Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:53, доклад
Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.
1. Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций.
2. Основы национальной безопасности.
3. Продовольственная безопасность.
4. Экологическая безопасность.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
по дисциплине: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Предмет безопасности жизнедеятельности»
Выполнил:
Проверил:
Москва
2012г.
Содержание:
1. Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций.
2. Основы национальной безопасности.
3. Продовольственная безопасность.
4. Экологическая безопасность.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Предмет
безопасности жизнедеятельности
термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций
Безопасность жизнедеятельности -
это область научных знаний, изучающая
общие опасности, угрожающие человеку,
и разрабатывающая
Безопасность
В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.
Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.
Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.
Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.
В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).
Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.
Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.
Точное определение
Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера - это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС - это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.
Согласно Постановлению
Таблица 1
Классификация чрезвычайных ситуаций
По сфере возникновения |
По масштабу последствий |
По ведомственной |
|
ЧС природного характера (стихийные бедствия) |
частные (выходит из строя установка, аппаратура и т.д.) |
на промышленных предприятиях |
|
ЧС техногенного характера |
локальные (происходит на территории одного пред приятия, пострадавших не более 10 человек) |
на сельскохозяйственных объектах |
|
ЧС социально-криминального |
местные (происходит на территории населенного пункта, пострадавших от 10 до 15 человек) |
в строительстве |
|
ЧС экологического характера |
территориальные (занимает территорию одного субъекта России, пострадавших от 50 до 100 чело век) |
в лесном хозяйстве |
|
ЧС биологического характера |
региональные (последствия охватывают территорию нескольких субъектов Рос сии, пострадавших от 100 до 500 человек) |
в жилищной сфере |
|
ЧС военного характера |
федеральные (происходит на территории одной страны, пострадавших от 500 до 1000 человек) |
||
трансграничные (глобальные), выходящие за пределы одной страны, пострадавших может быть более 1 тыс. человек |
|||
По масштабу распространения и
тяжести последствий
Некоторые авторы предлагают четырехуровневую систематизацию чрезвычайных ситуаций (А.Н. Лисин). Он предлагает разделить их на группы (природные ЧС, техногенные ЧС, социальные ЧС), типы (геофизические, геологические и др.), виды (землетрясения, наводнения), классы (литосферные, атмосферные и др.) (рис. 1).
ЧС природного характера (стихийные бедствия)
Рис.1. Схема классификации ЧС
Для того чтобы избежать несчастных случаев и нарушений здоровья и экстремальных и чрезвычайных ситуациях, каждый человек должен хорошо знать и соблюдать все условия безопасности, правильно организовывать свою деятельность.
Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.
Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.
Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.
Основными задачами БЖД являются:
* распознавание и оценка
* снижение отрицательных
* обучение населения, особенно
молодежи, правилам поведения,
Воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.
Модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
2. Основы национальной безопасности
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Российская Федерация является многонациональной великой страной, которая играет немаловажную роль в мире.
Во внутриполитической сфере национальные интересы России должны быть направлены на:
* сохранение стабильности конституционного строя;
* обеспечение
территориальной целостности
* создание
единого правового
* становление
правопорядка и
* обеспечение
гражданского мира и
* защита
личности, общества от терроризма,
религиозного экстремизма,
* обеспечение высокого, достойного уровня жизни народа;
* укрепление духовных, нравственных ценностей общества;
* воспитание патриотизма человека.
Во внешней политике соблюдение национальных интересов предполагает:
* обеспечение суверенитета и укрепление позиции России во всем мире;
* развитие
экономических, политических и
других связей со всеми
* соблюдение и защита прав и свободы гражданина России.
Несмотря на определенные усилия со стороны Президента и Правительства, для укрепления национальной безопасности России остается еще множество факторов, угрожающих наци, шальной безопасности страны:
* в экономике:
нестабильность банковской
* во внутриполитической
сфере: продолжающиеся
*в социальной
сфере: реформы в системе
* в международной
сфере: расширение НАТО; появление
вблизи России военных баз
других стран; осложнение
*в информационной
среде: преобладание в
*в воспитательной
сфере: свертывание работы
*в военной
сфере: нескончаемая реформа