Пожарные рукава и рукавная арматура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:48, реферат

Краткое описание

Все соединительные головки имеют в себе по одной фасонной резиновой уплотнительной прокладке. При совместном соединении двух соединительных головок между собой обе резиновые уплотнительные прокладки двух головок под давлением жидкости подпираются (распираются), тем самым герметизируется соединение. К тому же отсутствует возможность самопроизвольного рассоединения соединительных головок.
Цель реферата: раскрыть назначение, классификацию, технические характеристики и особенности эксплуатации пожарных рукавов.

Оглавление

Введение
3
Раздел 1. Основная часть
4
Назначение, классификация и технические характеристики пожарных рукавов

4
1.1 Назначение пожарных рукавов
4
1.2 Эксплуатация пожарных рукавов
8
1.2.1 Постановка пожарных рукавов на вооружение пожарных частей и для комплектации пожарных кранов
8
1.2.2 Эксплуатация всасывающих и напорно-всасывающих рукавов
11
1.2.2.1 Использование всасывающих рукавов
11
1.2.2.2 Использование напорных рукавов
15
Раздел 2. Заключительные выводы……………………………………….
17
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат 2012г.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

Ремонт всасывающих  и напорно-всасывающих рукавов, получивших повреждение в виде сквозных проколов и порезов длиной до 10 мм, производится наложением заплат на наружную поверхность. Места вокруг прокола на поверхности ремонтируемого рукава зачищаются и обезжириваются бензином или другим растворителем. Вырезаются заплаты из прорезиненного полотна или вулканизованной резины толщиной от 1,5 до 2,0 мм диаметром от 50 до 60 мм или прямоугольной формы размером 60x60 мм со скругленными углами, зачищаются и обезжириваются. На зачищенное место поверхности ремонтируемого рукава и заплату наносится клей. Приклеивание осуществляется в соответствии с указаниями то применению для используемого клея.

Несквозные проколы (порезы) заполняются клеем. Наносится слой клея вокруг прокола и на заплату  из резины или прорезиненного полотна  и заплата приклеивается аналогично.

Ремонт сквозных разрывов требует вскрытия стенки ремонтируемого рукава в месте разрыва с наружной стороны путем последовательного вырезания и удаления слоев, составляющих стенку. При этом последующие слои вырезают ступеньками, соблюдая порядок, при котором каждый ниже лежащий слой вырезается на ширину и длину, большую вырезанной части выше лежащего слоя.

Для удобства работы верхние слои ремонтируемого рукава по мере вырезки негодных участков отгибают вверх. После этого поврежденный участок сушат и подготавливают к ремонту.

Зачищают  и промывают с обеих сторон подготовленную для ремонта заплату из листовой резины. По размерам заплата должна перекрывать поврежденный участок ремонтируемого рукава на длину от 30 до 35 мм во всех направлениях.

После просушки на заплату и ремонтируемый участок  наносят тонкий слой клея, подсушивают  и заплату приклеивают.

Резиновая заплата второго  слоя должна быть на длину от 12 до 20 мм больше вырезанного слоя ремонтируемого участка. Это обеспечивает возможность выполнения шва внахлестку. Процесс подготовки и наложения этой заплаты тот же, что и первого слоя.

Раскрой заплаты  и обклейка всасывающего и напорно-всасывающего рукава прорезиненной тканью и наружной обкладкой проводятся так, чтобы обкладка два - три раза обернула отремонтированный участок и перекрыла место разрыва на ремонтируемом рукаве на длину от 200 до 250 мм с каждого конца. Для улучшения прилипания наружной обкладки к поверхности ремонтируемого рукава рекомендуется на время сушки поверх обкладки намотать веревку, воспроизводя спиральную форму поверхности ремонтируемого рукава.

Деформация  металлической спирали всасывающего и напорно-всасывающего рукава устраняется деревянным или резиновым молотком на круглой оправке.

Ремонт  способом вулканизации

Для ремонта  способом вулканизации необходимо иметь  специальные приспособления, позволяющие зажимать ремонтируемый участок всасывающего и  напорно-всасывающего рукава в аппарате без изменения его формы, с усилием до 100 кг на 10 см длины ремонтируемого рукава.

Технология  ремонта конкретных типов и модификаций  всасывающих и напорно-всасывающих  рукавов должна быть приведена в формуляре, составленном предприятием-изготовителем. По окончании ремонта в формуляр вносятся сведения о ремонте (вид ремонта, характер повреждения).

Отремонтированные всасывающие и напорно-всасывающие  рукава подвергают испытаниям не ранее, чем через 24 часа после окончания ремонта.

Хранение

Хранению  подлежат только чистые всасывающие  и напорно-всасывающие рукава.

Не допускается  хранение всасывающих и напорно-всасывающих  рукавов вблизи работающего оборудования, способного выделять озон, а также искусственных источников света, выделяющих ультрафиолетовые лучи. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от действия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава должны храниться в помещении на стеллажах параллельными рядами высотой не более 1 м при температуре от минус 25 до плюс 30 С и размещаться на расстоянии не менее 1 метра от отопительных приборов.

Всасывающие и напорно-всасывающие  рукава больших диаметров размещаются на нижних полках стеллажей. Новые всасывающие и напорно-всасывающие рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.

Срок хранения должен быть не более 10 лет. Конкретный срок хранения указывается в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.

Один раз  в год проводится их внешний осмотр.

По истечении  срока хранения, указанного в эксплуатационной документация комиссионно проверяется качество всасывающих и напорно-всасывающих рукавов внешним осмотром и проведением испытаний.

При положительных  результатах испытаний, они либо поступают в эксплуатацию, либо на дальнейшее хранение с последующей проверкой 1 раз в год. При постановке на эксплуатацию всасывающие и напорно-всасывающие рукава испытывают.

1.2.2.2 Использование напорных рукавов

Напорные  рукава укладывают в отсеки кузова пожарного автомобиля в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Рукава, расположенные на катушках, закрываются специальным чехлом из плотной водонепроницаемой ткани.

При прокладке  рукавных линий необходимо следить, чтобы рукава не имели резких перегибов, не допускать прокладки рукавов  по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами.

Прокладывать  рукавные линии в лестничных клетках  следует между маршами, не загромождая  при этом проходы и лестницы.

Прокладка рукавных линий по улице, дороге,  двору, должна производиться по возможности вне проезжей части, а через железнодорожные или трамвайные пути - под рельсами между шпалами.

В местах движения автотранспорта рукава должны защищаться рукавными мостиками.

При прокладке  рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы рукавов, следует использовать рукавное колено (седло).

Для разгрузки  вертикальной рукавной линии, прокладываемой по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета одной задержки на рукав.

Запрещается сбрасывать на рукавные линии части  разбираемых конструкций, а также  сбрасывать рукава с крыш и верхних  этажей зданий. Рукава должны переноситься пожарными, спускаться с высоты при  помощи веревок или других приспособлений.

Во  избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию  следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко  повышать давление в насосе, а также  резко перекрывать ствол.

При возникновении  течи в рукаве она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов. В зависимости от размера  дефекта рукава могут использоваться следующие рукавные зажимы:

 а)  ленточный зажим - для ликвидации  течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см;

б) корсетный  зажим - для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.

В качестве зажима может быть использован также  отрезок рукава того же диаметра длиной 15-20 см, который до навязки головок  одевается на рукав. При появлении течи во время работы на пожаре, давление в рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) перемещается на место дефекта рукава.

После окончания тушения пожара при  сборке рукавов зажимы снимают, а  место течи отмечают химическим карандашом.

В зимнее время после окончания тушения  пожара необходимо воду немедленно слить  из рукавов. Вмерзшие в лед рукава следует отогреть паром, горячим  воздухом или применять компресс из коммы, смачиваемой горячей водой. Перед складыванием рукавов места  сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания рукавов сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку рукавов надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или на санях с подсанками, укладывая рукава во всю длину.

Техническое обслуживание

1. Отмачивание (оттаивание)

Доставленные на рукавную базу (пост) или в часть использованные на пожаре или учении напорные рукава должны полностью оттаять в теплом помещении. Для этого может быть использована ванна с водой. Чтобы ускорить процесс оттаивания, ванна закрывается сверху крышками и в нее подается горячая вода. Эта же ванна используется для отмачивания загрязненных напорных рукавов.

2. Мойка

После оттаивания или отмачивания напорные рукава подаются на мойку. Загрязненные напорные рукава очищаются от грязи при помощи специальных рукавомоечных машин, а при их отсутствии щетками с использованием воды.

3. Внешний осмотр

Внешний осмотр напорных рукавов, находящихся в  эксплуатации, проводят после каждого применения, но не реже одного раза в месяц, а при хранении на складе и рукавных базах не реже одного раза в год.

Рукава подвергают осмотру на наличие маркировки, возможных  внешних повреждений или дефектов.

Наружную  поверхность напорного рукава, включая  пожарные соединительные головки и места их соединения с напорным рукавом, проверяют внешним осмотром на изменение цвета, наличие пятен, порезы, проколы, смятие, трещины и т.д.

По результатам  осмотра, принимают решение об их испытании или ремонте.

4. Испытание

Испытания напорных рукавов, находящихся в эксплуатации проводятся после каждого применения, но не реже одного раза в 6 месяцев. Напорные рукава испытывают на герметичность под давлением.

После ремонта  или по истечении гарантийного срока  хранения, указанного в эксплуатационной документации, их испытывают на герметичность под давлением.

Напорные  рукава из натуральных волокон (льняные  и льноджутовые) перед испытаниями заполняют водой под давлением от 0,2 (2) до 0,4 (4) МПа (кг/см2) и выдерживают в течение 5 минут. Данные напорные рукава под испытательным давлением после намокания льняных нитей каркаса не должны иметь свищей, кроме пылевидных.

Напорные рукава допускается  испытывать в виде линии до пяти штук, одного условного прохода.

При гидравлическом испытании напорный рукав или линия из напорных рукавов присоединяется к насосу с манометром. На другой конец напорного рукава или линии присоединяется перекрывной пожарный ствол или трехходовое разветвление. В соединениях между испытываемыми рукавами и применяемой арматурой должна быть обеспечена герметичность. После удаления воздуха и заполнения линии водой, постепенно поднимают давление воды в напорном рукаве до испытательного. Под этим давлением держат линию в течение времени необходимого для осмотра напорного рукава (линии из напорных рукавов) по всей длине и соединений в месте навязки их на пожарные соединительные головки. Появление свищей и капель воды не допускается (исключение составляют перколированные напорные рукава).

Результаты  испытания заносятся в формуляр напорного рукава.

5. Сушка

Сушить, напорные рукава можно в башенных, камерных и других сушилках, Башенная сушилка должна иметь калорифер или другие приборы для подогрева воздуха.

Развешивать напорные рукава для сушки нужно  равномерно по всему сечению шахты. Плотность заполнения должна быть от 10 до 15 напорных рукавов на 1м2. Подъем их производится лебедкой.

В камерных сушилках напорные рукава сушат свернутыми в  свободную скатку с зазорами от 20 до 25 мм между витками.

При отсутствии рукавных сушилок напорные рукава следует сушить:

  • вне помещения при температуре воздуха плюс 20 'С и выше при относительной влажности не выше 80 %. Их развешивают или раскладывают на решетчатый наклонный стеллаж. При этом они должны быть защищены от прямого действия солнечных лучей и осадков;
  • в помещении с достаточно нагретым воздухом или с теплоизлучающими приборами напорные рукава располагаются так же, как и в сушилках или на решетчатых стеллажах, на расстоянии не менее 1 м от теплоизлучающих приборов. В обоих случаях продолжительность сушки не должна превышать 24 часов.

Сушить напорные рукава следует согласно инструкции по эксплуатации для каждого типа напорного рукава.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ СУШИТЬ ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ОТОПИТЕЛЬНЫХ БАТАРЕЯХ И КОТЛАХ.

Не допускается  подвешивать их для сушки на металлических неокрашенных предметах.

6. Скатка и перекатка

После сушки  напорные рукава скатывают в одинарную  или двойную скатку. Для скатывания может быть использовано специальное приспособление.

Периодичность перекатки  напорных рукавов должна соответствовать эксплуатационной документации на конкретный напорный рукав.

Ремонт

В процессе эксплуатации напорные рукава получают повреждения, которые могут быть устранены  ремонтом. Ремонту подвергают вымытые  и высушенные напорные рукава.

Напорные рукава, получившие повреждения каркаса, ремонтируют следующими способами:

а) вулканизацией;

б) с применением клеев.

Напорные  рукава, получившие повреждения пожарных соединительных головок и мест соединений с ними, оборудуются пожарными  соединительными головками заново.

Технология ремонта  конкретного типа напорного рукава должна быть изложена в формуляре, составленном заводом-изготовителем.

Ремонт  способом вулканизации

Для проведения ремонта вулканизацией необходимо иметь:

  • вулканизационный аппарат со струбцинами;
  • волосяную жесткую щетку;
  • ножницы, нож сапожный, молоток деревянный или резиновый;
  • от трех до пяти деревянных подкладок;
  • кисть для клея;
  • клей, бензин.

Ремонт вулканизацией  осуществляется двумя способами.

а) Первый способ

Вулканизированный резиновый клей приготавливают из сырой клеевой резины, которую растворяют в авиационном бензине. Сырую клеевую резину нарезают мелкими кусками, помещают в плотно закрывающуюся банку и заливают авиационным бензином в соотношении: 3 кг бензина на 1 кг резины. Полученная смесь отстаивается в течение суток. По истечении этого срока набухшую резину тщательно перемешивают и в смесь еще заливают такое же количество бензина. После чего, смесь в течение 2-3 часов снова тщательно перемешивают до получения однородной массы клея.

Информация о работе Пожарные рукава и рукавная арматура