Правила поведения на водоёмах в разное время года

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: систематизировать необходимый минимум знаний по правилам безопасного поведения на водоёмах во все времена года.
Задачи:
Теоретически исследовать причины несчастных случаев и наличия мер по обеспечению безопасности населения.
Практически исследовать уровень знаний учащихся по правилам поведения на воде и при попадании в чрезвычайные ситуации. Анализ материалов.
Систематизировать все правила безопасного поведения на воде и действия при попадании в чрезвычайные ситуации по временам года.
Провести тестирование среди учащихся 6 класса по правилам поведения на воде

Оглавление

Введение
1. Типы и характеристика водоёмов в различное время года
2. Основные правила безопасного поведения на воде
2.1. Правила поведения на водоемах весной
2. 2. Правила поведения на воде в летний период
2.3. Правила поведения на водоемах в осенний период
2.4. Правила поведения на водоемах в зимний период
2.5 Способы спасения людей на водоемах
3. Практическая часть
Заключение.
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

ВКР водоёмы.doc

— 890.50 Кб (Скачать)

Замерзшую реку или озеро лучше пересекать на лыжах. При этом крепление лыж лучше расстегнуть, чтобы при необходимости можно было быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук. Если водоем пересекает группа, расстояние между пешеходами должно быть не менее 5м.

Рыбная ловля в зимний период.   

На водоем можно отправляться только в том случае, если толщина льда не менее 5—6 см, и непременно с товарищем. С собой необходимо иметь пешню, лучше остроконечную, поскольку только ею можно определить толщину льда. Чтобы разминуться с бедой, достаточно пунктуально соблюдать выработанные
опытом правила поведения на зимней рыбалке: не делать вперед и шага, не проверив прочность льда пешней; не удаляться далеко от других удильщиков; не приближаться к топлякам, сваям, камышам и остаткам другой растительности, устью притока, крутому берегу, в который ударяет речная струя. Самый прочный лед — прозрачный, над ямами он кажется темным, слегка прогибается, но не рушится. Но если впереди темное пятно, а следов пребывания человека не видно — такое место может означать выход подводного родника. Лед здесь очень тонкий, и от такого места следует отойти подальше. Белый, ноздреватый лед, смерзшийся со снегом, менее прочен, такие места следует обойти или предварительно проверить пешней. При температуре воздуха от нуля до минус 10 С лед толщиной 4-6 см выдерживает одиночных рыболовов, располагающихся на расстоянии 2-3 м друг от друга, а при толщине 8-15 см он уже способен выдерживать группы людей, располагающиеся на расстоянии 10 м. Особо опасен первый лед с выпавшим на него снегом. Если вы вышли на тонкий
лед и он начинает трескаться или оседать, немедленно остановитесь, перехватите пешню или ледоруб посередине, отойдите назад скользящими ногами по ранее пройденному пути, а затем следуйте в другом направлении или вернитесь на берег. Не подходите близко к зарослям камышей, осоки, к затопленным кустам — около них лед бывает обычно тоньше. В середине зимы на водоемах устанавливается прочный лед, покрытый толстым слоем снега. Но проблема безопасности не снимается, особенно на реке. Там, где течение преодолевает какое-то препятствие (перекат, валун), струя ускоряет движение и протачивает самый толстый лед. В это время также требуется соблюдать осторожность, чтобы не попасть в старые лунки, прикрытые снегом. На водоемах, в которых производится промысловый лов рыбы, часто встречаются большие проруби для установки сетей, и рыболов может провалиться, если они не обозначены ветками.

Ловля на весеннем льду.

Не менее опасен для рыболова-любителя хрупкий весенний лед. С наступлением оттепелей он становится тоньше и слабее прежде всего в местах с густой подводной растительностью, в устьях ручьев рек и около самого берега, поросшего тростником и камышом. Во время ночных заморозков снег, перемешанный с водой, замерзает. Образуется сравнительно крепкий наст. Но днем под воздействием лучей солнца лед теряет свою прочность. В этом и состоит опасность весеннего льда — рано утром по нему можно идти смело, а после полудня он становится хрупким и ненадежным. Поэтому при выходе на весенний лед берите с собой широкие доски, чтобы вечером сойти по ним со льда на берег. Отправляйтесь на рыбалку, тщательно к ней подготовившись. Не имеет смысла перегружаться лишними вещами, берите только необходимые снасти, походное снаряжение и еду.

2.5. Способы спасения людей  на водоемах

Спасательные средства.(приложение 2)

Спасение человеческой жизни на воде задача архиважная потому, что время на спасение человека иногда измеряется не минутами, а секундами. Спасательные средства различают следующих видов: экстренные, превентивные и длительного пользования.

Экстренные спасательные средства применяются, когда человек упал за борт и ему нужно продержаться на воде, пока не подойдёт помощь. К ним относятся: спасательный круг или спасательный конец Александрова. (Приложение 2)

К превентивным спасательным средствам относятся спасательные пояса, нагрудники и жилеты. Они одеваются заранее: при катании на водных лыжах, гидроцикле, при посадке в лодку детей или пассажиров, не умеющих плавать, а также когда судно находится в аварийном состоянии. При покупке спасательных жилетов, особенно для детей, обратите внимание, чтобы был свисток и воротник, который позволил бы, особенно ребёнку поддерживать лицо под углом 45 градусов к поверхности воды. Этих спасательных средств должно быть столько же, сколько и людей. (Приложение 2)

К спасательным средствам длительного использования относятся спасательные лодки и плоты. Эти средства подбираются в зависимости от возможного количества пассажиров и экипажа.

Способы оказания помощи утопающим в теплое время года.

Как узнать, что человек тонет?

      Когда человек тонет, его тело, как правило, стоит в воде вертикально, голова то и дело скрывается в волнах.

      Тонущий человек судорожно взмахивает руками, а потом взмахи и вовсе прекращаются.

Ваши действия:

1.      Если  есть лодка, подплывите на ней к тонущему и затаскивайте его через корму, чтобы лодка не перевернулась.

2.      Если лодки нет, добирайтесь до тонущего вплавь.

Оказание помощи терпящему бедствие на воде

Буксировка с поддержкой под мышки

Спасатель поддерживает тонущего под мышки и буксирует его, плывя на спине.

Буксировка за волосы

Схватить тонущего одной рукой за волосы или ворот и плыть любым способом, стараясь удержать голову пострадавшего над водой.

Буксировка с захватом выше локтей

Взять сзади обе руки тонущего, оттянуть их назад, просунуть свою левую (правую) руку под мышку, провести её за спиной тонущего, взять за другую руку выше локтя и буксировать, плывя на боку.

 

 

Меры предосторожности при спасении утопающего

1.      В холодной воде не снимайте с себя одежду, чтобы избежать переохлаждение организма. Следует только снять обувь и вытащить все из карманов.

2.      Следите, чтобы утопающий в панике не хватался за вас. Если этого не удается избежать, примите специальные приемы освобождения:

      Если он схватился за вашу ногу, быстро опустите ее, одновременно приняв вертикальное положение. Поднимите другую ногу и, упершись ею в плечо или грудь утопающего, оттолкнитесь от него, откинувшись назад всем телом.

      Если он обхватил вас спереди, возьмите его обеими руками под мышки и, приподняв, оттолкните от себя.

      Если он обхватил вас сзади за шею, опустите голову как можно ниже, чтобы его руки не сомкнулись у вас на горле. Крепко сожмите запястье той его руки, которая находится выше, и резко дерните вперед, приподнимая другой рукой его локоть. Оказавшись таким образом у него за спиной, вы заблокируете одну из его рук.

      В крайнем случае погружайтесь с головой в воду и, вынырнув за спиной утопающего, крепко ухватите его за плечи.

      Постарайтесь успокоить паникующего человека и внушить ему, что он спасется только в том случае, если будет вам подчиняться.

Первая помощь пострадавшему  на берегу

1.Если тонувший не дышит, немедленно начинайте делать ему искусственное дыхание методом «рот в рот». Очистите ему пальцем полость рта, запрокиньте его голову и начинайте вдувать в него воздух, зажав его нос двумя пальцами. 

2.Когда из человека начнет выходить вода, которой он наглотался, наклоняйте его голову набок.

3.Когда пострадавший начнет дышать, переверните его на грудь, голову поверните набок и, укрыв чем-нибудь теплым, вызовите скорую помощь.

Способы спасания людей в зимнее время года

Если все же человек провалился в воду, он должен звать на помощь, сохраняя спокойствие, действовать самостоятельно. Нужно немедленно раскинуть широко руки по кромкам льда, не делать резких движений, опираясь грудью и руками на кромку льда, попытаться выползти на прочный лед и ползти к берегу. Если на ваших глазах на льду провалился человек, немедленно крикните, что идете на помощь.

Спасение провалившегося под лед.

Ваши действия:

1.      Подбирайтесь к пострадавшему ползком, распластавшись на льду.

2.      Бросьте ему конец веревки или протяните конец палки. На конце веревки следует сделать петлю, чтобы он продел в нее руку.

3.      Крикните пострадавшему, чтобы он постарался лечь горизонтально и отталкиваясь ногами, держась одной рукой за веревку или палку, а другой разбивая перед собой лед.

4.      Начинайте осторожно подтягивать его к себе.

5.      Если удастся быстро найти широкую доску, подведите ее под грудь пострадавшему, чтобы он мог лечь на нее, ухватившись руками. После этого вам легко будет его вытащить.

6.      Если у вас нет никаких подручных средств и лед достаточно крепок, подползите к краю полыньи и попытайтесь вытащить пострадавшего за руки и одежду.

Самое главное - сохранять хладнокровие, потому что даже плохо плавающий человек способен некоторое время удержаться на поверхности за счет воздушной подушки, образовавшейся под одеждой. Вместе с тем активно действовать необходимо сразу же, пока еще не промокла одежда, не замерзли в холодной воде руки, не развились характерные для переохлаждения слабость и безразличие. 10-15 минут пребывания в ледяной воде опасно для жизни. Оказать немедленную помощь человеку, оказавшемуся в опасности - благородный долг каждого гражданина.

Первая помощь на берегу провалившемуся под лед.

Вытянув пострадавшего на берег, первым делом проверьте, дышит ли он. Если нет, сразу же начинайте делать искусственное дыхание. Если дышит, то накиньте на него какую-нибудь сухую одежду прямо поверх мокрой и как можно быстрее доставьте его в теплое помещение. Если он не в состоянии идти самостоятельно, попробуйте прямо на месте растереть ему ноги. Если это не помогает, тащите его волоком. Оказавшись в тепле, сразу же переоденьте его в сухую одежду, при необходимости растерев обмороженные места (желательно спиртом). Если до ближайшего помещения слишком далеко, разводите костер прямо на месте. Высушите на нем одежду пострадавшего, дав ему что-нибудь из своих вещей. Если он сильно обморожен, растирайте его спиртом или снегом.


3. Практическая часть

Для проверки уровня знаний учащимися правил поведения на водоёмах нами был разработан тест. Было протестировано 21 человек – учеников 6 класса

Тест: Безопасность на водоеме

1. По льду надо передвигаться:

а) бегом; б) скользя на подошвах; в) спокойным шагом.

Ответ: скользя на подошвах.

2. При передвижении нескольких человек по льду надо идти:

а) друг за другом на расстоянии;

б) взявшись за руки;

в) рядом друг с другом.

Ответ: друг за другом на расстоянии.

3. Пешня нужна для:

а) измерения глубины сугробов;

б) проверки прочности льда;

в) оказания помощи утопающему.

Ответ: проверки прочности льда.

4. Выбравшись на лед, надо:

а) бежать к берегу;

б) передохнуть, затем ползти к берегу;

в) откатиться, затем катиться к берегу.

Ответ: ткатиться, затем катиться к берегу.

3. Незамерзшее место на поверхности водоема зимой – это...

а) сугроб; б) полынья; в) проталина.

Ответ: полынья.

6. Спасательное средство:

а) круг; б) рюкзак; в) компас.                                                                          

Ответ: круг.

7. Подземный водный источник – это ...

а) река; б) озеро; в) ключ.                                                                                       

Ответ: ключ.

8. Рассмотри рисунки. Напиши, какие правила купания на водоеме нарушают дети.

Ответ: а) Нельзя прыгать с высоты в водоеме; б) нельзя баловаться в воде; в) нельзя купаться, где стоит запрещающий знак; г) Нельзя купаться возле сточных труб

9. Какие факторы увеличивают опасность провалиться под лед?

а)Температура воздуха, б) время года, суток, в) место на водоеме, г) все перечисленные

Ответ: все перечисленные

10. Что является основными причинами попадания под лед?

Ответ: Грубое нарушение мер безопасности на льду, детская шалость.

11. Какие правила надо выполнять, чтобы не провалиться под лед?

Ответ: Идти скользящим шагом, проверять прочность льда перед собой с помощью палки, быть внимательным, если вы двигаетесь на лыжах, нужно снять рюкзак с одного плеча, расстегнуть крепления и взять палки от лыж в одну руку.

12. Как выбираться из полыньи, если вы провалились?

Ответ: Раскинув руки, наползать на лед равномерно, выбравшись, не вставать на ноги сразу, а осторожно отползти или откатиться от края полыньи на более прочный участок льда.

13. Что нужно сделать, выбравшись на лед?

Ответ: Раздеться, отжать одежду, одеться и бегом двигаться к жилью.

14. Как оказать помощь человеку, который провалился под лед?

Ответ: Осторожно подползти поближе и подать ему палку, веревку, лестницу или одежду. Оказавшись на прочном льду, помочь пострадавшему, обогреть его.

По результатам тестирования были сделаны следующие выводы:

Из всей группы тестируемых плохо знают правила поведения на водоёмах 2 ученика, на хорошо и удовлетворительно справилась основная масса учащихся (11 человек), 8 ребят ответили на отлично. Результаты тестирования приведены в таблице 2 (приложение 2).


Заключение

На нашей планете всегда есть возможность оказаться в воде, ведь она покрывает 71% земной поверхности[8]. Поэтому древние греки умение плавать считали таким же обязательным, как умение читать.

Впрочем, тысячелетние наблюдения показывают, что тонут в основном именно те, кто умеет плавать. И это не странно: как бы не умел человек бегать, прыгать, плавать или даже летать, жизнь его не станет безопаснее без правильного управления своими возможностями.

Информация о работе Правила поведения на водоёмах в разное время года