Основные способы и принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 04:01, реферат

Краткое описание

Наличие большого количества радиационно-, химически-, пожаро-, взрывоопасных объектов промышленности, размещенных на территории нашей страны, широкий спектр природных явлений, приводящих к стихийным бедствиям, сложная экологическая обстановка в ряде регионов, непрерывное совершенствование ракетно-ядерного оружия, обычных средств поражения предъявляют повышенные требования к организации защиты населения.

Оглавление

Введение 2
Основные способы и принципы защиты населения 3
Прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций 4
Оповещение о чрезвычайных ситуациях 5
Эвакуация и рассредоточение населения 9
Инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита населения 11
Подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях 14
Проведение спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения 15
Права и обязанности граждан России 17
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

dasdasd.docx

— 46.43 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ 
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
 

БЕЗОПАСНОСТЬ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
 
 
 

РЕФЕРАТ

по теме

«Основные способы и принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

(ЧСМ  И ВВ)» 
 
 
 

                     Группа  РПБ-1-09

                  Исполнитель Острешко М.В. 
                   
                   
                   

Москва 2011

 

     Содержание

Введение 2

Основные  способы и принципы защиты населения 3

     Прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций 4

     Оповещение  о чрезвычайных ситуациях 5

     Эвакуация и рассредоточение населения 9

Инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита населения 11

Подготовка  к действиям в чрезвычайных ситуациях 14

Проведение  спасательных и других неотложных работ  в районах ЧС и очагах поражения 15

Права и обязанности  граждан России 17

Список  используемой литературы 20 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Наличие большого количества радиационно-, химически-, пожаро-, взрывоопасных объектов промышленности, размещенных на территории нашей страны, широкий спектр природных явлений, приводящих к стихийным бедствиям, сложная экологическая обстановка в ряде регионов, непрерывное совершенствование ракетно-ядерного оружия, обычных средств поражения предъявляют повышенные требования к организации защиты населения.

     Под термином «защита населения» принято  понимать комплекс мероприятий, взаимосвязанных  по месту, времени проведения, цели, ресурсам и направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях  до приемлемого уровня угрозы жизни  и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или  в условиях реализации опасных и  вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

     Защита  населения от ЧС является важнейшей  задачей Единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), органов  государственной власти и управления, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений организаций всех форм собственности. 

     Основные  способы и принципы защиты населения 

       Защита достигается в результате  применения различных средств  и способов защиты и осуществления  комплекса мер, который включает:

     - прогноз возможных ЧС и последствий  их возникновения для населения;

     - непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды

     - оповещение (предупреждение) населения  об угрозе возникновения и  факте ЧС;

     - эвакуацию людей из опасных  зон и районов;

     - инженерную, медицинскую, радиационную  и химическую защиту;

     - применение специальных режимов  защиты населения на зараженной  территории;

     - оперативное и достоверное информирование  населения о состоянии его  защиты от ЧС, принятых мерах  по обеспечению безопасности  людей, прогнозируемых и возникших  чрезвычайных ситуациях, порядке  действий;

     - подготовку к действиям в чрезвычайных  ситуациях населения, руководителей  всех уровней, персонала предприятий,  организаций и учреждений, а также  органов управления и сил РСЧС;

     - проведение спасательных и других  неотложных работ в районах  ЧС и очагах поражения;

     - обеспечение защиты от поражающих  факторов ЧС продовольствия и  воды;

     - создание финансовых и материальных  резервов на случай возникновения  чрезвычайных ситуаций.

     К основным принципам защиты населения  относятся:

     - защита населения на всей территории  страны;

     - дифференцированная защита населения  с учетом экономических, природных  и иных характеристик, особенностей  территории и степени реальной  опасности возникновения чрезвычайной  ситуации;

     - заблаговременное планирование  и проведение защитных мероприятий;

     - необходимая достаточность и  максимально возможное использование  сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

     Рассмотрим  подробнее основные меры по защите населения. 

     Прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций

     Прогнозирование чрезвычайных ситуаций возможно только на основе решения задач мониторинга. Мониторинг окружающей среды - это система  наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе  для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней  процессов и своевременного выявления  тенденций ее изменения.

     Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - опережающее  отражение вероятности возникновения  и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в  прошлом и настоящем. Прогнозирование  может носить долгосрочный, краткосрочный  или оперативный характер.

     Основными задачами системы мониторинга и  прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

     - оперативный сбор, обработка и  анализ информации о потенциальных  источниках ЧС природного и  технического характера; 

     - прогнозирование возможного возникновения  ЧС и их последствий на основе  оперативной фактической и прогностической  информации, поступающей от ведомственных  и иных служб наблюдения за  состоянием окружающей среды,  обстановкой на потенциально  опасных объектах и прилегающих  к ним территориях; 

     - лабораторный контроль, проводимый  с целью обнаружения и индикации  радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения  (загрязнения) объектов окружающей  среды, продовольствия, питьевой  воды, пищевого и фуражного сырья; 

     - разработка и оценка эффективности  реализации мер по предотвращению  или устранению ЧС;

     - разработка сценариев развития  ЧС;

     - информационное обеспечение управления  и контроля в области предупреждения  и ликвидации ЧС;

     - создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных данных.

     Оповещение  о чрезвычайных ситуациях.

     Программа создания и развития Российской системы  предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях предусматривает поднять  на новый качественный уровень вопросы  оповещения, готовности населения и  командно-начальствующего состава  к действиям в ЧС.

     В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования  значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера. Велики социально-экономические последствия от стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также при применении оружия массового поражения (ядерное, химическое и бактериологическое) в условиях военного времени.

     Все это вынуждает повысить оперативность  и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий.

     Для оперативного оповещения населения  о чрезвычайных ситуациях как  мирного, так и военного времени  структуры ГО и ЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать  население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные  заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно  реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге позволит в максимальной степени сократить потери в людях  и материальных ценностях.

     Оповестить  население - предупредить его о надвигающемся  наводнении, лесном пожаре, землетрясении  или о другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся  аварии или катастрофе или же сообщить о возможных поражающих факторах при применении оружия массового  уничтожения в условиях военного времени. Для этого используются все средства проводной, радио- и  телевизионной связи.

     Время здесь - главный фактор. В экстремальных  ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

     В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная  сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы отсутствовал радиотрансляционный узел. Подавляющее  большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений  имеют свои местные радиоузлы. Дополняются  они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных  центров и ретрансляторов, широковещательных  и местных радиостанций.

     Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной  квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах на производстве. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает возможность быстро проинформировать о случившемся и о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

     В конце 1988 г. пересмотрели и изменили порядок оповещения. С этого времени  завывание сирен, прерывистые гудки  предприятий означают сигнал "Внимание всем!", а не воздушная тревога, как это было раньше. Услышав вой  сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник на местное вещание, репродуктор радиотрансляционной  сети и слушать сообщение местных  органов власти или штаба по делам  ГО и ЧС.

     На  весь период ликвидации последствий  стихийных бедствий или аварий все  эти средства необходимо держать  постоянно включенными. Местные  радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов экономики  переводятся на круглосуточную работу.

     Отсутствие  информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков. Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

     Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и  из нее сделаны разумные выводы.

     А как оповещают население в  военное время? При возникновении  воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует информация.

     Таким образом, принятая и ныне действующая  система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность  сразу привлечь внимание всего населения  города, района. Во-вторых, ее можно  применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и  авариях, так и в военное время. И последнее, теперь каждый может  получить точную информацию о происшедшем  событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о  правилах поведения в конкретных условиях.

Информация о работе Основные способы и принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени