безопасности России остается еще множество факторов, угрожающих наци, шальной безопасности страны:

* в экономике:  нестабильность банковской системы;  экспорт сырья и импорт предметов  потребления; отток научных кадров  и другие страны; неразумная приватизация рентабельных предприятий; коррупция в государственной структуре и т.д.;

* во внутриполитической  сфере: продолжающиеся межнациональные  конфликты; рост и развитие  религиозного экстремизма, терроризма  и преступности; расслоение людей  на богатых и бедных и т.д.;

*в социальной  сфере: реформы в системе образования,  я и социальной защиты; распространение  наркомании, алкоголизма, курения  среди молодежи; расслоение общества  на богатых и бедных; продолжающееся  сокращение рождаемости и средней  продолжительности жизни и т. д.;

* в международной  сфере: расширение НАТО; появление  вблизи России военных баз  других стран; осложнение межгосударственных  отношений с соседними странами; территориальные претензии других  стран;

*в информационной  среде: преобладание в средствах массовой информации культа насилия и агрессии; пропаганда и реклама табака, спиртных напитков;

*в воспитательной  сфере: свертывание работы спортивных  и культурных учреждений, особенно  детских; недостаточное финансирование  учебно-воспитательных программ; ликвидация многих молодежных организаций;

*в военной  сфере: нескончаемая реформа военных  сил; ослабление военной мощи  России; уменьшение военного присутствия  России в странах СНГ; активизация  спецслужб других стран на  территории страны;

Информация о работе Предмет безопасности жизнедеятельности