Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:48, реферат
Все соединительные головки имеют в себе по одной фасонной резиновой уплотнительной прокладке. При совместном соединении двух соединительных головок между собой обе резиновые уплотнительные прокладки двух головок под давлением жидкости подпираются (распираются), тем самым герметизируется соединение. К тому же отсутствует возможность самопроизвольного рассоединения соединительных головок.
Цель реферата: раскрыть назначение, классификацию, технические характеристики и особенности эксплуатации пожарных рукавов.
Введение
3
Раздел 1. Основная часть
4
Назначение, классификация и технические характеристики пожарных рукавов
4
1.1 Назначение пожарных рукавов
4
1.2 Эксплуатация пожарных рукавов
8
1.2.1 Постановка пожарных рукавов на вооружение пожарных частей и для комплектации пожарных кранов
8
1.2.2 Эксплуатация всасывающих и напорно-всасывающих рукавов
11
1.2.2.1 Использование всасывающих рукавов
11
1.2.2.2 Использование напорных рукавов
15
Раздел 2. Заключительные выводы……………………………………….
17
Список литературы…………………………………………………………
НЕРЮНГРИНСКИЙ ГАРНИЗОН ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
ШКОЛА ПОВЫШЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО МАСТЕРСТВА
РЕФЕРАТ
На тему: Пожарные рукава и рукавная арматура.
Составил: Начальник караула ПЧ-4
ФПС по охране п. Беркакит
ст. лейтенант внутренней службы
Е.А. Тен
Руководитель: Начальник ООСиП
ФГКУ «4отряд ФПС по Республике Саха
(Якутия)»
майор внутренней службы
В.А. Амосов
Нерюнгри 2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |
Введение |
3 |
Раздел 1. Основная часть |
4 |
Назначение, классификация и технические характеристики пожарных рукавов |
4 |
1.1 Назначение пожарных рукавов |
4 |
1.2 Эксплуатация пожарных рукавов |
8 |
1.2.1 Постановка пожарных рукавов на вооружение пожарных частей и для комплектации пожарных кранов |
8 |
1.2.2 Эксплуатация всасывающих и напорно-всасывающих рукавов |
11 |
1.2.2.1 Использование всасывающих рукавов |
11 |
1.2.2.2 Использование напорных рукавов |
15 |
Раздел 2. Заключительные выводы………………………………………. |
17 |
Список литературы………………………………… |
19 |
Введение
Пожарный рукав представляет гибкий трубопровод, предназначенный для транспортирования огнетушащих веществ и оборудованный при эксплуатации в расчете пожарной машины, а также в составе пожарного крана пожарными соединительными головками.
Пожарные рукава изготовляются из пропитанного специальным составом брезента или синтетической ткани и рассчитаны на рабочее давление не менее 1,0 МПа.
Для повышения водонепроницаемости, прочности и защиты от агрессивных сред (нефтепродуктов, кислот, высоких и низких температур) пожарные рукава могут иметь резиновое или полимерное покрытие изнутри и металлическое армирование (оплётку) или полимерное покрытие снаружи.
Для присоединения
к пожарным устройствам (
К примеру, в
СССР применялись два вида
соединительных головок: РОТТ (чугунные
и очень редко алюминиевые)
с тремя клыками,
Также имеют место и головки типа Шторц, но они редко используются.
Все соединительные головки имеют в себе по одной фасонной резиновой уплотнительной прокладке. При совместном соединении двух соединительных головок между собой обе резиновые уплотнительные прокладки двух головок под давлением жидкости подпираются (распираются), тем самым герметизируется соединение. К тому же отсутствует возможность самопроизвольного рассоединения соединительных головок.
Цель реферата: раскрыть назначение, классификацию, технические характеристики и особенности эксплуатации пожарных рукавов.
Раздел 1. Основная часть
Назначение, классификация и технические характеристики пожарных рукавов
1.1 Назначение пожарных рукавов
Пожарный рукав предназначен
для транспортировки
Пожарные рукава подразделяются на всасывающие (напорно-всасывающие) и напорные.
ВСАСЫВАЮЩИЕ И НАПОРНО-ВСАСЫВАЮЩИЕ РУКАВА
Всасывающий рукав предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса и транспортирования ее для пожаротушения.
Напорно-всасывающий рукав предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса или из системы противопожарного водоснабжения и транспортирования ее для пожаротушения.
Всасывающие и напорно-всасывающие рукава эксплуатируются в комплекте пожарного оборудования пожарных машин.
Пожарные машины комплектуют всасывающими и напорно-всасывающими рукавами по ГОСТ 5398-76 «Рукава резиновые напорно-всасывающие с текстильным каркасом неармированные. Технические условия». Для пожаротушения применяют всасывающие и напорно-всасывающие рукава классов «В» и «КЩ».
Всасывающие и напорно-всасывающие рукава по ГОСТ 5398 поставляют без пожарных соединительных головок.
Технические характеристики
всасывающих и напорно-
Таблица 1.1
Наименование |
Условный проход (DN)* всасывающего и напорно-всасывающего рукава | ||
80 |
100 |
125 | |
Минимальный радиус изгиба, мм |
400 |
500 |
600 |
Рабочее давление всасывающих рукавов, МПа (кг/см2) |
Не менее 0,1 (1,0) | ||
Рабочее давление напорно-всасывающих рукавов, МПа (кг/см2) |
Не менее 1,0 (10,0) |
||
Вакуумметрическое давление, МПа (кг/см2) |
0,08 (0,8) | ||
Рабочая среда для всасывающих и напорно-всасывающих рукавов класса «В» |
Вода техническая | ||
Рабочая среда для всасывающих и напорно-всасывающих рукавов класса «КЩ» |
Водные (слабые) растворы неорганических кислот и щелочей конц. до 20 %, объемных | ||
Работоспособность всасывающих и напорно-всасывающих рукавов при температуре окружающего воздуха, °С в районах: |
Продолжение таблицы 1.1
Наименование |
Условный проход (DN)* всасывающего и напорно-всасывающего рукава | ||
80 |
100 |
125 | |
с холодным климатом |
От минус 50 до плюс 70 | ||
с умеренным климатом |
От минус 35 до плюс 90 | ||
с тропическим климатом |
От минус 10 до плюс 90 | ||
Внутренний диаметр**, мм |
75 -1,5 |
100-1,5 |
125-2,0 |
*Условный проход (DN) - параметр, применяемый для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей, соединений трубопроводов и арматуры. ** Параметр, обеспечивающий соединение
рукавных пожарных |
Общая схема расположения конструктивных элементов всасывающих и напорно-всасывающих рукавов приведена на рисунке 1.1.
Пример условного обозначения при поставках напорно-всасывающего рукава без пожарных соединительных головок: класса В, группы 2, с внутренним диаметром 75 мм, рабочим давлением 0,5 МПа (5 кгс/см2), предназначенным для работы в районах с умеренным климатом: «Рукав В-2-75-5У ГОСТ 5398».
НАПОРНЫЕ РУКАВА
Напорный рукав предназначен для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением для пожаротушения.
Напорный рукав должен соответствовать ГОСТ 51049-97 «Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Общие технические требования. Методы испытаний» и НПБ 152-2000 «Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний».
Напорные рукава состоят
из тканого или ткановязаного
каркаса и внутреннего
Внутреннее гидроизоляционное покрытие изготавливается из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов.
Напорные рукава с
каркасом из натуральных волокон
могут не иметь внутреннего
В зависимости от назначения напорного рукава его каркас может иметь наружное защитное покрытие или пропитку.
По назначению напорные рукава подразделяются на:
предназначенные для комплектации пожарных машин (РПМ);
предназначенные для оборудования наружных (РПК-Н) и внутренних пожарных кранов зданий и сооружений (РПК-В).
В зависимости от величины условного прохода (DN) и рабочего давления (Рр), напорные рукава классифицируются в соответствии с таблицей 1.2.
Таблица 1.2
Тип |
DN |
Рр, МПа (кг/см2), не менее |
РПК |
25, 40, 50, 65 |
1,0(10,0) |
РПМ |
150 |
1,2(12,0) |
25,40, 50, 65, 80, 90 |
1,6(16,0) | |
25, 40, 50, 65, 80 |
3,0 (30,0) |
РПК - эксплуатируются в пожарных кранах зданий и сооружений, где установлены пожарные насосы на рабочее давление 1,0 МПа.
РПМ-1,2 - эксплуатируются при прокладке магистральных линий от пожарных насосных станций ПНС 110.
РПМ-1,6 - эксплуатируются на пожарных автомобилях и других пожарных машинах, оборудованных пожарными насосами на рабочее давление 1,6 МПа.
РПМ-3,0 эксплуатируются на пожарных автомобилях и других пожарных машинах, оборудованных пожарными насосами высокого давления до 3,0 МПа.
По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на:
обычного исполнения;
специального исполнения: износостойкие (И), маслостойкие (М), термостойкие (Т).
Напорные рукава специального исполнения обладают повышенной стойкостью:
износостойкие - к абразивному износу (истиранию);
маслостойкие - к воздействию
масел и различных
термостойкие - к воздействию нагретых твердых предметов.
Особую подгруппу термостойких напорных рукавов составляют перколированные напорные рукава.
Перколированные напорные рукава - напорные рукава, конструкция которых обеспечивает термостойкость за счет увлажнения их наружной поверхности по всей длине транспортируемыми огнетушащими веществами (водой, водными растворами пенообразователей и т.п.) под давлением. Перколированные напорные рукава, предназначены в основном для тушения пожаров, где необходима прокладка напорных рукавов по нагретым до значительной температуры поверхностям (тлеющим торфяникам, углям и т.п.).
Основные технические характеристики напорных рукавов при поставке предприятием-изготовителем приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Показатель |
Значение показателя |
Длина, м: |
|
РПК |
10 + 20 |
РПМ |
20 ±1 |
Относительное удлинение напорного рукава при рабочем давлении, %, не более |
5 |
Относительное увеличение диаметра напорного рукава при рабочем давлении, %, не более: |
|
РПК |
10 |
РПМ |
5 |
Масса 1 м, кг, не более |
|
DN25 |
0,25 |
DN40 |
0,34 |
DN 50 |
0,45 |
DN65 |
0,55 |
DN 80 |
0,65 |
DN90 |
0,83 |
DN 150 |
1,2 |
Температура окружающего воздуха при эксплуатации для напорных рукавов климатического исполнения по ГОСТ 15150, С 0 |
|
ТУ1 |
От минус 30 до плюс 40 |
У1 |
От минус 45 до плюс 40 |
УХЛ1 |
От минус 60 до плюс 40 |
Температура окружающего воздуха при транспортировании и хранении для напорных рукавов климатического исполнения по ГОСТ 15150, С0 |
|
ТУ1 |
От минус 40 до плюс 50 |
У1 |
От минус 50 до плюс 50 |
УХЛ1 |
От минус 60 до плюс 50 |
Примечание - Для РПК-В и перколированных напорных рукавов нижний предел рабочих температур не устанавливается. Климатическое исполнение только по условиям транспортирования и хранения. |